«Шалтай-Болтай свалился во сне»
На севере Кромвель громил шотландцев, а на юге армия Томаса Фэрфакса тушила последний очаг мятежа – осаждала Колчестер. Считается, что известная английская песенка про Шалтая-Болтая (в оригинале Humpty Dumpty) связана как раз с этой осадой.
Разгромив 1 июня 1648 года повстанцев в сражении при Мейдстоне (Глава 41), Фэрфакс начал преследование бегущих в направлении графства Эссекс. 13 июня под стенами Колчестера парламентская армия разбила в полевом бою роялистов. Однако ворваться в крепость на плечах бегущих круглоголовым не удалось. Началась осада.
Первой заботой Фэрфакса стала полная блокада города. С тем, чтобы полностью отрезать гарнизон от любой помощи извне – продовольствием, боеприпасами и подкреплениями. Кольцо блокады полностью замкнулось ко 2 июля.
Внутри города роялисты под командой графа Нориджа реквизировали у населения все продукты питания. Они вообще очень жестко обходились с гражданскими. Дело в том, что Колчестер славился как верный парламенту город. Соответственно, роялисты отнюдь не собирались сохранять жизни враждебно настроенных горожан.
Жителям не оставалось ничего другого, как пустить в пищу кошек, собак и прочую хвостатую и пернатую живность. Говорят, население было вынуждено есть свечи и мыло. На жалобы жителей роялисты предложили им съесть собственных детей.
Попытка вывести за стены 500 женщин и детей обернулась неудачей. Фэрфакс отказался пропустить их и просто загнал обратно за стены. При этом полковник армии парламента на радость солдатни приказал раздеть женщин догола.
Вторая гражданская война вообще отличалась большей жестокостью, нежели Первая. Это касалось и отношения солдат к населению, и расправ над пленными. Считается, что за неполный год в Англии погибло до 100 тысяч человек. Что при населении в 5 миллионов представляется довольно значительной долей.
24 августа к Колчестеру подоспели известия о победе Кромвеля при Престоне. Гарнизон лишился последней надежды и 28 августа сложил оружие. Двоих командиров гарнизона расстреляли сразу. Многих других казнили позже по решению суда.
Да, а что же там с Шалтаем-Болтаем?
По одной версии, так называлась пушка роялистов. Ее со стены сбила бомбардировка армии парламента – «Вся королевская конница, Вся королевская рать не может Шалтая-Болтая собрать!»
По другой версии, это было прозвище одного из снайперов гарнизона. Его якобы сняли со стены метким выстрелом. «Шалтай-Болтай свалился во сне».
Кромвель в Шотландии
Мятеж на юге был подавлен. Оставалось добить шотландцев. Этим после победы при Престоне занялась армия Оливера Кромвеля.
Первой заботой генерала стали остатки армии вторжения. Под Престоном были разбиты две части из трех. 6-тысячный арьергардный корпус под командой Монро избежал разгрома.
Кромвель опасался, что тот совершит набег на Престон. Где содержалось 9 тысяч пленных шотландцев. И без того их охрана была значительно меньше по численности. А если подойдет Монро…
Впрочем, Монро и не думал нападать. Он отступил в Шотландию. Кромвель двинулся за ним. 12 сентября 1648 года он подошел к границе. Здесь генерал дал своим утомленным полкам отдых.
Тут же произошло несколько актов мародерства. Это позже в Ирландии Кромвель будет вести войну по полного уничтожения всего и вся. Здесь и сейчас да еще на территории Англии он не терпел подобного.
«Если какой-нибудь офицер или солдат под моим командованием будет отбирать или требовать у населения деньги, или захватит лошадей, имущество или продовольствие, или будет плохо обращаться с людьми, он будет судим военным судом; виновный будет наказан смертью».
Между тем в самой Шотландии после Престона резко изменилась политическая обстановка. Вожди партии Энгеджеров потерпели поражение, к власти пришла партия Кирка. Вожди этой партии осуждали договор с Карлом I и автоматически поддерживали сторону английского парламента.
21 сентября Кромвель пересек границу. Навстречу ему выехал вождь партии Кирки лорд Аргайл. Начались переговоры. Кромвель требовал сдачи еще удерживаемых пограничных крепостей и отказа от поддержки роялистов. Аргайл согласился на выдвинутые условия.
4 октября 1648 года Оливера Кромвеля приняли в Эдинбурге как представителя дружественной страны. Генерал стремился установить хорошие отношения между английскими индепендентами и шотландскими пресвитерианами.
Переговоры с королем
Между тем парламент по-прежнему стремился договориться с Карлом I. Король был освобожден из заключения на в замке и перемещен в Ньюпорт. Здесь 18 сентября 1648 года и начались переговоры между парламентом и королем.
Парламент выдвинул несколько десятков требований. Основными были следующие:
- отменить все королевские указы против парламента;
- на три года ввести в стране пресвитерианское устройство церкви;
- милиция и армия на 20 лет переходят в подчинение парламенту.
Всё это Карл уже слышал. И всякий раз уклонялся от обещаний. Начал юлить он и сейчас, явно не отдавая себе отчета в своем положении. Это парламент с ним говорит так мягко. А что будет, когда до него доберется армия?
Вот слова самого Карла:
«Большие уступки, на которые я пошел сегодня, – Церковь, милиция и Ирландия – были сделаны только ради моего побега… моя единственная надежда состоит в том, что теперь они думают, будто я не осмелюсь отказать им ни в чем, и поэтому будут меньше заботиться о страже».
На что надеялся король? Скорее всего на заграницу. Как раз в это время в Европе закончилась Тридцатилетняя война. Впрочем, две державы, которые могли бы прийти Карлу на помощь, то есть Франция и Испания, между собой так и не заключили мира. Война между ними продлится еще 11 лет. Так что этот расчет базировался на песке.
Тем не менее сговор парламента и короля должен был вот-вот состояться. 5 декабря парламент уже принял соответствующее решение. Но тут в дело вмешалась армия.
Продолжение:
--------
Все материалы серии "Кромвель против короля":