Найти тему

Вокруг света за 88 дней

Именно столько потребовалось двум мотопутешественникам, чтобы проехать от Тотьмы до Магадана и обратно

Путешествие по маршруту Тотьма – Магадан – Тотьма заняло ровно 88 дней.
Путешествие по маршруту Тотьма – Магадан – Тотьма заняло ровно 88 дней.

Летом 2024 года мы, Николай и Ольга, жители Вологодской области, преодолели на мотоцикле "двойкой" маршрут "Тотьма – Магадан – Тотьма". Эти города находятся фактически на 60-ой, а точнее, на 59-ой параллели. Её длина вокруг Земли примерно 20088 километров. Наш пробег по километражу составил 25140 км (туда и обратно). Так что выражение "вокруг света" вполне справедливо, ведь мы, выехав 13 июня 2024-го и двигаясь сначала в одну, потом другую сторону России, прибыли домой 8 сентября этого же года, почти выполнили "норматив" Жюля Верна, если бы захотели обогнуть Землю вокруг, двигаясь по 60 параллели.

Пробег по маршруту Тотьма-Магадан-Тотьма составил 25140 км.
Пробег по маршруту Тотьма-Магадан-Тотьма составил 25140 км.

О нашем вояже рассказывали самое основное в нашей группе ВКонтакте и Телеграм-канале. Но там были лишь путевые заметки. Сейчас, когда отдохнули, эмоции улеглись, начинаем рассказывать более подробно здесь, в нашем канале на Дзене, а также готовим видеоотчёты для наших каналов на платформах YOUTUBE и RUTUBE. Это будут рассказы о проекте, открытиях, которые сделали сами для себя в отношении внутреннего туризма в России, и, конечно, о поездке по одной из самых опасных дорог России – трассе "Колыма".

Первый, открывающий пост, касается общих итогов путешествия. И начнём, пожалуй, с подготовки.

Как мы докатились до такой жизни?

Идея родилась зимой 2024-го. Уже тогда определили маршрут, обозначили ключевые города, через которые пойдёт наш путь. Просчитали будущие расходы: на бензин, еду, подготовку мотоцикла, приобретение необходимых в дороге вещей – от аптечки до палатки. Поняв, что собственных средств на всё это не хватит, решили собрать хотя бы часть денег в рамках проекта. Подобнее о нём говорилось в нашей предыдущей статье.

По совету других путешественников написали проект на краудфандинговой платформе "Planeta.ru".
По совету других путешественников написали проект на краудфандинговой платформе "Planeta.ru".

Вкратце его суть такова. В 1724-1725 году через Тотьму двигалась Первая камчатская экспедиция Витуса Беринга, затем по этому пути отправились другие землепроходцы, в том числе и тотемские, которые дошли до Охотского моря, откуда снаряжали промысловые экспедиции по северной части Тихого океана, на Аляску и другие земли западного побережья Северной Америки. У нас не было цели до мелочей повторить маршрут наших предков-путешественников, ведь когда-то главными транспортными артериями были реки, главное – добраться до Охотского моря через города, которые связали Русский Север и Дальний Восток в прошлом. И пусть конечной точкой стал Магадан, он всё же находится на берегу Охотского моря, чьи воды стали колыбелью развития Русской американской компании. А название проекта "По следам чёрной лисы" тесно связано с историей тотемского мореходства. Наши промысловики-купцы кроме других ценных пушных зверей добывали на американском континенте чёрных лис, изображение такой по указу императрицы Екатерины Великой теперь красуется на гербе Тотьмы.

Путь "По следам чёрной лисы" прошёл через ключевые города, через которые наши предки-путешественники шли на восток.
Путь "По следам чёрной лисы" прошёл через ключевые города, через которые наши предки-путешественники шли на восток.

Проект удачно вписался в череду других, посвящённых 300-летию Первой камчатской экспедиции, истории землепроходства и, конечно, мототуризма. Его поддержали 19 человек. И хотя из заявленных 100 тысяч рублей нам удалось собрать только 63400 р., эта сумма помогла значительно. Позднее подведём итог по проекту отдельно, поблагодарим каждого, кто принял участие в сборе средств.

