Найти в Дзене

Здоровый и нездоровый симбиоз. Мамочка - трансформер.

Новорожденный малыш не знает, что такое «Я». Его сознание воспринимает себя неразрывно с теплом и заботой мамы, которая всегда рядом. Именно она реагирует на его потребности, ведь ребенок еще не может удовлетворять их самостоятельно. И поэтому малыш воспринимает себя неразрывно от мамы – «Мы» это и есть «Я». То есть «Я» для него это он и мама. Это здоровый симбиоз. У ребенка на определенном этапе сформировано только детское эго-состояние, а мама дополняет его взрослым и родительским. Так и должно быть, так и задумано природой. Но до поры до времени, конечно. Симбиоз пока здоровый, да. Но грань здесь тонка. Из благих намерений сделать как лучше, мама может совершенно забыть о себе и начать игнорировать свое собственное детское эго-состояние. Например, до родов она радовала себя приятными развлечениями, покупками, общением, чем-то вкусным, чувствовала потребности тела, была внимательна к своим эмоциям, проявляла непосредственность и беззаботность. Но рождение ребенка и груз новой ответст

Новорожденный малыш не знает, что такое «Я». Его сознание воспринимает себя неразрывно с теплом и заботой мамы, которая всегда рядом. Именно она реагирует на его потребности, ведь ребенок еще не может удовлетворять их самостоятельно. И поэтому малыш воспринимает себя неразрывно от мамы – «Мы» это и есть «Я». То есть «Я» для него это он и мама.

Это здоровый симбиоз. У ребенка на определенном этапе сформировано только детское эго-состояние, а мама дополняет его взрослым и родительским. Так и должно быть, так и задумано природой. Но до поры до времени, конечно.

Художник Кэти Берггрен
Художник Кэти Берггрен

Симбиоз пока здоровый, да. Но грань здесь тонка. Из благих намерений сделать как лучше, мама может совершенно забыть о себе и начать игнорировать свое собственное детское эго-состояние. Например, до родов она радовала себя приятными развлечениями, покупками, общением, чем-то вкусным, чувствовала потребности тела, была внимательна к своим эмоциям, проявляла непосредственность и беззаботность. Но рождение ребенка и груз новой ответственности настолько поглотили ее, что мамочке стало просто не до себя. Она совсем «выключила» свое детское эго-состояние, отказалась от него, оставив только Заботливого Родителя и Рационального Взрослого. Но, как известно, свято место пусто не бывает и вакантная должность Ребенка в ее сознании замещается фигурой ее собственного малыша.

Получается такой трансформер из двух человек. Мама состоит из своих эго-состояний Родителя и Взрослого, а Ребенок у нее встроенный (ее настоящий ребенок). В результате мама живет тем, что чувствует малыш, очень чутка к его сигналам, что конечно хорошо, но… она совершенно теряет связь со своей чувственностью, тактильностью, радостью жизни. Мамочка игнорирует, обесценивает свои потребности и теряет часть себя…

Формируется нездоровый симбиоз. В основе которого, как и в основе многих деструктивных процессов, лежит обесценивание и игнорирование собственных потребностей. Это, конечно же, происходит во имя и во благо какой-то высокой идеи, но всегда имеет негативные последствия, и совсем не те, которые были ожидаемы от тех самых благих намерений, которыми, как всем известно, выстлана дорога в не самое комфортное место.

Отказ от способности чувствовать себя и радовать себя влияет на все сферы жизни женщины. Невозможно в состоянии трансформера прожить жизнь с удовольствием. Дают трещину отношения с мужем, страдает сфера интимной близости - она может стать совершенно ненужной и даже обременительной, ведь секс это чувства, тактильность, наслаждение, им занимаются с активно включенным детским эго-состоянием. Таким образом все радости сконцентрированы на малыше и его потребностях, собственное «я хочу» атрофируется, заменяется на гиперопеку - «яжмать».

Художник Кэти Берггрен
Художник Кэти Берггрен

Но. Время идет. И в конце концов малыш вырастет и скажет рано или поздно категоричное и безапелляционное «я сам» (иногда лет в сорок, но не суть). И что тогда? Как вариант (не рекомендуемый) можно всячески мешать отделению ребенка от себя и замедлять процессы его взросления собственного посредством гиперопеки, контроля и манипуляций. Конечно, для нездорового симбиоза все происходит закономерно – ну как можно позволить части себя добровольно уйти? Как вообще отпустить часть себя? Это больно. Ведь останется пустота. Потому что в том месте, где когда-то были собственные желания, теперь остались только чужие. Желания собственного ребенка, взросление которого очень пугает. А собственное детское эго-состояние давно утеряно…

Порой искать утерянную детскую часть приходится долго... Поэтому мамочкам стоит помнить о важности здорового симбиоза и контролировать свои «благие» намерения сделать своего ребенка счастливым и в абсолюте оградить от всех бед. Любишь – отпускай.

Стадии развития здорового симбиоза:

  1. Перинатальная. Происходит формирование глубинной эмоциональной связи мамы и ребенка. Нежность, любовь к ребенку во время беременности, забота и тепло мамы в первые дни жизни ребенка - все это закладывает базу для гармоничных партнерских отношений малыша в будущем, формирует базовое доверие и способность к близости.
  2. Аутическая. Длится до двух месяцев. Ребенок еще не знает о своем «Я», пока еще он в слиянии с мамой «Мы». И это обязательное для проживания состояние, в котором глубинно впитывается чувство, что мир (в лице мамы) добр и способен поддержать.
  3. Фаза симбиоза. От двух до пяти месяцев. Образ мамы – основной объект любви. Малыш начинает чувствовать маму отдельно от себя, улавливать ее настроение, питаться ее любовью.
  4. Фаза сепарации и индивидуации:

а) Дифференциация. От пяти до девяти месяцев. Это период когда ребенок начинает исследовать мир, но мама для него все еще защита и безопасность. Отошел на шаг, стало страшно – снова бегом к маме, прятаться за ее юбку.

б) Практика. До пятнадцати месяцев. Первый самостоятельный опыт, первые достижения, возможность общаться не только с мамой. А мир оказывается еще больше, чем я думал!

в) Воссоединение. До двух лет. Здесь происходит осознание собственной ограниченности, что вызывает гнев и печаль. Налаживается контакт с собственной агрессией, происходит тестирование реальности – «А если я вот так сделаю, то как мама отреагирует?». И в этом малышу тоже нужна поддержка, понимание мамой, что злиться – нормально, что все чувства и проявления малыша нормальны.

г) Кризис трех лет. Я сам. Начало формирования самостоятельности – и здесь мамина вера в ребенка, в то, что сам он может и сможет, безгранично ценна…

Особенности этапов развития ребенка необходимо учитывать, чтобы помогать ему проходить обязательные фазы взросления максимально гармонично. Те есть отпуская, давать достаточную, но не избыточную поддержку.

Счастливая, самодостаточная мама, умеющая радоваться жизни и заботящаяся о своей детской части – самая лучшая мама для малыша. Своим примером она учит его быть счастливым и защищает от перспектив исполнять различные роли в треугольнике Карпмана, которые неизбежно поджидают его в будущем при нездоровом симбиозе, в котором мама отказывается от части себя.

Если вам нужна консультация, пишите в личные сообщения kat46marina@yandex.ru.

Читайте также.

«Стоит ли прощать абьюзера за потерянные годы?»

«Жить с мужчиной за еду»

«Слушать тело, чтобы услышать»

Мои книги на ЛитРес

#Психология #чувство вины #транзактный анализ #взрослый родитель ребенок #страхи #саморазвитие #самооценка