Найти в Дзене
Советская авиация

ЯК-9: РАСПРОДАННАЯ ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ

Як-9 — одномоторный истребитель, разработанный в КБ завода № 115 под руководством А.С. Яковлева. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов, что сделало его самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны.

Як-9У — усовершенствованная версия, оснащённая мотором М-107А. Производился с апреля 1944 года.

Первый построенный на заводе №166 Як-9У М-107А. Фото: grafiq.ru
Первый построенный на заводе №166 Як-9У М-107А. Фото: grafiq.ru

Як-9У оказался одной из самых удачных модификаций советских самолётов времён войны. Всего был построен 3921 самолёт этой модели.

Фото: royallib.com
Фото: royallib.com

В России, Беларуси, Украине и Кыргызстане можно встретить несколько Як-9 на постаментах и в музеях, но в большинстве своём это лишь макеты разной степени убогости. А где же оригинальные самолёты?

В сопредельных с Россией странах сохранилось несколько настоящих Як-9 в музеях.

А на враждебном западе самолёты этого типа вовсю летают. И неспроста.

США, Сиэтл. Фото: Andrew Love
США, Сиэтл. Фото: Andrew Love

В 1990-е годы в России возник целый бизнес по восстановлению поднятых из болот, лесов и тундры самолётов с последующей продажей их западным коллекционерам. Занималось этим оренбургское ПО «Стрела».

Например, Як-9 зав.н. 0917918, состоявший на вооружении 118 рап, был сбит над Кольским полуостровом 27 октября 1943 года. Самолёт поднят поисковиками в 1989 году и после восстановления должен был украсить один из наших музеев. Но СССР развалился, и самолёт с новым зав.н. 470406 и двигателем Allison V-1710 был продан за границу. Был зарегистрирован в Германии как D-FAFA и летал на многих европейских авиашоу. Позже занял место в музее "HANGAR10" в аэропорту Херингсдорфа.

Фото: Malcolm Lee
Фото: Malcolm Lee

Кстати, с Кольского полуострова вывозили за рубеж не только советские самолёты. В Немецком техническом музее в Берлине преспокойно выставляются обломки Junkers Ju 87 с надписью «Музей ВВС Северного флота 1.8.91». А сколько «Юнкерсов» в российских музеях?

-8

Но вернёмся к основной теме. Аналогичная судьба постигла другой Як-9 зав.н. 0470406. Самолёт сменил несколько владельцев, прилетал в Россию на МАКС-2012, а одно время даже носил российскую регистрацию и имя «Москва». Сейчас же летает в США.

То же самое произошло и с Як-9 зав.н. 0470402 с собственным именем "Anya".

Фото: Иван Вукадинов
Фото: Иван Вукадинов

Як-9 зав.н. 0470408 и 0470409 были проданы уже не в «лихие 90-е», а в 2001 и 2003 годах и попали в Германию и Австралию, соответственно.

Фото: SXF
Фото: SXF

Правда, второй самолёт потерпел катастрофу в Австралии 7 сентября 2018 года, пилот погиб.

Фото: kathrynsreport.com
Фото: kathrynsreport.com

В итоге в России сохранилось лишь два оригинальных Як-9. И оба они, разумеется, не летающие. Первый сейчас находится в музее Задорожного — это самолёт Героя Советского Союза И.И. Клещева и бывший экспонат разгромленного в 2007 году ведомственного музея ОКБ им. А.С. Яковлева.

Фото: Евгений Лебедев
Фото: Евгений Лебедев

Второй представлен в Монино. Фронтовой истребитель Як-9У с зав.н. 0215357 был выпущен 27 марта 1947 года на Новосибирском авиазаводе № 153. Был то ли установлен как памятник, то ли размещён в авиационном музее в Болгарии. Так или иначе, в 1979 году по указанию министра обороны Болгарии генерала Добри Джурова Як-9У подарен музею ВВС СССР в обмен на самолёт Ли-2. Вот фотографии сборки самолёта 14 января 1980 года в зале-ангаре № 6:

По версии, высказанной Сергеем Крастевым, самолёт хранился на авиабазе Безмер, потом его перевели в Высшее Военно-воздушное училище им. Георгия Бенковского в городе Долна Митрополия, а уже оттуда отправили в СССР. Кстати, Болгария после того обмена не обеднела, поскольку в музее авиации в Пловдиве имеется другой Як-9.