Подготовка

По совету опытных путешественников, с которыми познакомились на интернет-форумах, стали искать спонсоров. Перво-наперво нам нужна была экипировка. Её не было. Спросите, а как раньше катались? В обычной одежде. Мы вообще познакомились летом прошлого года. Коля только купил мотоцикл, и все наши поездки ограничивались городами Вологодской и соседних областей. Так что планировали приобрести экипировку, но почему бы не воспользоваться поддержкой спонсоров? Из нескольких компаний, которые производят или продают одежду и аксессуары для мотоциклистов, откликнулись две организации.

Мотоэкипировку предоставила компания MOTEQ.
Мотоэкипировку предоставила компания MOTEQ.

Остановили выбор и заключили договор с компанией MOTEQ – отечественным производителем мотоэкипировки. Наша задача заключалась в том, чтобы делиться собственными ощущениями, какова одежда в тех или иных погодных условиях, удобна ли, есть ли недостатки. Мы на самом деле довольны экипировкой MOTEQ, она практична, комфортна, качественна, у неё адекватная стоимость. Благодаря спонсору нам удалось сэкономить, ни много ни мало, почти 80 тысяч рублей на два комплекта (мотоштаны, мотокуртка, мотоботы, дождевики и бахилы) плюс одни перчатки и подшлемник. Правда, нам пришлось внести 50 % суммы в качестве залога, которую нам по выполнении наших обязательств возвратят.

В первую очередь, готовить в путешествие необходимо мотоцикл.
В первую очередь, готовить в путешествие необходимо мотоцикл.

Самым главным участником любого мотопутешествия является, конечно, двухколёсный друг. Наше транспортное средство – Honda xl1000v Varadero. Нам кроме традиционной подготовки к мотосезону следовало подготовиться и к долгой дороге, предусмотрев возможные поломки, приобрести запасные части и инструменты, а также дополнительные приспособления – боковые сумки, канистры и т.п. В пути также покупали некоторые запчасти. Сильных поломок не было, но кое-что изнашивалось – такой путь и нагрузка! В общем, только на оснащение мотоцикла мы потратили 144 тысячи 800 рублей:

Задняя резина 18500
Сумки боковые 8500
Рамки для сумок 9700
Диск тормозной 6200
Колодки передние 7000
Колодки задние 3500
Резина "шашки" 31000
Резина комплект (на обратном пути) 33000
Слайдер 2800
Цепь и звёзды 14000
Воздушный фильтр 2600
Сцепление 8000

Плюс приобрели вебкамеру за 8000 рублей, гарнитуру для шлемов за 2500 р. и пауэрбанк за 2100 р. Кроме того, в начале мотосезона у нас сломался насос, пришлось дополнительно потратиться на него.

Из вещей, которые взяли с собой, были только мелочи: по паре сменного белья, кое-что из одежды, лёгкая обувь, это поместилось в один пакет. Основное место в сумках занимали инструменты, спальники, тёплые подкладки экипировки, дождевики. Кстати, палатку, спальники и карематы нам предоставили друзья. В задний кофр поместили газовую горелку, котелок, смазку для цепи, предметы личной гигиены и прочие необходимые мелочи.

В дополнение хочется сказать, что выбор боковых сумок пал на изделия из ПВХ. Они защищают вещи от влаги, пыли, при падении не ломаются, не рвутся. Благодаря ремням и застёжкам их высота регулируется.

-7

Галопом по...

Итак, всё готово. Пора в путь. Старт мотопробега приурочили к Дню России. Вечером 12 июня нас проводили друзья, а утром 13-го мы выдвинулись в путь. Не станем останавливаться подробно на каждом городе сейчас, о них поговорим в следующих материалах, поделимся впечатлениями о том, чем привлекателен тот или иной регион. Пока только перечислим их по пути нашего следования. Помимо заявленных в обязательном порядке населённых пунктов, через которые шли наши предки-мореходы, останавливались и в других, вынужденно или по совету знакомых, порой, делая крюк, а через некоторые просто проезжали.

