В целом, при РЖД есть целые предприятия, которые занимаются правильной утилизацией железнодорожной техники и вагонов. Чаще всего, абсолютно всё разбирается и разрезается на составные части и либо используется в качестве запасных частей (о чём не сильно любят говорить), либо становится вторсырьём – чёрным и цветным металлом, который продаётся на вторичную доработку и является существенной строкой дохода важнейшего предприятия Российской Федерации.
В США, с очень разветвлённой сетью железных дорог в этой стране, такие предприятия, разумеется, тоже есть. Но появились они не сразу и не везде. Особенно чувствовалось отсутствие подобных предприятий в городах, куда вела одна двойная ветка ж/д путей, да присутствовала пара парков и вокзалов, но имелся свой собственный метрополитен, движимое хозяйство которого также приходило в негодность. И держать только под нужды метро утилизирующее предприятие оказалось экономически-невыгодным проектом.
На этом фоне и появился другой проект по утилизации вагонов метро, вылившийся в практический эксперимент. Согласно задумке исследователей, тысячи устаревших вагонов метро не утилизировались в должной мере, а сбрасывались в океан.
Зачем? Вы узнаете в рамках новой статьи.
Всё началось с оптимизации…
США – это страна, которая окружена океанами. И первоначально, такой способ утилизации оказался самым дешёвым и экономически-целесообразным на побережьях – даже сдача вагонов на вторсырьё стоила бы намного больше, с учётом дальней транспортировки «под разбор», чем выгода, полученная от чёрного металла. Да и когда-то, десятки лет тому назад, в первые подземные пассажирские вагоны было внедрено немало асбестосодержащих материалов, которые было не так просто утилизировать.
К тому же было загодя экспериментально установлено, что при контакте с водой асбест не выделяет каких-либо токсичных веществ, отчего такой формат утилизации наиболее лёгок и полностью безопасен для окружающей среды.
… А продолжилось модернизацией Природы
И уже потом возникло понимание, что такие вагоны могут приносить пользу для Природы. А именно, благодаря своим прочным корпусам становятся прекрасной и надёжной основой удобных искусственных рифов, а заодно и стимулируют развитие морской флоры и фауны вокруг.
Главное было наладить технологию. И перед погружением на океаническое дно вагоны проходили (и проходят) максимальную отчистку, с демонтажем всего лишнего – оборудования, обшивки, дверей, колёс, сидений и стёкол. Да и любые прочие опасные материалы вычищаются целиком и полностью, ибо никому не нужно скандалов-с.
Очищенные вагоны выставляются в два этажа на специальную баржу, после чего увозятся на заранее определённую точку. Дальше происходит простое и понятное действие – постепенное и размеренное сбрасывание груза в океан по заранее намеченной траектории. И уже там, на морском дне, вагоны становятся удобным фундаментом для построения рифов и надёжным пристанищем для многих видов ракообразных и рыб.
Жизнь внутри искусственных рифов
Внутри искусственных рифов большое количество рыб среднего и малого размера. И плавая между окон и поручней, эти морские создания просто прекрасно защищены «бронированными стенами» от круглых и наглых хищников, которым нет числа.
Следует отметить, что морские рифы, на сленге исследователей, называются «морскими джунглями». Одновременно и потому, что в них достаточно трудно проникнуть, и потому, что здесь живёт и укрывается просто колоссальное количество животных и рыб очень редких видов.
Развитие эксперимента
На данный момент на океаническом дне уже находится свыше 2,5 тысяч бывших вагонов метро. И фотографии «новых рифов» действительно напоминают пейзаж из фантастического фильма с лёгкими нотками постапокалипсиса – будто бы человечество прекратило своё существование, уподобившись легендарной Атлантиде, а вагоны на дне морском – отражение прежнего величия нашей цивилизации.
Постепенно возникло понимание, что искусственные рифы значительно укрепляют илистое дно, где отсутствуют твёрдые породы. И «дорабатывают» вопрос укрепления многочисленные моллюски, которые присасываются к поверхности «бывших тружеников метро» и начинают своими телами постепенно наращивать объём рифа.
Эксперимент уже сейчас признан успешным и состоявшимся. Но надо всё-таки отметить, что не в США первыми додумались до того, чтобы искусственно строить рифы для укрепления береговых линий. Так, в Японии, которая ещё больше «привязана» к океану, первые искусственные щебневые рифы появились ещё в XVII веке и продолжают возводиться по настоящий день.
Для чего нужно рифообразование и укрепление дна, я думаю, говорить не нужно. Но лишь вскользь намекну, что этот действительно глобальный эксперимент будет продолжаться ещё много-много лет, в связи над тем, что США «на долгосрок» работают над общим укреплением своей береговой линии, ибо океан может быть как союзником, так и врагом, меняя своё настроение в одночасье.
Будущее техники
Сейчас считается, что огромное количество техники (например, старые танки) можно не утилизировать понапрасну и не держать в огромных отстойниках-полигонах, но дать (в прямом и переносном смысле) новую жизнь. И это очень символично на мой взгляд, так как смертоносное оружие человечества, избавленное от всего лишнего, намного спокойнее и правильнее смотрится под тощей воды, в окружении кораллов и рыб.
На данный момент установлено, что океан «любит» металл. И абсолютно все соответствующие изделия и машины вполне себе подходят для безвредного образования экосистем. Но важно провести очень хорошую отчистку, чтобы прохудившийся бензобак либо поддон с маслом не вызвал экокатастрофу местного масштаба. А потому, Интернет полнится и другими интересными кадрами: как вместо вагонов в водную гладь летит другая техника, отчищенная до металлического остова. Да и не только техника, ибо во Флориде провели свой эксперимент, в рамках которого ещё 50 лет тому назад затопили свыше 2 миллионов автомобильных шин ровно с той же целью.
Так что у эксперимента есть будущее. Да и человечество всё лучше и лучше начинает понимать, как взаимодействовать и сожительствовать с Природой, а не являться только «эксплуататорами», «венцами» и «царями» нашей общей Матери.