Найти в Дзене
"Иная жизнь"

Путеводитель регионального инвестора. 10 часть

Начало книги. Предыдущая глава. Методика технико-экономического обоснования подробно описана в книге А.Шнейдера, Я.Кацмана, Г.Топчишвили «Наука побеждать в инвестициях, менеджменте и маркетинге» (издательство «АСТ», 2002 год). Эту методику также любят называть «квантово-экономическим анализом». Эта методика дает инвестору возможность предвидения, и строится путем логического рассуждения. Именно к этому и должен стремиться инвестор. Он должен уметь предвидеть на долгие годы вперед. Тогда его прибыль будет максимальной, а убытки ничтожны. Для этого инвестор должен уметь анализировать этапы развития компаний, этапы развития продукта, производимого компанией, этапы развития рынка, на котором работает данная компания. В сжатом виде суть данной методики состоит в следующем. Строится модель экономического пространства и путем ввода различных шкал определяется положение компаний. Положение в пространстве модели определяет перспективы компании. Для примера составим простую модель в трехмерном

Технико-экономическое обоснование

Начало книги. Предыдущая глава.

Методика технико-экономического обоснования подробно описана в книге А.Шнейдера, Я.Кацмана, Г.Топчишвили «Наука побеждать в инвестициях, менеджменте и маркетинге» (издательство «АСТ», 2002 год). Эту методику также любят называть «квантово-экономическим анализом». Эта методика дает инвестору возможность предвидения, и строится путем логического рассуждения. Именно к этому и должен стремиться инвестор. Он должен уметь предвидеть на долгие годы вперед. Тогда его прибыль будет максимальной, а убытки ничтожны. Для этого инвестор должен уметь анализировать этапы развития компаний, этапы развития продукта, производимого компанией, этапы развития рынка, на котором работает данная компания.

В сжатом виде суть данной методики состоит в следующем. Строится модель экономического пространства и путем ввода различных шкал определяется положение компаний. Положение в пространстве модели определяет перспективы компании. Для примера составим простую модель в трехмерном пространстве, соответственно у нас будут всего три шкалы. Шкалы строятся исходя из следующих условий:

Существуют четыре этапа развития технической системы. Первый этап — разработка продукта. Второй этап — его развитие. Третий этап — достижение пикового развития технологического продукта. Четвертый этап — спад производства продукта.

Существуют три уровня развития компании: первый — начинающиеся компании, второй — развивающиеся компании, третий — крупные компании. Компании, в соответствии с их уровнем, имеют разный доступ к капиталу. На отечественном фондовом рынке в основном представлены компании третьего уровня, реже второго. Компаний первого уровня нет. Для них выход на фондовый рынок в отечественных условиях просто невозможен.

Существуют пять этапов развития рынка: нулевой, первый, второй, третий и четвертый. На нулевом уровне рынка потребителей, которые платят деньги за использование нового предложения, пока еще не существует. Существуют энтузиасты, для которых попробовать новшество — хобби. На их игре зарождается новое предложение. На рынке первого уровня уже появляются покупатели, которые реально платят деньги. Но они еще не уходят с предшествовавшего рынка. Рынок второго уровня характеризуется тем, что на него начинают массово приходить потребители, оставляя рынок предыдущий. На третий уровень развития рынок переходит, когда все потенциальные потребители уже пользуются предложением данного рынка и динамика числа покупателей отражает только прирост населения в стране. О том, что продукт выходит на третий уровень можно судить, если на этом рынке начинают конкурировать бренды. Рынок четвертого этапа — это обратная сторона второго. На четвертом этапе рынка происходит отток потребителей, которые начинают использовать новое предложение взамен имевшегося. Важным критерием, классифицирующим этапы эволюции рынка, служит распределение потребителей между данным рынком и другими рынками. Данный критерий нельзя смешивать с процентами распределения одного и того же рынка между компаниями, торгующими на нем.