Наш маршрут получился таким: Тотьма - Великий Устюг - Котлас - Сольвычегодск - Коряжма - Ильинско-Подомское - Киров - Великорецкое - Киров - Пермь - Соликамск - Александровск - Усьва - Горнозаводск - Серов - Верхотурье - Серов - Нижний Тагил - Ирбит - Тюмень - Тобольск - Абалак - Омск - Татарск - Новосибирск - Томск - Енисейск - Красноярск - Канск - Усолье Сибирское - Иркутск - Хужир (о. Ольхон) - Урик - Шелехов - Култук - Слюдянка - Выдрино - Улан-Удэ - Иволгинск - Чита - Могоча - Жанна - Сковородино - Тында - Нерюнгри - Алдан - Нижний Бестях - Якутск - Нижний Бестях - Чурапчы - Ытык-Кюёль - Хандыга - Куба (кафе) - Усть-Нера - Сусуман - Магадан.

Обратный путь сложился немного иначе: Магадан - Сусуман - Мяунджа - Усть-Нера - Хандыга - Якутск - Нерюнгри - Соловьёвск - Сковородино - Чита - Улан-Удэ - Гремячий - Шелехов - Иркутск - Красноярск - Кемерово - Новосибирск - Татарск - Омск - Тюмень - Кольцово - Екатеринбург - Кунгур - Ферма - Пермь - Слободской - Киров - Котельнич - Шарья - Никольск - Бабушкино - Тотьма.

Мы старались знакомиться с городами так, чтобы это было посильно нашему карману: посещали музеи, парки отдыха, набережные, исторические места, фотографировали памятники, архитектуру, достопримечательности.

Тюмень. Набережная. У памятника царской семье Николая II.
Тюмень. Набережная. У памятника царской семье Николая II.

При этом заранее не готовились к тому, что надо увидеть, куда сходить, выясняли об интересных местах от жителей или, пользуясь Яндекс или Гугл картами, заезжали в расположенные по пути следования красивые места. Так интереснее.

Где-то по дороге из Соликамска в Серов... Кусьинский водопад.
Где-то по дороге из Соликамска в Серов... Кусьинский водопад.
Каменный город.
Каменный город.
Усьвимские столбы.
Усьвимские столбы.
Бирюзовое озеро близ Александровска.
Бирюзовое озеро близ Александровска.

Если в одних городах делали ставку на храмовое зодчество, в других – на историю землепроходства, в третьих знакомились с воинскими мемориалами, памятниками природы, возможностями для семейного отдыха и так далее. Но всё-таки старались по возможности искать связь с нашей родной Тотьмой, Вологодчиной. В Иркутской области, Енисейске своими глазами увидели храмы, очень похожие на тотемские, украшенные клеймами-картушами – символами мореходов. А в Якутске почитают великоустюжского землепроходца Семёна Дежнёва.

Михаило-Архангельская Харлампиевская церковь в Иркутстке очень похожа на тотемские храмы не только способом постройки, но и украшениями-картушами.
Михаило-Архангельская Харлампиевская церковь в Иркутстке очень похожа на тотемские храмы не только способом постройки, но и украшениями-картушами.

"Широка страна моя родная"

Знакомство с Россией, включающей в себя несколько климатических поясов и областей, имеющей все виды рельефов, конечно, не ограничилось городами. Мы побывали в пещерах, каменных городах, скульптором которых стала сама природа, миллионами лет вытачивая, выветривая горные породы, которые теперь привлекают массу туристов. Насладились красотами рек, озёр, водопадов, вдоволь насмотрелись степей, болот и, конечно, величественных гор. В одних местах восхищались широкими просторами водной глади, в других благоговели перед шумными потоками горных рек, сметающих всё на своём пути. В Якутской и Магаданской областях останавливались на сопках, преодолевая перевалы, и наблюдали покрытые вечными ледниками хребты, не уступающие по красоте кавказским.

Охотское море. Вид на Нюкленский пляж у посёлка Ола.
Охотское море. Вид на Нюкленский пляж у посёлка Ола.
Вид на горный массив с Ольчанского перевала на дороге "Колыма".
Вид на горный массив с Ольчанского перевала на дороге "Колыма".
Байкал. Остров Ольхон.
Байкал. Остров Ольхон.
Ледник Булуус (Якутия). Не тает даже в жару.
Ледник Булуус (Якутия). Не тает даже в жару.
Новосибирское "море". Водохранилище возле Новосибирской ГЭС.
Новосибирское "море". Водохранилище возле Новосибирской ГЭС.
Кунгур (Пермский край). Ледяная пещера.
Кунгур (Пермский край). Ледяная пещера.

