Найти тему
Записки репетитора

Как у злого репетитора ученики на уроках рыдают и упорно сопротивляются получению знаний

Да что ж такое… Две истории, которые произошли в один день.

***

Есть у меня второклассник. Тот самый, который периодически на себе волосы рвет и бьется головой обо все находящиеся рядом поверхности. Это когда он что-то не помнит. А он постоянно не помнит. ))

Есть у меня довольно небольшой второклассничек

В общем, повторяем мы с ним слова, на которые завтра в школе диктант будет. Причем слова эти учены-переучены. Уж и рисовали, и писали, и как только с ними не выделывались. Кстати, английские буквы он прекрасно знает, диктанты на алфавит пишет превосходно.

И слова-то были… Bag, pen, pig… Ничего особенного.

Хорошо, написали строчку слова bag.

-2

Предлагаю написать его по памяти. Мальчик рыдает:

- Я не помнюююю…

Я включаю хорошо воспитанную каракатицу:

- Давайте вспоминать вместе. Как «сумка» по-английски? Правильно, bag. Какая первая буква?

- Я не помнююююю….

- Помните, помните, вы же мне слово назвали. Значит, и первую букву в нем назвали. Как сумка, еще раз скажите? Правильно. На что она начинается? Да, да, правильно. Вот и пишите эту букву. Вы ж ее только что в диктанте совершенно правильно написали.

Мальчик, рыдая, пишет букву b.

Не буду описывать дальше, ибо примерно таким же образом мы расправляемся с другими буквами и другими словами.

***

В этот же день вечером приходит пятиклассница. У нее вообще проблемы с буквами и чтением, поэтому мы начали заниматься по пособию Шишковой, Вербовской. Для детского сада пособие, по сути.

-3

Это та самая, которую я злобно после уроков держала:

Учитель-мучитель, или как я откровенно издеваюсь над своей ученицей, заставляя ее думать. Оказывается, это трудно, иногда до слез

Задания первого урока. Раскрасить буквы. Обвести буквы и дописать их по образцу.

Дальше 4 слова. Каждый раз они сопровождаются картинками. Обвести транскрипцию слов cat, bat, bag, bat. Обвести написание этих же слов. Вставить пропущенные буквы в эти же слова. Написать эти же слова по строчке. Найти на картинке, где прячется кошка и летучая мышь и подписать их.

Девочка все это делает дома. Я еще раз разбираю с ней соответствующее правило чтения. Пишем каждого слова по строчке.

И – внимание! Пишу по-русски эти четыре слова и прошу написать их по-английски. При этом на доске крупно написана буква, которая в середине каждого слова, то есть а.

Девочка растеряно смотрит на листок со словами:

- Я не смогуу…

И начинает рыдать.

Я опять в виде доброжелательной каракатицы:

- Мы же только что все повторили! Вы все знаете, давайте попробуем.

- Аааа… Уууу… Я не знаюююю…

Начинаем вспоминать многострадальную сумку по утренней схеме. И каждое слово по этой же схеме. Вспомнили, написали. Опять пишу 4 слова, прошу перевести.

Сквозь рыдания получаю листок с примерно такими иероглифами: pad, gin, erd.

Уже голосом злобной каракатицы спрашиваю, что это.

- Уууу… Аааа… Я как запомнила, так и написалаааа…

Опять разбираем каждое слово отдельно, опять прошу написать. Примерно та же картина. И так час. Час! Мы с пятиклассницей час не можем написать 4, чтоб их, элементарных слова?

Мама сидит в коридоре и сразу мне говорит:

- Я все слышала. Она издевается над вами и надо мной.

Начинает ругать девочку. Девочка вполне мирно и без всяких слез спрашивает меня:

- А домашка какая будет? Слова эти выучить, да?

Я безнадежно машу рукой. И предлагаю маме подумать, стоит ли ей тратить деньги и время на занятия.

***

Вот теперь скажите: вы реально думаете, что дети не знали, забыли и прочее? Да они себе ставят огромный и прочный блок на получение и обработку новой информации. Они прилагают громадные усилия как раз к тому, чтобы НЕ ЗНАТЬ и НЕ ЗАПОМНИТЬ. Эти бы усилия, да на получение знаний – цены бы им не было.

Знаете, когда я первый раз столкнулась с тем, что ученица исписала одним и тем же словом чуть не тетрадный разворот, а потом не может его воспроизвести («Я же не учила и не повторяла»), я подумала, что она шутит.

Это же невозможно, столько раз написать – да тут на одной механике воспроизведешь. Оказывается, очень даже возможно.

С моим поколением, да и с другими моими учениками раньше отлично работал стандартный прием: закрываешь английское слово, смотришь на русское, пишешь перевод. Потом сверяешь со списком, исправляешь то, что неправильно. Пишешь еще раз. Опять исправляешь, если нужно. Обычно уже во второй, ну в самом крайнем случае, в 3 или 4 раз писали правильно. А тут хоть в двадцать четвертый! Хоть в сто пятьдесят четвертый!

Если нам задавали 10 слов – мы просто брали и учили эти 10 слов. Без всякого пенья и плясок, видео, наглядности, лепки этих слов из пластилина и вышивания их крестиком.

А сейчас смотрите… Еще пример приведу. Вот я показываю ученикам мультфильм про Gogo. Кстати, если вы думаете, что им видео, песни и мультфильмы ужасно интересны – вы крупно ошибаетесь. Им скучно. Иногда они вообще кладут голову на руки и не смотрят.

Так вот, про Gogo. Там суть такая. Допустим, дается комбинация:

- What’s your name? My name’s…

-4

И она крутится ВЕСЬ мультфильм. То есть сначала два персонажа, Тони и Дженни, учат Гого этой фразе. Потом они поют с ней песню. Потом Гого летит на свою планету и там учит этой фразе трех прикольных чувачков, одним из которых является говорящая голова Под (тупенькая, кстати). Потом они поют песню.

Вы представляете, сколько раз это повторяется?

И что? Значит, показываю я это все. Мы отрабатываем с учеником. Задаем друг другу вопросы, отвечаем. От имени всяких игрушек то же самое делаем. Мультфильм смотрим.

И в финале я спрашиваю:

- Так как будет по-английски: «Как тебя зовут? Меня зовут Вася».

В ответ недоуменный взгляд и классическое:

- Анезнай.

Типа первый раз вообще такое слышу.

Зато вот взрыднуть и всем своим видом показать, что от тебя слишком много требует эта злая тетенька – это всегда пожалуйста.

На этом у меня все, я выговорилась.

Можете выговориться и вы, поэтому пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме– узнаете много нового и интересного!

А вечером я опишу нынешний контингент моих учеников. Это мы недавно с сестрой обсуждали и пришли к печальным выводам.

Вот о чем я писала 4 декабря в прошлом году:

Сериал «Слово пацана». Новое – это хорошо забытое старое, или нужна ли нам эта псевдоромантика

Училась я тогда классе в десятом

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.