Найти в Дзене

На мотоцикле через всю Россию Часть 1: Великий Устюг – город первопроходцев

Путешествие по длинному маршруту из Тотьмы в Магадан мы запланировали ещё в январе 2024-го. О подготовке говорить не будем, так как уже дважды рассказывали о нашем проекте – почему выбрали такой маршрут и почему назвали его «По следам чёрной лисы». Краткие итоги по приезде тоже подвели. Поэтому сейчас, когда эмоции утихли, а наша Варвара Николаевна (Honda XL1000V Varadero) находится в зимней спячке, можно подробно рассказать о том, какие города посетили, что увидели, где останавливались, чем впечатлились, какие выводы сделали на будущее. Ранее мы не выезжали на мотоцикле «двойкой» далее, чем на 200-400 километров. Поэтому решение рвануть без опыта дальних поездок сразу на десять тысяч км туда и столько же обратно ошеломило наших друзей, а от нас потребовало двойного упорства. Если бы не растрезвонили о планах всем и вся, может, встретившись со сложностями, повернули обратно (такое бывало с мотопутешественниками, особенно на трассе «Колыма»), и никто бы нас за это не осудил. Позже, когд

Путешествие по длинному маршруту из Тотьмы в Магадан мы запланировали ещё в январе 2024-го. О подготовке говорить не будем, так как уже дважды рассказывали о нашем проекте – почему выбрали такой маршрут и почему назвали его «По следам чёрной лисы». Краткие итоги по приезде тоже подвели. Поэтому сейчас, когда эмоции утихли, а наша Варвара Николаевна (Honda XL1000V Varadero) находится в зимней спячке, можно подробно рассказать о том, какие города посетили, что увидели, где останавливались, чем впечатлились, какие выводы сделали на будущее.

-2

Ранее мы не выезжали на мотоцикле «двойкой» далее, чем на 200-400 километров. Поэтому решение рвануть без опыта дальних поездок сразу на десять тысяч км туда и столько же обратно ошеломило наших друзей, а от нас потребовало двойного упорства. Если бы не растрезвонили о планах всем и вся, может, встретившись со сложностями, повернули обратно (такое бывало с мотопутешественниками, особенно на трассе «Колыма»), и никто бы нас за это не осудил. Позже, когда речь пойдёт о ней более детально, поймёте, почему дорога Р-504 покоряется не каждому. А тут мы, новички… Но желание не опозориться, достичь поставленной цели, проверить собственные силу и выдержку двигало вперёд.

Если кто ездил по «Колыме» двойкой, пишите, будем рады познакомиться. Надеемся, наш опыт послужит уроком таким же первопроходцам – не важно, на мотоцикле вы собираетесь в путь или на автомобиле. А те, для кого такие поездки стали нормой, не судите строго – у вас этот путь пройден, мы же только начали ездить на дальняки.

Маршруты Великой северной экспедиции
Маршруты Великой северной экспедиции

Поскольку наше путешествие посвящено пути тотемских мореходов и 300-летию Первой камчатской экспедиции Витуса Беринга, мы проезжали те же города, что и землепроходцы прошлого.

Отправившись 24 января 1725 года в дальний поход из Санкт-Петербурга, участники Первой камчатской экспедиции в феврале того же года остановились в Вологде, затем санный обоз направился в Тотьму. Там команда в значительной мере пополнилась людьми, провиантом и снаряжением. Дальше её путь лежал через Великий Устюг, Сольвычегодск в Соликамск Пермского края.

Участники первой камчатской экспедиции Витуса Беринга проследовали через Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Сольвычегодск
Участники первой камчатской экспедиции Витуса Беринга проследовали через Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Сольвычегодск

Таким образом, выехав из Тотьмы 13 июня, мы поехали по федеральной трассе А-123, заехали в Великий Устюг и Сольвычегодск, а на ночёвку остановились в Коряжме. Казалось бы, можно сразу доехать до Кирова, причём, другим путём, покороче, за световой день на мотоцикле легко и без напрягов. Но в угоду нашей цели сделали крюк, чтобы побывать в исторически важных для нас городах. Такое было не раз на протяжении всего путешествия.

