Восстание на юге
Как и во всей стране, недовольство парламентом в Кенте стало проявляться за несколько месяцев до открытого восстания. Знаковым эпизодом стало решение парламента не праздновать Рождество 1647 года. Тогда жители Кента поволновались, покричали, но разошлись. Уже тогда появился лозунг «За Бога, короля Карла и Кент».
По-настоящему полыхнуло 21 мая 1648 года. Почти одновременно с Уэльсом. Изначально восставшие смогли собрать неподалеку от Мейдстона довольно внушительную силу в 10 тысяч человек.
Такая концентрация роялистских сил к юго-востоку от Лондона была тем более опасна, что в начале мая часть армии парламента во главе с Кромвелем ушла в Уэльс. Противопоставить восставшим адекватную силу было затруднительно.
Но в планы руководителей восстания не входил немедленный и чреватый риском поход на столицу. «За короля и Кент!» Они и стали овладевать графством. Восставшие принялись дробить силы, рассылая отряды по различным городам. В Мейдстоне осталось около 2 тысяч человек.
Близость Лондона к очагу восстания – это не только опасность для столицы. Это еще и возможность парламентской армии быстро отреагировать.
Оставшийся в Лондоне с 6 тысячами человек главнокомандующий Томас Фэрфакс отреагировал стремительно. Взяв 4 тысячи человек, генерал уже 1 июня оказался близ Мейдстона.
Сражение при Мейдстоне
Фэрфакс имел двойное численное превосходство над обороняющимися. Превосходство становится еще большим, если учесть, что за генералом шли солдаты Армии новой модели, то есть ветераны Первой гражданской войны.
В Кенте же восстало местное ополчение. Горожане, крестьяне, моряки. С некоторым вкраплением местных «кавалеров» и их ближайших подручных. Но даже кавалеры, как показала война, уступали в качестве круглоголовым-железнобоким.
Таким образом, восставшие, разделив свои силы, лишили себя возможности одержать победу над относительно небольшой армией Фэрфакса.
Мейдстон – это не город-крепость. Селения вокруг него играли роль передовых фортов. Фэрфакс быстро овладел некоторыми из них, расположенными южнее города. Затем под проливным дождем его солдаты ворвались на улицы собственно Мейдстона.
Роялисты возвели поперек улочек баррикады. Каждая из них бралась с боем. Приученные к атакам и штурмам круглоголовые брали их без большого труда.
Роялисты сдавали улицу за улицей и к вечеру прижались к последнему рубежу обороны, к церкви в центре города. Здесь им не оставалось ничего другого, как погибнуть или сложить оружие. Около тысячи оставшихся в живых защитников города предпочли второе. Другая их половина лежала в крови на улицах.
Фэрфакс распустил пленных по домам. Это произвело свое действие – многие отряды восставших в Кенте стали рассеиваться сами по себе. Часть роялистов отступила в Эссекс, другая часть пошла к морю – здесь против парламента восстал флот.
Восстание флота
Фэрфакс разделил свою небольшую армию на две еще меньших. Около 2 тысяч ушло с ним в Эссекс, еще 2 тысячи под командой полковника Натаниэля Рича отправились на восток. Если бы им предстояло только добить восставших – это одно, но подавить еще и восстание на флоте? Не имея кораблей! Трудновато.
Так что же там с флотом? Всё время Первой гражданской войны флот в основном находился на стороне парламента. Это сильно затрудняло сообщение роялистов с материком и Ирландией. И вот впервые в годы Революции английский флот разделился.
Взбунтовались команды кораблей, стоявших близ Дила. Они свергли пресвитерианское командование и выбрали себе нового командира (на самом деле взяли одного из прежних).
Роялисты с моряками овладели городками вокруг Дила и попытались взять Дувр. Однако гарнизон Дувра, вовремя поддержанный полковником Ричем смог удержать город за парламентом.
Имея относительно скромные силы и не имея поддержки с моря, Рич не смог быстро подавить восстание. В течение месяца он осаждал крепость Уолмер. Взял ее 12 июля и попытался взять Дил.
В Диле 15 июля отряды Рича подверглись бомбардировке с моря. А уже 16 июля роялистам с моря подошла голландская помощь (около 30 кораблей и 1500 наемников). И как вы думаете, кто руководил союзниками? Тот, о ком мы уже подзабыли – старший сын короля Карл принц Уэльский.
Принц Уэльский в Кенте
Это первое настоящее боевое дело принца. И одновременно знак, вымпел, знамя, заявление о намерениях восставших – реставрация монарха на троне Англии. Вспомним, что еще в мае было принято решение о свержении Карла I и его потомков.
Принц Уэльский находился в Голландии у своей сестры и зятя принца Оранского. Зять и помог шурину собрать флот и отряды наемников. Карл-младший решил обосноваться в восточном Кенте. Отсюда можно было контролировать устье Темзы, а значит и морской подвоз в Лондон.
Для того, чтобы обзавестись крепкой базой, требовалось снять осаду с Дила. Упрямый полковник Рич вцепился в город, как клещ.
Несколько раз подвозил флот подмогу в осажденный Дил. Про 16 июля мы уже говорили. Затем флот пришел 28 июля. Но обстановка мешала высадке десанта до 13 августа. Тогда высадили сразу 800 человек. Но и Рич, надо полагать, к тому времени получил подкрепления.
Как знать, сколько бы еще держался Дил, если бы не два обстоятельства. Первое: принц Уэльский не имел никакого боевого опыта, тем более в войне на море. Да и настроения в его флотилии оставляли желать лучшего.
Этим воспользовались оставшиеся верными парламенту эскадры из Плимута и устья Темзы. Им удалось соединиться и даже окружить флот Карла. Два дня противники маневрировали в виду друг друга. В эскадре принца закончилось продовольствие, и она бесславно ушла в Голландию.
Обстоятельство второе: 17-19 августа 1648 года под Престоном армия вторжения шотландцев, на которую так надеялись роялисты в Англии, была разбита Кромвелем. Узнав об этих поражениях, гарнизон Дила капитулировал. Мятеж в Кенте был подавлен.
Ну что ж, пора обратить внимание на главный театр Второй гражданской войны. Нас ждут кампания Престона и еще большее возрастание славы Кромвеля.
Продолжение:
--------
Все материалы серии "Кромвель против короля":