Найти в Дзене

Можно ли измерить ваше воображение?

Оглавление

Разработан новый метод измерения яркости зрительного воображения.

Ваше воображение - ваш ключ к успеху
Ваше воображение - ваш ключ к успеху

Способность вызывать визуальные образы значительно различается у разных людей. На верхнем конце спектра люди с гиперфантазией сообщают о наличии чрезвычайно четких образов.

Когда они думают о красном яблоке, они видят красное яблоко в своем мысленном взоре так же ясно, как если бы они смотрели на настоящее яблоко.

На другом конце спектра люди с афантазией сообщают об отсутствии визуальных образов вообще.

Когда они закрывают глаза и пытаются представить красное яблоко, они могут думать о яблоке и говорить о его свойствах, но никаких связанных ментальных образов не возникает .

Опора на показатели самоотчета

К сожалению, большая часть исследований визуальных ментальных образов опиралась на измерения самоотчетов, такие как опросник по яркости визуальных образов.

Это происходит так: участников просят закрыть глаза и представить себе различные типы сцен и объектов, а затем сообщить, насколько яркими были их образы по 5-балльной шкале (от 1 = «совершенно четкие и такие же яркие, как обычное зрение» до 5 = «вообще никакого образа, вы только «знаете», что думаете об объекте»).

Такие самоотчетные измерения подвержены предвзятости и ненадежности у разных людей. Например, один человек может интерпретировать «5» на шкале иначе, чем другой, что приводит к непоследовательности в интерпретации результатов.

Исследователи рассматривали другие способы оценки образов людей, не спрашивая их напрямую. Например, некоторые исследователи показали, что реакции зрачков на реальные и воображаемые сцены коррелируют.

Другие исследователи использовали методы нейровизуализации для измерения степени, в которой визуальные области мозга задействованы, когда кто-то воображает.

Подготовка против адаптации

В новом исследовании участникам предложили новый метод оценки яркости зрительных образов людей с помощью задания на прайминг /адаптацию.

В этом задании воздействие одного объекта изменяет восприятие следующего. Это может усилить восприятие (эффект прайминга) или ослабить его (эффект адаптации). В их исследовании участникам показывали неоднозначные объекты, подобные приведенным ниже:

Неоднозначные изображения, подобные тем, которые использовались в исследовании
Неоднозначные изображения, подобные тем, которые использовались в исследовании

Изображение слева можно интерпретировать как цифру 8 или букву S. Изображение слева, известное как куб ) можно интерпретировать как имеющее переднюю поверхность либо слева, либо справа.

В каждом «испытании с реальными условиями» участникам сначала в течение пяти секунд показывали *недвусмысленную* версию изображений (например, изображение, четко показывающее 8 или S, или четко показывающее куб, направленный влево или вправо), а затем им на короткое время показывали неоднозначное изображение, чтобы классифицировать его тем или иным способом.

В каждом «испытании с воображаемыми условиями» участников просили представить себе однозначное изображение, а затем им показывали неоднозначное изображение, чтобы классифицировать его.

Результаты показали, что некоторые участники имели тенденцию демонстрировать общие эффекты прайминга, в то время как другие имели тенденцию демонстрировать эффекты адаптации.

То есть некоторые участники с большей вероятностью воспринимали неоднозначный стимул как принадлежащий к той же категории, что и стимул экспозиции (прайминг), в то время как другие с большей вероятностью воспринимали неоднозначный стимул как принадлежащий к противоположной категории (адаптация).

Авторы утверждают, что использование одного периода экспозиции (5 секунд) могло привести к такому расхождению между участниками, поскольку время этих эффектов различается у разных людей.

Связь восприятия и воображения

Что еще более интересно, исследователи обнаружили значимые корреляции между эффектами прайминга (или адаптации) в реальных и воображаемых условиях экспериментов.

Другими словами, участники, которые демонстрировали эффекты прайминга в реальных условиях, с большой вероятностью продемонстрируют эффекты прайминга и в воображаемых условиях.

И наоборот, участники, которые демонстрировали эффекты адаптации в реальных условиях, с большой вероятностью продемонстрируют эффекты адаптации и в воображаемых условиях.

Эти корреляции присутствовали как для стимулов «число-буква», так и для стимулов «куб».

Авторы приходят к выводу, что эта методология может быть использована для быстрого и неявного измерения яркости ментальных образов людей.

Степень, в которой представление одного объекта (например, S или 8) влияет на то, как вы воспринимаете последующий объект (например, неоднозначный стимул S/8), можно рассматривать как меру яркости ваших образов.

Однако следует отметить, что участники этого исследования также заполнили опросники, о которых говорилось выше (оценки от 1 до 5) и исследователи не обнаружили никакой корреляции между баллами и новой предложенной мерой образности.

Поэтому потребуются будущие исследования, чтобы определить надежность этой меры и заполнить пробел между самоотчетом и неявными мерами ментальной образности.

ВАМ ТРЕБУЕТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ? Наши ведущие психологи и психотерапевты готовы оказать вам профессиональную поддержку. Вы можете совершенно бесплатно записаться на онлайн-консультацию с нашими специалистами на русском языке.

Это удобный и безопасный способ получить квалифицированную помощь, не выходя из дома. Просто нажмите на кнопку ниже и начните свой путь к улучшению качества жизни уже сегодня.

Или вы можете позвонить в наш информационно - консультационный центр на русском языке, где всегда дежурят специалисты разных специальностей владеющих русским языком, и вы можете заказать консультацию психолога или психотерапевта.

Контакты: телефон в Израиле: +97248678563 или по WhatsUpp / Viber: +972523752572 или по Skype: isramed1990 или написать на нашу почту: isramed@isramed.org

Рекомендуем прочитать:

Благодарим вас за то, что дочитали нашу статью до самого конца. Надеемся, что она оказалась для вас полезной.

Просим вас соблюдать правила при написании комментариев, иначе они могут быть удалены.

Не забудьте подписаться и включить напоминание на нашем канале, чтобы получать уведомления о новых публикациях.

Спасибо за ваше внимание и понимание.