Дорога из Тотьмы до Великого Устюга длиной чуть больше 200 км пролетела быстро. Трасса отремонтирована. Перед Великим Устюгом есть небольшой участок, где не так гладко, как хотелось, но это мелочи. Тёплая погода, моросящий дождик – вообще ни о чём. Можно было бы даже не надевать дождевики и бахилы, так как дождь вскоре кончился. Но мы только привыкали к нашей экипировке, любезно предоставленной спонсором – компанией «Мотопитер», российским производителем линейки «MOTEQ». Первый отчёт о том, что дождевики – это не только сухо, но и тепло, записали сразу в Великом Устюге.

Завтрак в компании друзей из "Дикого ветра".
Завтрак в компании друзей из "Дикого ветра".

Но сначала встретились там с друзьями из великоустюгской чепты вологодского мотоклуба «Дикий ветер». Получив напутствия, двинулись дальше.

Набережная Великого Устюга – одно из красивейшх мест города.
Набережная Великого Устюга – одно из красивейшх мест города.

Насладились красотами набережной древнего города, её величественными храмами, просторами реки Сухоны.

Когда-то от этих берегов отправлялись в дальние походы первооткрыватели сибирских земель.
Когда-то от этих берегов отправлялись в дальние походы первооткрыватели сибирских земель.

Посидели на камне у храма Прокопия праведного, святого покровителя города.

-8

С этим камнем, вмурованным у стены церкви, под спудом которой почивают мощи святого Прокопия, связана легенда.

25 июня (8 июля по новому стилю) 1290 года в полдень на небосклоне появилось чёрное облако, которое приближалось к городу и росло. Кругом потемнело, со всех сторона стали собираться огромные тучи. Началась страшная гроза: беспрестанно блистали молнии, сотрясались стены зданий и раздавался такой страшный гром, что люди не могли расслышать один другого. Поняв, что городу грозит гибель, устюжане вспомнили о предсказании Прокопия, бросились в храмы и стали возносить молитвы о спасении. В это время святой находился в соборном Успенском храме и молился перед иконой Богоматери. Вскоре икона Пресвятой Богородицы начала мироточить и стихия стала стихать. Тучи ушли от Устюга, и верстах в 20 от него в пустынном месте, называемом Котовалово, упали с градом раскалённые камни, повредив множество леса, но не причинив вреда людям. Так, согласно преданию, праведный Прокопий спас Устюг.

Дело в том, что в месте, где рассыпалась каменная туча, лежат огромные валуны. Один такой и вмурован под стену собора. О появлении этих камней есть несколько версий. Учёные, исследуя их, подтвердили, что это не метеориты, как думали некоторые, а ледниковые валуны. А по поводу каменной тучи склоняются в пользу того, что камни поднял сильный смерч.

Есть у камня возле храма Прокопия одно интересное свойство: он не покрывается зимой снегом. Почему – загадка. Но люди верят, что камень обладает силой: садятся на него и просят святого об исцелении. А кто-то об исполнении желаний. Нашим желанием было одно – благополучно совершить сложное и долгое путешествие.

Ну а теперь, собственно, о главной цели посещения Великого Устюга.

О том, что этот город славится северной чернью, что это родина российского Деда Мороза, вы и без нас знаете. У нас не было задачи посетить связанные с этими брендами достопримечательности. Мы, как жители Вологодской области, там бывали не раз. Главное сейчас (вспомните о теме проекта) – история города.

Великий Устюг, если говорить о землепроходцах, – старший брат Тотьмы, хотя официально младше её на 10 лет. Тотьмичи гордятся историей великих морских открытий, большинством из всех на то время морских экспедиций по тихоокеанским водам, красивейшими храмами в стиле «тотемское барокко», построенными разбогатевшими за счёт пушного промысла купцами, а также тем, что самый южный форт на западном побережье Северной Америки – Росс – основан тотьмичом Иваном Кусковым.