Далее представим в трехмерном пространстве по трем осям график: на одной оси отметим четыре уровня развития технической системы, на второй оси — три уровня развития компании, на третьей оси — пять уровней развития рынка (рисунок № 7). Получилось пространство из шестидесяти кубиков, а так как трехмерная модель отображается в двухмерном пространстве, в нашем случае изображены квадраты. Отметив в этом пространстве квадраты, соответствующие жизнеспособным сочетаниям, мы увидим, что их всего пятнадцать. Выявляются они путем логического размышления о возможности сочетания параметров, которые задают оси координат, при которых компания может жить и развиваться. В качестве примера: начинающая компания не сможет выпускать на рынке третьего уровня продукт третьего уровня развития технологической системы, или компании третьего уровня нецелесообразно работать на рынке нулевого и первого уровня с продуктами первого уровня технологического развития.

Если вы не произведете анализа с помощью метода технико-экономического обоснования и продолжите вслепую создавать сочетания идеальных продуктов, компаний и рынков, вы имеете вероятность получить жизнеспособное сочетание для компании в двадцать пять процентов. Это значит, что вероятность удачи выбрать перспективную компанию «вслепую», которая сможет со временем вернуть вам вложенные в неё деньги, также будет для вас двадцать пять процентов. И это при условии, что каждый из потенциально выигрышных проектов достигнет успеха, как задумано, а не погибнет по пути от ошибок управленцев. Вы можете в дальнейшем совершенствовать данную модель, путем построения в ней дополнительных осей. Принципы и условия, для создания этих осей, придется выбирать и создавать вам самостоятельно. Усовершенствовав эту модель, вы сможете с еще большей точностью увидеть наиболее перспективные для инвестиций компании. В этом случае, правда, будет очень сложно построить многомерную математическую модель в трехмерном пространстве для наглядного изучения. Лучше тогда описывать компании линейным методом.

Представленные на рисунке оси:

Ось РК — уровень развития компании.

Ось РР — уровень развития рынка.

Ось РТС — уровень развития технологических систем.

Например. В соответствии с осями координат проставляем следующее значение: РК 1, РР 2, РТС 2. Такое линейное сочетание описывает компанию, которая находится по своему развитию на 1 уровне, работает на рынке 2 уровня, и по уровню развития технических систем стоит на 2 уровне. Вводя дополнительные оси, получим дополнительные линейные значения, описывающие компании. Чем больше осей будет использовано при построении моделей, тем меньше будет выявлено компаний с жизнеспособными сочетаниями. Следовательно, чем больше параметров у компании вы будете изучать и сможете выбрать только жизнеспособные сочетания для них, тем надежнее будут ваши инвестиции. Если бы в приведенном выше линейном описании компаний РР было бы 3, РТС 3 или 4, то мы сразу бы могли понять, что данная компания нежизнеспособна, так как начинающая компания никак не может работать на рынке, где работают компании-гиганты и производство продукции уже поставлено на поток. Такая компания просто не сможет с ними конкурировать, и ей негде взять деньги на развитие своего гипотетического продукта для данного рынка. Ещё один пример. Если вы придете к выводу, что компания работает на рынке третьего или четвертого уровня, а по своему развитию стоит на третьем уровне, при этом этап технического развития данного вида продукции находится на третьем или четвертом уровне, то делаем простой вывод — никакой речи не может быть о расширении производства! Рынок и так насыщен, предприятие занимает практически весь рынок. Дальнейшее развитие технологий себя исчерпало. Если при этих условиях компания пытается расширять производство, то это просто бессмысленная трата полученной прибыли. Также неразумно будет, если компания пытается направить прибыль на захват рынков, на которых уже есть свои монополисты, а эти рынки исчерпали потенциал в своем развитии. Все вышеприведенные выкладки можно для понимания сказать еще проще. Например, неразумно будет инвестировать в производство бензина, если массово наладят производство электромобилей, способных ездить на гигантские дистанции с одной подзарядки аккумуляторов, и зарядить эти аккумуляторы вы сможете в домашних условиях от розетки за несколько минут. Я говорю это не потому, что будет так, а к тому, что создание новых технологий может разом убить старые технологии. А с ними и ваши инвестиции. Неразумно также вкладывать деньги в новый проект, если он находится на стадии становления, если нет перспектив развития. На то, чтобы узнать, сможет ли данный проект иметь успех, и направлена методика технико-экономического обоснования. Она позволяет также математически анализировать не только текущее состояние предприятия, но и его будущее. Освоив данную методику, вы фактически сможете видеть будущее предприятий, прогнозировать результаты их финансовой деятельности. Надо лишь уметь использовать подходящий случай, и если провести качественный технический и фундаментальный анализ, то количество интересных для инвестиций компаний будет четко определено, что повысит эффективность ваших инвестиций, они станут более надежными.

