Найти тему
Записки репетитора

Учитель-мучитель, или как я откровенно издеваюсь над своей ученицей, заставляя ее думать. Оказывается, это трудно, иногда до слез

Есть у меня пятиклассница. Очень слабенькая пятиклассница. Да еще английский у них в школе кое-как, то есть знает она чуть больше, чем ничего.

И вот какая проблема у нас возникла… Хотя, наверное, я просто опишу типовой кусок урока.

Учим с ней слова «сто, тысяча, миллион».

Ну, понятно, повторяем, составляем предложения, еще кучу всего делаем. Все через пень-колоду, примерно по такому сценарию:

- А как сказать «сто»? Мы этого не проходили.

(Ага, мы только что это слово пять раз повторили. Не проходили, ага.)

Молча показываю на доску, где все написано.

- Х..х..хр… - задушенно хрипит ученица.

Я пугаюсь и прихожу к ней помощь:

- Hundred. A hundred.

- Ху…Хи…Ха… - пытается выдавить из себя ученица.

Я опять (речитативом и по слогам):

- Hundred.

Ладно, общими усилиями выговариваем. Теперь девочка не может вспомнить, а к чему, собственно, это hundred, для чего это hundred. А, «сто ручек»? Теперь она забыла, как будет ручка. Хорошо, вспомнили. Теперь надо сказать «сто». И опять начинается «х…х…хр…». И так до бесконечности. )))

А, напоминаю, в школе есть такая вещь, как письменные диктанты. Поэтому учиться писать приходится в обязательном порядке.

Ну что, пытаемся мы написать эти три слова. Точнее, я прошу написать по 2 строчки каждого. Девочка пишет. И пишет правильно.

Я прошу ее закрыть тетрадь и написать их по памяти. Девочка в ступоре:

- Как я должна вспомнить? Я же не учила!

Блин, ну ты по две строчки каждого слова написала! Их всего три! Неужели не воспроизведешь? Нет. Не воспроизводит. Пишет вообще что-то неподобное, какой-то набор букв.

Прошу написать еще раз по две строчки. Девочка начинает писать в тетради. Потом (а она уже поняла, что сейчас опять попросят написать по памяти)… Короче, тут вступаю я:

- Нет, Феоклития, я прошу написать слова в тетради, а не на руке. На руке писать не надо.

Вы поняли, да? )) Видимо, ход мысли таков:

- Так, это тетка не отстанет, пока я ей более-менее правильно не напишу. Сколько там до конца урока? Ага, может, продержусь. Щас спишу с руки, может, отстанет уже.

То есть понимаете, она усилия направляет на другое. Не на то, чтобы запомнить слово. Ей надо сделать так, чтобы я отстала. Она не думает. И не пытается даже.

- Ладно, - думаю, - я заставлю тебя думать.

А вслух говорю:

- Нет, вы рано собираетесь. Пока вы мне правильно эти три слова не напишете, мы с вами будем заниматься. Ничего, ничего, вы у меня последняя, поэтому сколько надо, столько и просидим.

Короче, я ей задачу меняю. Не время высидеть, а слова правильно написать. Причем правильность написания начинает влияет на количество времени, которая она проведет за неприятным для нее занятием – изучением английского.

Нет, сначала она опять попробовала мне набор букв выдать. И стандартно покричать:

- Я не могу! У меня не запоминается! У меня не получается! Давайте, я дома выучу!

И эдак слезу в голос подпустить. И даже слегка взрыднуть.

- Неееет, - сказала я ей голосом доброй Бабы-Яги, - давайте мы уж выполним то, что по плану должны сделать на занятии. Время есть, не переживайте. Пока не выучите, мы будем заниматься. Я же вас не ругаю. Не получается – значит, получится. Вообще, нормотипичные дети такие вещи запоминают минут за 5-10, даже меньше. Поэтому будет разбираться, почему вам не удается.

И, собственно, да, по времени мы должны уже закончить. Но девочка видит, что мы активно продолжаем. И, похоже, никуда не деться с подводной лодки. И я опять прошу написать мне еще пару строк.

И вот тут – внимание, я отловила этот момент! – наступает перелом. Девочка внимательно вглядывается в слова и говорит:

- А можно я этого слова еще строчку напишу?

И пишет. Причем видно, что вдумчиво пишет, губами шевелит, шепотом про себя проговаривает.

Ну, что… )) И через минут пишет мне все три слова по памяти идеально. И произносит тоже.

Но с урока выходит очень недовольной. Очень. Я даже думала, что она уговорит маму больше ее не водить. Мама за дверью ждет, если что, я ее насчет продления урока сразу же проинформировала. Да она сама все слышала.

-2

Нет, на следующее занятие приехали они. А почему – кажется, я тоже поняла. И почему описанные мной в последних текстах дети и родители «не меняют срочно репетитора» тоже поняла. Об этом я завтра напишу.

А пока вот что замечу. Похоже, дети так привыкли в школе. Привыкли не делать, а создавать видимость действия. Потому что от них рано или поздно отстанут и оценку поставят.

А у меня так не получается. Я заставляю, да-да, буквально силой заставляю думать. И на каждое, к примеру, «a tables» начинаю тыкать носом:

- А почему это неправильно? Нет, «анезнай» не принимается. Как переводится слово? Нет, не «стол», по-другому. Посмотрите на окончание. Все равно не помните? Тогда открываем тетрадку вот здесь и смотрим, что написано. Так что? Правильно, «столы». А почему «столы», а не «стол»? Правильно, потому что –s добавили. А когда мы –s добавляем? Теперь объясните, почему «а» нельзя. Хорошо, опять открываем тетрадку вот здесь и смотрим…

А не так, как они любят.

Ученик:

- Аааа… Ээээ…

Учитель:

- Ну? Unemployment.

Ученик:

- Ployment.

то реальный случай из моей практики.) )))

Короче, учитель сам сказал, сам перевел, ученик покивал головой и обрывок слова повторил. И все прекрасно.

Нет, я тебя, нехорошую личность, задолбаю так, что тебе проще будет именно думать, а не бездумно что-то лепетать и писать.

И да, это сложно. Это тяжело. Это, по сути, ломка. Но, наверное, ломка необходимая, потому что после завершения этого процесса ученики, конечно, резко не становятся гениями. Но начинают хотя бы пытаться включать мозги.

И я считаю, это уже достижение.

А вы как думаете?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!

Около 9 заходите в Телеграм, кстати, будем обсуждать тему от комментатора – должна ли учительница быть второй матерью.

Вот о чем я писала 19 ноября в прошлом году:

Я против унижения учеников и за равенство

Самостоятельно разбираем письмо для ЕГЭ по всем критериям

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.