Одно скажем точно: Россия прекрасна, Сибирь не менее красива, чем юг страны, там столько неисхоженного, неизведанного, не столь популярного, но очень любопытного с точки зрения туризма, что думаешь, а надо ли вообще превращать эти места в точки повального посещения?

Сделали вывод: любой турист, не важно, с какой целью он путешествует, найдёт для себя свой маршрут. А направлений для туризма более чем достаточно:

1. История. Таких маршрутов великое множество. Например, можно проехать путём, каким осваивали Сибирь. Можно познакомиться с городами, ставшими последними пристанищами для императорской семьи Николая II. Можно посетить места ссылок и так далее. А можно последовать нашему примеру и пройти дорогой тотемских мореходов.

Памятник Семёну Дежнёву в Якутске.
Памятник Семёну Дежнёву в Якутске.

2. Паломничество. Храмы, монастыри, чудотворные иконы, божьи угодники, чьи мощи находятся в святых обителях, оберегая своей благодатью города и сёла по всей стране, – всё это даёт богатый простор для поездок верующим.

В Крестовоздвиженском соборе Свято-Николаевского мужского монастыря Верхотурья находятся мощи святого Симеона верхотурского.
В Крестовоздвиженском соборе Свято-Николаевского мужского монастыря Верхотурья находятся мощи святого Симеона верхотурского.

3. Архитектура. Деревянная домовая резьба, к примеру, для любителей старины предстаёт во всей красе в Тюмени. Другие города тоже в этом плане интересны, везде сложилась своя школа, во многих общественники восстанавливают памятники деревянного зодчества. Очень любопытно погулять по улицам Омска, Томска, Иркутска, увидеть особняки, не уступающие по красоте питерским.

Тюмень. Памятники деревянного зодчества бережно реконструируют.
Тюмень. Памятники деревянного зодчества бережно реконструируют.

4. Патриотический туризм. Сибирь в годы Великой Отечественной войны была не просто тылом, а промышленным центром, который поставлял на передовую снаряды и военную технику. Можно всё лето знакомиться с городами трудовой доблести и славы.

В годы Великой Отечественной войны в Перми, например, выпускали авиационные двигатели.
В годы Великой Отечественной войны в Перми, например, выпускали авиационные двигатели.

5. Семейный туризм. Развлекательные центры, зоопарки, необычные музеи не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых. Так, Новосибирский зоопарк многие называют едва ли не одним из лучших в стране.

А в Иркутске, в музее на полигоне бытовых отходов мастера создают удивительные персонажи из известных блокбастеров.
А в Иркутске, в музее на полигоне бытовых отходов мастера создают удивительные персонажи из известных блокбастеров.

6. Памятники природы. Пещеры, ущелья, озёра, каменные столбы, реки, горные массивы – любители активного пешеходного туризма, сплавов найдут для себя немало возможностей для отдыха.

В Красноярском парке "Красноярские столбы" природа постаралась на славу. Глядишь на эти валуны, а воображение рисует фантастические образы.
В Красноярском парке "Красноярские столбы" природа постаралась на славу. Глядишь на эти валуны, а воображение рисует фантастические образы.

7. Гастрономический туризм. Кухня разных народов России – очень привлекательный и вкусный вид путешествий. Этому виду туризма посвящают передачи на ТВ. Мы лишь немного прикоснулись к этой теме, попробовав блюда бурятской кухни – там просто все кафе, даже придорожные, с национальным колоритом. Ну а в Магадане вдоволь наелись красной рыбы и, конечно, икры.

Нет ничего лучше свежепойманной рыбы!
Нет ничего лучше свежепойманной рыбы!

8. Экстремальный туризм объединяет любителей сложных и опасных для прохождения маршрутов. Трасса "Колыма", 1700 километров которой представляют собой так называемую "гребёнку", находящаяся в диких, кишащих медведями, лесах, где от заправки до заправки 300-400 км, как раз относится к таким.

А после дождя сюда лучше не соваться...
А после дождя сюда лучше не соваться...