Фото: Павел Фетисов
Фото: Павел Фетисов

Так как это один из немногих полностью оригинальных самолётов времён войны в Монино, возле Як-9У любили фотографироваться ветераны.

Часто фотографировались на фоне самолёта экскурсионные группы и обычные посетители.

Также он служил отличным фоном для торжественных мероприятий.

Фото: Александр Яблонских
Фото: Александр Яблонских

Вот такая «колхозная» табличка стояла у самолёта.

Фото: Charles Daniels
Фото: Charles Daniels

В 1996 году Як-9 получил от Политехнического музея сертификат «Памятника науки и техники».

Самолёт стоял в зале-ангаре № 6 вплоть до 2002 года, когда здание пришло в аварийное состояние и вся экспозиция была из него эвакуирована. На следующем фото видны облезлые стены ангара со следами протечек, пустые места, где висели картины, и временные подпорки для страховки перекрытий крыши. Сравните с предыдущим снимком.

Фото: Mike Kell
Фото: Mike Kell

Затем Як-9 на годы стал «резидентом» ангара № 8.

В августе 2004 года самолёт выставляли на открытой площадке музея перед Ан-24 по случаю праздника «Летающие легенды».

Спустя год на аналогичном празднике самолёт даже выкатили за пределы музея.

Фото: Александр Золотухин
Фото: Александр Золотухин

А затем самолёт вернулся в ангар № 8.

Фото: Михаил Лисовский
Фото: Михаил Лисовский

В 2008 году самолёт использовался для съёмок сериала «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», где играл самолёт Як-9Т, подаренный Мессингом Герою Советского Союза Константину Ковалёву.

11 июля 2009 года волонтёры перекатили Як-9У в новый, построенный заново из стали ангар № 6А.

Подписывайтесь на ТГ канал монинских волонтёров!

Самолёты в процессе создания экспозиции несколько раз меняли местами.

Фото: Михаил Игнатьев
Фото: Михаил Игнатьев

В итоге Як-9 занял своё нынешнее место в углу, между створками ворот и «кожедубовским» Ла-7.

Фото: kpopov.ru
Фото: kpopov.ru

Рядом с самолётом демонстрируется препарированный двигатель М-107А (ВК-107А) зав.н. 527682. Он поступил в Монино из московского Центрального Дома авиации 15 июля 1959 года.

Фото: Игорь Колоколов
Фото: Игорь Колоколов

Другой такой двигатель, правда, разукомплектованный, находится под капотом самолёта.

-30

Также рядом на стенде представлено знамя полка «Нормандия-Нёман».

Фото: kpopov.ru
Фото: kpopov.ru

А в 2023 году на монинский самолёт для съёмок фильма французского телевидения о боевом пути полка «Нормандия-Нёман» были нанесены знаки отличия Як-9Т б/н «14-белый», принадлежавшего Марселю Лефевру из 303 ИАД «Нормандия-Нёман», в соответствии с этим снимком, сделанным на аэродроме Слобода-Монастырщина в октябре 1943 года.

Фото: royallib.com
Фото: royallib.com

После окончания съёмок самолёт решили оставить в таком виде. Решение весьма сомнительное, но далеко не первый такой случай в Монино.

Фото: Mike Kell
Фото: Mike Kell

С 2018 года три вертолёта (Ми-6, Ми-8 и Ми-10) экспонируются отнюдь не в «родной» окраске после съёмок фильма «Небо измеряется Милями».

-34

Напоследок хочу дать вам возможность заглянуть в прекрасно сохранившуюся кабину самолёта, сфотографированную Сашей Генцисом в рамках его проекта «Рейс в мечту».

Фото: Саша Генцис
Фото: Саша Генцис

Однако, увидеть кабину монинского Як-9У можно не только на фотографиях, но и в двух телесериалах 2013 года. Это «Сын отца народов».

Сериал «Сын отца народов»
Сериал «Сын отца народов»

И «Истребители». Правда, кабина там показана мельком.

Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:

История экспонатов музея ВВС в Монино | Советская авиация | Дзен

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!