Устюжане, которые также бороздили моря и океаны и занимались пушным промыслом, пальму первенства, как первооткрыватели новых земель, получили ещё за столетие до путешествий в Америку.

Великий Устюг – город землепроходцев и мореходов.
Великий Устюг – город землепроходцев и мореходов.

Семён Иванович Дежнёв и Федот Алексеевич Попов ещё в середине 17 века открыли первыми пролив, который назван Беринговым. Ерофей Хабаров осваивал амурские земли, а Владимир Атласов, названный Пушкиным «Камчатским Ермаком», – собственно, Камчатку. Поэтому нам обязательно следовало посетить город великих землепроходцев, отдать дань уважения прославленным путешественникам, первыми проложившим путь в Сибирь, которым в дальнейшем воспользовались и участники Первой камчатской экспедиции Витуса Беринга.

Памятник Семёну Дежнёву в Великом Устюге.
Памятник Семёну Дежнёву в Великом Устюге.

Семён Иванович Дежнёв служил рядовым казаком в Тобольске, затем в Енисейске, откуда с отрядом Петра Бекетова перешёл в Якутский острог, только что основанный по соседству с ещё непокорёнными племенами местного населения. Будучи сборщиком ясака, он примирил два якутских рода на реках Татта и Амга, чем заслужил благосклонность местного населения, и склонил к уплате ясака воинственного «князца» племени кангаласов Сахея.

Из Якутска Дежнёв отправился в поход на Оймякон для сбора ясака с эвенков и якутов, в составе отряда землепроходцев под командованием Михаила Стадухина открыл реку Колыму.

20 июня 1648 года Семён Дежнёв и ещё один прославленный его соотечественник Федот Попов на кочах вышли в море. 20 сентября 1648 года спутники увидели тёмный и грозный «большой каменный нос», окаймлённый полосой пенных бурунов (ныне мыс Дежнёва). Тем самым было доказано, что между Азией и Северной Америкой есть разделение. Однако это историческое открытие ещё долгое время оставалось неизвестным, так как все документы о походе хранились в Якутском остроге. По сути, Беринг открыл этот пролив, названный его именем, вторично. Причём, как учёный, Витус Беринг знакомился с записями своих предшественников, подтверждая их официально. Имя Дежнёва заслуженно увековечено в названии самой восточной точки нашего материка Евразии.

В Якутске же Семёна Ивановича любят, уважают. Ему, его жене-якутке и сыну Любиму там установлен памятник.

Памятник Семёну Дежнёву в Якутске.
Памятник Семёну Дежнёву в Якутске.
Где-то на просторах России...
Где-то на просторах России...

Ерофей Петрович Хабаров, чьим именем в числе прочего названы города Хабаровск и Ерофей Павлович, путешествовал с отцом с 14 лет. Он ходил на коче на Таймырский полуостров, участвовал в плавании из Мангазеи в Тобольск. С 1632 года Ерофей Хабаров жил в районе верхнего течения реки Лены, где занимался скупкой пушнины. Он открыл соляные источники в устье реки Куты, где построил соляную варницу, от которой со временем произошёл город Усть-Кут Иркутской области. В 1649-1653 годах Хабаров совершил два похода на реку Амур – в Даурию и Маньчжурию. За время второго похода Хабаров составил «Чертёж реке Амуру», который стал первой схематической картой Приамурья, а также собрал немало информации о местных народах.

Памятник Ерофею Хабарову в Великом Устюге.
Памятник Ерофею Хабарову в Великом Устюге.

Некоторые историки называют Ерофея Хабарова одним из богатырей-первопроходцев. Благодаря его инициативе, труду, мужеству и настойчивости обширное и богатое Приамурье вошло в состав Русского государства ещё в середине XVII века, а в долине Верхней Лены были подняты первые десятины целины.

В сибирском городке Соловьёвск в музее золота мы видели записи Ерофея Павловича, где он сообщал о месторождениях драгоценных металлов – это были первые упоминания о золоте в этом крае.

