На волне популярности сериала «Великолепный век» турецкие кинематографисты решили выпустить его продолжение. На этот раз центральным персонажем ленты даже формально не является правитель османского государства. Напротив, главной героиней является Кёсем – жена одного султана и мать еще троих.
Действительно, супруг и дети этой сильной женщины находятся в ее тени – даже по мнению турецких историков. Исправим это досадное недоразумение и расскажем, кем же был Ахмед I, муж Кёсем, при котором началось ее восхождение.
Ахмед родился в 1590-м году в семье санджак-бея Манисы шехзаде Мехмеда и его наложницы Хандан-султан, то ли гречанки, то ли боснийки. Через пять лет после этого его отец сел на трон, и тут же избавился от своих 19-ти малолетних братьев. Несмотря на общественный резонанс, который вызвал этот поступок, судьба империи отнюдь не висела на волоске – у нового султана было, по крайней мере, четыре сына.
Наш сегодняшний герой сначала не считался вероятным наследником, ибо являлся третьим по счету. Но один из братьев отправился на небо по причине болезни, а другой был лишен жизни собственным отцом, который подозревал его в вероломстве. Младший их принцев и вовсе с юности считался умалишенным, а потому у Ахмеда попросту не было конкурентов. Когда отец скончался от болезни желудка, этот царевич без всяких препятствий получил престол.
На тот момент юноша находился в тринадцатилетнем возрасте, а потому было принято решение сохранить жизнь его безумному младшему брату ради будущего династии. Таким образом прекратилась давняя традиция рода Османов при коронации нового султана умерщвлять его братьев. Но в то время об этом никто не знал. Шехзаде Мустафа был помещен в заключение и более десяти лет провел под домашним арестом, воя на луну и разговаривая с птичками.
В то время воцарение ребенка считалось приглашением для соседних держав, которые нападали на каждое государство, лишенное твердой власти. К тому же, по наследству от отца Ахмед получил сразу две войны: на востоке – с персами, на западе с австрийцами. И если ранее противники не активничали, то теперь утроили свои усилия.
Тем более, что в Османской империи были проблемы и поважнее. Там решали, кто главнее Сафие-султан и Кёсем-султан – бабушка и мать молодого правителя. В конце концов, победила последняя, и государство попыталось дать ответ врагам. На волне победы (турки захватили несколько австрийских замков) был подписан мирный договор со Священной Римской империей. Две великие державы сохранили прежнюю границу, но Стамбул отказался от 30-ти тысяч золотых ежегодной дани за Венгрию, которую уплачивали на протяжение почти сотни лет. Взамен Османы получили 200 тысяч золотом в качестве разовой выплаты – как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок.
Этот договор Ахмед разрабатывал лично – в своей ранней юности он был деятельным политиком, собственноручно вершащим государственные дела. Для современников это казалось сравнительно необычным, ведь большинство султанов передавали правление своим матерям и визирям со времен великого Сулеймана. Но затем наш герой обратился к религии и чувственным удовольствиям, и фактически отдал власть царедворцам и собственной фаворитке Кёсем.
Визири сумели справиться с восстаниями Джелали – бунтами обедневшего населения Центральной и Восточной Анатолии. Но стоило это очень дорого: обезлюдели целые регионы, куча народу убежало в Иран. Лишь ценой обещания денег и должностей предводителям мятежников удалось убедить их прекратить борьбу.
Война с Сефевидским Ираном протекала сложнее. Там на тот момент правил Аббас I – величайших их шахов своей династии. Он сумел вернуть большую часть того, что со времен Сулеймана Великолепного завоевали турки и установил границу, какой она была по состоянию на 1550-й год. В этом противостоянии Османская империя лишилась нескольких армий, которые разбежались от голода по причине используемой противником тактики выжженной земли или были разбиты в правильных сражениях. Тем не менее, ценой территориальных уступок был подписан долгожданный мир.
Но в это время ранее деятельный Ахмед был больше увлечен религией и пирами. Он ушел их жизни в 1617-м году в возрасте всего лишь 27-ми лет – подхватил тиф, который не умели лечить в то время. Несмотря на наличие нескольких сыновей, преемником стал его сумасшедший брат, чем была нарушена вековая традиция передачи власти от отца к сыну.
Несмотря на сомнительные итоги правления, он считался благочестивым и добрым султаном и вошел в историю, как строитель знаменитой Голубой мечети.