«В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого» (Лев Толстой)
Алгоритм поведения, помогающий ребенку приспособиться к тому окружению, к тем условиям, куда он попал, имея смелость родиться на свет, называется личностной адаптацией. Теория адаптаций Пола Уэра выделяет шесть основных их видов: шизоидная, истероидная, обсессивно-компульсивная, параноидная, пассивно-агрессивная, антисоциальная. Та или иная адаптация или их сочетание присущи любому человеку. Это норма – иметь арсенал основных стратегий, т.е. адаптации для выживания и для одобрения. Норма, пока это только адаптации, как всегда, вопрос в мере...
Понимание и выделение основной личностной адаптации позволяет увидеть варианты возможных сценарных процессов, в которых участвует человек. А распознанный деструктивный сценарий становится доступным для изменения. Как говорится, чтобы победить, врага нужно знать в лицо.
Рассмотрим первую из адаптаций – шизоидную (Креативный мечтатель).
Бывает, что родители очень заняты, увлечены собой, более того, прямым образом или неявно дают ребенку понять, что он доставляет им неудобство, мешает, отвлекает от более важных задач. Бывает, что на крики ребенка, на его попытки привлечь внимание к тому или иному своему желанию/дискомфорту следует чрезмерная, не адекватная ситуации реакция родителей. Например, уставшая, не высыпающаяся последние несколько дней, мама, разбуженная детским плачем ночью, может начать рыдать - громко и долго, пугая ребенка и предоставляя ему возможность сделать свой детский вывод, как вариант вот такой - «Я опасен для мамы» («Ну раз она рыдает два часа подряд после того, как я ее позвал, ясное дело, что я очень опасен») или такой – «Я буду тихим, лучше не беспокоить маму» («Наверное, мне не стоит плакать так громко и часто, лучше я потерплю и помолчу, зато мама будет спокойна, цела и здорова, а я выживу, если у меня будет мама, как я без нее?»)
При отсутствии достаточного и живого внимания к его потребностям, ребенок привыкает к тому, что по сути он один и особо никому не нужен. Ребенок делает вывод о том, что когда он спокоен и послушен, родители им довольны, и продолжает совершенствовать технику «тише воды, ниже травы», надеясь таким образом заслужить настоящую любовь и внимание родителей. Ребенок выбирает заботиться о родителях, об их спокойствии, тонко улавливая для этого их состояние. В результате развивается склонность к глубокому анализу причинно-следственных связей – «если я так, то как родители?». Также формируется способность к глубокой эмпатии, которая становится жизненно необходимой, чтобы всегда чувствовать настроение родителей.
Поскольку ребенку с шизоидной адаптацией приходится подавлять свои потребности ради заботы о состоянии родителей, у него формируются установки (драйверы) – «Будь сильным» (терпи), «Старайся, пытайся» (ищи варианты), «Радуй других» (тогда и тебе будет терпимо). А также запреты: «Не чувствуй» (зачем, если это никого не волнует?), «Не радуйся» (не известно, как отреагируют на мою радость родители, лучше не проявляться особо ярко), «Не принадлежи» (близкие не близки для ребенка, он как бы чужой среди своих), «Не будь значимым» (не известно, чем все это кончится, лучше заблаговременно сидеть тихо). Если ребенок имеет опыт болезни, и в этот период его всегда отстраненные родители вдруг перепугались и обратили на него внимание, то в этом случае ребенок может сделать дополнительные выводы о мире и о себе в нем – «Не расти», «Не будь здоровым» (когда я буду беспомощен, они позаботятся обо мне), что в целом ведет к инфантильной жизненной позиции и хроническим болезням. Также равнодушие к успехам ребенка не стимулирует его их достигать – «Не достигай» (кому это вообще надо?).