Выбор среди компаний у отечественного инвестора не так уж велик, но даже этот небольшой выбор может открыть вам совершенно иные перспективы, если вы правильно выберете время для совершения своих инвестиций. Тем более не всегда на нашем рынке вы сможете найти такие компании, которые будут в данный момент отвечать всем вашим требованиям. А вот если сможете смотреть в будущее, то ваши шансы найти что-то ценное и перспективное увеличиваются в сотни раз. Нужно лишь уметь ждать подходящего случая, а не совершать сделок только потому, что есть лишь желание их совершать. Умейте ждать и правильно выходить на рынок — тогда вам останется только правильно разместить свои деньги и ждать прибыли.

Ознакомившись с данной методикой, вы сможете также понять, совершает ли руководство предприятия правильные действия по управлению своей компании или нет. Будут ли перспективы у новой продукции, которую компания хочет выпускать. Как компаниям приступать к разработке новых продуктов и выводить их на рынок? Вы также сможете понять, почему некоторые продукты не могут выпускаться в данных условиях. А самое главное, вы сможете определить, в какие компании стоит инвестировать свои денежные средства, а в какие нет. Поэтому ознакомление с данной методикой просто необходимо! Эту методику вы можете совершенствовать сами и вводить все больше данных. Методика приводит к осознанию глубинных причин, почему рынок подвинулся в ту или иную сторону. Главной идеей методики технико-экономического обоснования является то, что в процессах анализа важны не сами уровни эволюционного развития продукта или сервиса, компании и рынка, а правильное сочетание этих уровней. Следует только помнить, что методика технико-экономического обоснования не предсказывает успех того или иного предприятия, а определяет предприятия, обреченные на неудачу в силу того, что в них заложено несоответствие между этапами эволюции разных частей системы.

Методика анализа включает несколько ключевых аспектов:

Этапы развития технической системы
Разработка продукта: начальный этап создания технологии.
Развитие продукта: совершенствование и расширение возможностей продукта.
Пик развития: максимальная зрелость технологии.
Спад производства: снижение спроса и эффективности продукта.
Уровни развития компании
Начинающие компании: находятся на стадии становления.
Развивающиеся компании: активно растут и расширяются.
Крупные компании: занимают лидирующие позиции на рынке.
Компании различаются уровнем доступа к капиталу. На отечественном фондовом рынке преобладают компании третьего уровня, реже встречаются компании второго уровня. Компании первого уровня практически отсутствуют, так как выход на фондовый рынок для них затруднителен.Этапы развития рынка
Нулевой уровень: потребителей, готовых платить за новый продукт, ещё нет. Энтузиасты тестируют новинки.
Первый уровень: появляются первые платёжеспособные клиенты, но они продолжают пользоваться услугами предыдущего рынка.
Второй уровень: массовый переход клиентов с предыдущего рынка на новый.
Третий уровень: большинство потенциальных потребителей используют продукты данного рынка. Динамика роста числа покупателей зависит от прироста населения. Конкуренция брендов усиливается.
Четвёртый уровень: обратный процесс второго уровня. Потребители переходят на новые предложения, покидая текущий рынок.
Логические выводы
Распределение уровней позволяет выявить жизнеспособные комбинации. Например: Начинающей компании сложно выпустить продукт третьего уровня на рынке третьего уровня.
Крупной компании невыгодно работать на рынках нулевого и первого уровня с продуктами первого уровня.

Логические выводы
Распределение уровней позволяет выявить жизнеспособные комбинации. Например:Начинающей компании сложно выпустить продукт третьего уровня на рынке третьего уровня.
Крупной компании невыгодно работать на рынках нулевого и первого уровня с продуктами первого уровня.

Продолжение.