-14

Владимир Васильевич Атла́сов (а по-вологодски – Володимер Отласов) – русский землепроходец, который в 1697-1698 гг. возглавлял первый поход русских по Камчатке, завершившийся присоединением этого полуострова к Российскому государству. Несмотря на то, что на полуострове бывали до него другие казаки, именно Атласову принадлежит большая заслуга в освоении этих земель.

В ходе похода были захвачены четыре корякских острожка, поставлен памятный крест на реке Канучь и заложен Верхнекамчатский острог на реке Камчатке. Маршрут экспедиции закончился на южной оконечности полуострова, где Атласов имел возможность наблюдать неизвестные ранее Курильские острова. Он систематизировал собранные в ходе похода материалы, написав подробные «сказки», в которых сообщил о рельефе, климате, флоре и фауне, населении Камчатки и близлежащих островов, «через кои путь лежит в зело чудное Нифонское царство». К «сказкам» прилагалась и первая карта Камчатки.

В числе прочего он привёз с собой потерпевшего кораблекрушение на Камчатке иноземца, который оказался японцем из города Осака. «Апонского государства татарин именем Денбей» – значился этот человек в бумагах Приказа артиллерии, где он остался служить переводчиком. Денбея представили 2 января 1702 года царю Петру Алексеевичу – так в Москве появился первый японец.

За успешный поход, закончившийся присоединением Камчатки к России, Атласову был присвоен чин казачьего головы и выдана награда в размере 100 рублей.

Как и тотемские промысловые люди, устюжане ходили за пушниной на Алеутские острова и северо-западное побережье Северной Америки. Самым удачливым из них был Василий Шилов. В 1767 году он представил в Адмиралтейств-коллегию карту Алеутских островов своего сочинения. Устюжане были участниками многих открытий в Тихом океане и на Аляске. Мореход Егор Пуртов открыл дельту реки Медной, Василий Малахов основал Николаевский редут, а его сын Пётр позднее создал самое северное русское поселение на Аляске Нулато и стал первооткрывателем Аляскинского хребта. Бороздили они камчатские, чукотские, колымские земли, описывали флору и фауну, составляли карты.

Устюжанин Михаил Матвеевич Булдаков возглавил в марте 1800 года Российско-Американскую компанию на Аляске уже как государственную согласно указу императора Павла первого. До этого здесь хозяйствовали купцы из разных губерний России, добывая пушнину и другие "очень дорогие рыбы" и прочее. Михаил Матвеевич приложил все силы, чтобы из этой части России в Америке большая часть доходов шла в пользу государства Российского. По его инициативе было организовано первое кругосветное путешествие под руководством И.Ф. Крузенштерна на кораблях «Надежда» и «Нева».

Забегая вперёд, скажем, что многие основанные казаками города Сибири, холодные оймяконские земли, реки Алдан, Колыму и другие места, столетия назад покорившиеся землепроходцам Русского Севера, мы тоже посетили. Строя наш маршрут таким образом, чтобы он пролегал по населённым пунктам Первой камчатской экспедиции, путём тотемских мореходов, знали, что он идёт проторенным казаками дорогами. Поэтому в Великий Устюг заехали только ради них, первооткрывателей Сибири.

Их следы остались не только в далёких холодных землях Якутии и Камчатки. Вологодские, архангелогородские люди оставили себя навсегда по всей восточной части матушки-России: в говоре местного населения, домовой резьбе деревянной архитектуры, храмовом зодчестве, промыслах. Обо всём этом рассказы впереди.

Ольга ЛАВРОВА, член Союза журналистов России.

Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями.

#Дорога_мечты #По_следам_чëрной_лисы #Дорогой_тотемских_землепроходцев #В_Тотьме_каждый_путешественник #Туризм #Путешествия #Мототуризм #Дальняк #Мото #мотожизнь #мотодвижение #Мотоспорт #мотодальнобой #biker #russia #moto