По сути малыш остается один в тот период, когда близость жизненно необходима. Он применяет доступные на его уровне развития, адаптивные техники и приспосабливается к ситуации. Он привыкает к отсутствию близости и в дальнейшем боится ее – «Я решу все свои проблемы сам», «Мои чувства никому не нужны, зачем мне кто-то?», «Мне хорошо и безопасно одному». Потенциальный партнер подсознательно воспринимается как обуза – ведь под него придется подстраиваться, отслеживать его состояние, подавлять свои потребности – «Зачем оно нужно? Одному лучше». Происходит выбор стратегий – Уход и уединение (в мечты и рационализацию, чувства в избегании). Одиночество становится защитой, а близость неизвестной и, следовательно, опасной. Детское решение «Я ОК, пока я один и ни в ком не нуждаюсь». Это то решение, которое должно быть пересмотрено, если появляется желание и необходимость выхода из деструктивного сценария (о нем далее).
Экзистенциальная позиция, свойственная шизоидной адаптации Я не ОК, Ты не ОК (Я мешаю маме жить (я не ОК), но и мама не заботится обо мне (она тоже не ОК).
Шизоид мечтателен, скромен, вежлив, корректен, незаметен, доброжелателен, всегда готов помочь, добр в проявлении, мало общителен, отстранен. Уход при шизоидной адаптации происходит в мысли, мечты, фантазии, размышления. Действие заменяется внутренним диалогом (бездействием). Чувства очень далеко, к ним доступ дозирован или блокирован. Главной задачей здесь будет мысли и мечты трансформировать в четкие планы, а бездействие – в действие, исполнение этого плана (пусть потихоньку, но именно делать). Так сказать, немного приземлиться на грешную землю, из грез и теорий в реальность и практику. Замирание и пустота шизоида прикрывают боль от безысходности детского одиночества, к проживанию которого все-таки нужно прийти. Постоянная тревога прикрывается размышлениями и рационализацией, выбором бездействия и избегания, уходом, в т.ч. и от других чувств – радости, гнева, любви… Человек замерзает, замирает, спит (но много-много думает). Он незаметен даже для себя самого. Поэтому вместо «Ухода от» шизоиду следует осознанно переключаться на «Идти к». Таким образом, при изменении поведения (к действию) и мышления (к конкретике) постепенно и потихоньку открывается доступ к чувствам, возможности их замечать и учитывать (последовательность П-М-Ч).
Клиент с шизоидной адаптацией склонен попадать в сценарий «Никогда». Человек считает, что никогда не получит желаемого – проекций того самого неполученного в детстве внимания. «Я никогда не стану успешным/не выйду замуж/не буду интересен другим…». В этом сценарии выбирается работа, где нет перспектив (т.к. исключается возможность добиться роста), выбирается холодный, недоступный партнер (т.к. в принципе исключена возможность получения искренней заботы и внимания) и т.д. Поэтому в работе с личностью, имеющей шизоидную адаптацию ведущей, необходимо занимать позицию Заботливого и Контролирующего (в плюсе) Родителя, чтобы Клиент почувствовал недостающее ему внимание и поддержку.
Знающий о своей адаптации человек может самостоятельно развивать внимание к своим чувствам, желаниям, проявлять заботу о себе, т.е. взращивать в сознании любящего и внимательного Заботливого и Контролирующего (в плюсе) Родителя. Рекомендована телесно ориентированная терапия, поскольку тело – это действия и чувства тоже в нем. Мысли должны стремиться находить реализацию в действиях, подумал – сделал. Также очень важно учиться уделять внимание чувствам и смелость в них идти… Однако в тандеме с психологом сделать все это будет быстрее и легче.
Продолжение следует, подпишитесь, чтобы не пропустить.
Подборка статей "Мир такой, каким ты видишь его" здесь.
Подборка статей "Про отношения" здесь.
Подборка статей "Про манипуляции" здесь.
Благодарю за лайки, подписки и комментарии.
Если вам нужна консультация, пишите в личные сообщения kat46marina@yandex.ru.
Читайте также.
«Стоит ли прощать абьюзера за потерянные годы?»
«Слушать тело, чтобы услышать»
#Психология #потребности #транзактный анализ #взрослый родитель ребенок #страхи #саморазвитие #самооценка