9. Литературный туризм. Кировская область – родина писателя Александра Грина, а тобольская земля – Петра Ершова. Что вдохновило этих и других людей на написание своих знаменитых произведений? Как берегут память о них земляки? Поводов для изучения этой темы полно.

По сказкам Ершова в Тобольске.
По сказкам Ершова в Тобольске.

10. Этнографический туризм. Россия предоставляет массу возможности для знакомства с культурой и традициями разных народов России.

В Царстве вечной мерзлоты в Якутске половина экспонатов посвящена национальной культуре. Что говорить о музеях, где можно узнать о народах севера и Сибири!
В Царстве вечной мерзлоты в Якутске половина экспонатов посвящена национальной культуре. Что говорить о музеях, где можно узнать о народах севера и Сибири!

11. Оздоровительный туризм. Многие целенаправленно едут ради посещения целебных, горячих источников, минеральных вод. И чем дальше в Сибирь, тем их больше.

Можно привести ещё немало других тем для путешествий. Было бы желание ездить!

"Ах, карман ты мой дырявый!"

Многие справедливо задают вопросы: посетив столько удивительных мест, сколько мы потратили средств? В общей сложности вышло около 360 тысяч рублей. Как мы написали выше, 144 тысячи потратили только на мотоцикл. остальное – бензин, еда, посещение музеев, парков и т. п. На оплату ночлега вышло не так много, как многим может показаться. И вот почему.

Самое главное преимущество мототуризма – возможность останавливаться на байк-постах, а не в гостиницах. Эти что-то типа хостелов, которые существуют при мотоклубах. Там нет фиксированной цены за ночлег, просто вносишь посильную сумму на развитие байк-поста, ведь люди содержат помещения за свой счёт, обустраивают, платят за электричество, воду, газ. Байк-посты обозначены на сайте "Мотокарта", найти их легко, там есть и контактные телефоны, по которым можно позвонить и предупредить о приезде заранее. Нас байк-посты очень выручили!

С "Полярными совами" Магадана.
С "Полярными совами" Магадана.

Отдельно отметим, что мотопуты могут остановиться и в клаб-хаусах, у отдельных мотопутешественников дома, которые на своём опыте знают, как сложно, имея ограниченное количество средств, найти крышу над головой. Нам тоже посчастливилось: координаты таких людей нам давали многие из наших новых знакомых. Всем, с кем нас свела судьба в дороге, будет посвящена отдельная глава нашего путешествия. А пока перечислим тех, кто дал приют, некоторые дважды. Итак, мы говорим СПАСИБО:

Байк-рок-клуб «Бункер» (Серов)
Алексей («Бармалей») (Тюмень)
«Стальные шлемы» (Тобольск)
Макс Светозаров (Омск)
Мото-клуб «DogGed» (Татарск)
«Стальной ветер» (Томск)
Мотоклуб «Wildriver» (Новосибирск)
АМП (АвтоМотоПомощь) (Красноярск)
«Free Motion» (Усолье Сибирское)
«Чёрные медведи» МС (Иркутск)
«Оппозит Бурятия» МК (Улан-Удэ)
«Iron Angel» (Могоча)
«BARRELS» МСС (Тында)
«Ночные Волки» МС (Якутск)
Аркадий – добрый человек (Ытык-Кюёль)
Максим Владимирович – владелец кафе "Куба" и заправочной станции рядом.
«Полярные совы» МСС (Магадан)
Павел и Наталья – мотопутешественники (Нерюнгри)
Александр – владелец автосервиса (Сковородино)
«Gentlemens» MC (Чита)
«Agega» байкер комьюнити (Тюмень)
Николай Караваев – путешественник, краевед (Пермь)

Но были периоды, когда приходилось ночевать и в палатке. Тёплая погода и расположенные вблизи населённые пункты позволяли это делать без особых хлопот. Пермь, Усьва, Енисейск, Ольхон и поле где-то за Читой – вот и все наши ночёвки в палатке.

-31

Без гостиниц, хостелов, комнат, которые сдают на ночь частники, всё же не обошлось. В Алдане, а также по трассе "Колыма" – в Хандыге, Усть-Нере, Сусумане и Мяундже – ночевали только в хостелах. В палатке не рискнули – к встречам с косолапыми мы были не готовы.

Всего на платные места отдыха потратили 26 тысяч рублей. Это не так дорого за лето. О ценниках ещё поговорим. Но средняя цена койко-места за сутки 1,5 тысячи рублей, семейный номер стоит 2 тысячи. Самый дорогой ночлег был в Сусумане – пришлось за номер выложить 4500 рублей, так как деваться попросту было некуда.

Собрались считать, сколько потратили на бензин, сбились. За весь путь, а пробег составил 25140 километров, сожгли примерно 2 тонны топлива. Пользовались 92-ым бензином. Разброс цен по России весьма широк: от 47 до 80 рублей за литр. Самый дешёвый в Бурятии, самый дорогой на "Колыме", а именно – в Усть-Нере. Не удивительно, там заправки держат частники, они и устанавливают свои условия. И не лишне обзавестись наличкой перед этим отрезком пути – карты могут не принять, да и интернет может не работать.

Дорога смерти

О трассе "Колыма", считающейся одной из самых опасных в стране, можно говорить бесконечно. Одно дело узнавать о ней из уст других мотопутешественников, другое – проехать её самим. Если вы готовитесь преодолеть этот путь на будущий год, подписывайтесь на наш канал, следите за публикациями, мы ещё расскажем о наших впечатлениях.

-32

Пока только в нескольких словах. Мы ехали по ней впервые, поэтому будьте снисходительны те, кому этот путь покорился не раз. От Якутска до Магадана её протяжённость примерно 2000 километров. Первые 200 км до Чурапчи асфальт, перед Магаданом тоже где-то 150 км асфальта. Остальные 1700 километров – грунтовка. Но это не та грунтовка, к которой мы привыкли здесь, дома. Там, в зависимости от обслуживающей организации и имеющихся в наличии материалов, проезжая часть представляет собой либо укатанный скальник, либо песок, либо глину... И одно дело ехать по ней одному, другое – "двойкой". Можно в сухую погоду лететь со скоростью 70-80 км в час по укатанному, не расхлёстанному большегрузами пути, а можно переваливаться с ноги на ногу в колее, ползти по 20, 30, 40 км в час, трястись по ямкам, промоинам... Здесь надо забыть о путешествии ночью. Лучше вставать пораньше и засветло добираться до какого-либо населённого пункта.

Самые опасные места – прижимы и перевалы без каких-либо ограждений.
Самые опасные места – прижимы и перевалы без каких-либо ограждений.

Путь от Якутска до Магадана по времени занял неделю. Попадали в дождь, сушь, ехали и по относительно ровным участкам, и по "гребёнке", наглотались пыли, зарывались в песок, ползли по грязи, падали. На трясках лопнуло ветровое стекло, пробили защиту в двух местах, но это, согласитесь, мелочи. Серьёзных поломок на этом участке пути не было.

-34

Обратный путь проехали немного быстрее, за пять дней. И то только потому что повезло с погодой. За день преодолели участок от Усть-Неры до Хандыги, тогда как раньше пришлось ночевать на "Кубе".

В общем, дорога "Колыма" бывает совершенно разной в зависимости от погодных условий, и мы вернёмся к подробному рассказу про этот путь. Он стоит отдельного повествования. Одно скажем: испытание не из лёгких, особенно если едешь впервые. Но красота природы компенсирует все неприятные ощущения. Стоя на вершине сопки, осматривая просторы, любуясь снежными вершинами гор, чувствовали, что всё это не зря. Заповедный, удивительный, хоть и опасный край!

Красота в награду за страдания.
Красота в награду за страдания.

Итог

Итак, поездка удалась. За 88 дней мы пересекли почти всю Россию с запада на восток и обратно, познакомились с разными городами, увидели много природных достопримечательностей, выдержали сложный путь по "дороге костей", увидели Охотское море, откуда наши земляки-тотьмичи снаряжали промысловые экспедиции.

После такого путешествия уверенно заявляем: "Не нужен нам берег турецкий и Африка нам не нужна!". Россия предоставляет массу возможностей для активного отдыха, Сибирь и Дальний Восток не уступают по красоте популярным южным курортам. Ну а бонусом – небольшое видео о том, как это было.

Оставайтесь с нами! Если у вас есть вопросы, пишите в комментариях.

-36

Ольга ЛАВРОВА, член Союза журналистов России.