Мы можем составить первое впечатление о человеке за долю секунды.
Дженис Уиллис и Александр Тодоров продемонстрировали это в известном исследовании 2006 года.
Они показывали участникам лица в течение различных промежутков времени и просили их оценить лица по нескольким качествам: надежность, компетентность, симпатия, агрессивность и привлекательность.
Поразительным открытием стало то, что оценки людей отдельных лиц были чрезвычайно последовательны с течением времени, независимо от того, показывались ли лица в течение одной полной секунды, половины секунды или даже десятой доли секунды.
Однако с течением времени наблюдались и общие тенденции: более длительное представление лиц, как правило, приводило к более низким оценкам по всем этим качествам.
В частности, оценки привлекательности существенно снижались между лицами, показанными в течение одной десятой секунды, и лицами, показанными в течение половины секунды, но затем оставались постоянными в течение целой секунды.
Влияние первого впечатления
Хотя это исследование показывает, что первое впечатление может формироваться удивительно быстро, неясно, насколько прочными являются эти первые впечатления, когда людям показывают разные изображения одного и того же человека.
Исследование 2018 года , проведенное Юргеном Голлером и его коллегами, было направлено на решение этого вопроса.
Исследователи собрали шесть разных фотографий (с разным освещением, позой и т. д.) 28 разных людей и попросили группу участников оценить их привлекательность.
Оценки привлекательности были представлены по шкале Лайкерта от 1 (непривлекательно) до 7 (очень привлекательно).
Основываясь на средних оценках участников, исследователи отсортировали шесть изображений каждой идентичности по их привлекательности.
Затем новой группе участников было предложено снова оценить все лица, но некоторые личности были представлены в порядке возрастания привлекательности, а другие личности были представлены в порядке убывания.
При сравнении оценок в разных условиях исследователи обнаружили, что лица, представленные в порядке убывания (от наиболее привлекательного к наименее привлекательному), последовательно оценивались как более привлекательные, чем лица, представленные в порядке возрастания привлекательности.
Этот результат говорит о том, что на участников большее влияние оказали более ранние изображения, которые они видели, что подтверждает мнение о том, что первое впечатление действительно имеет значение.
Сравнение индивидуальных и общих оценок
Однако новое исследование Робина Крамера и его коллег, опубликованное в Perception, выявило потенциальный недостаток в исследовании Голлера и его коллег.
В этом исследовании результаты основывались на индивидуальных оценках изображений лиц, которые могли быть обусловлены тем, что участники привязывали свои ответы к предыдущему испытанию.
Новое исследование Крамера и его коллег решило эту проблему, повторив базовый экспериментальный дизайн, но попросив участников дать только одну общую оценку привлекательности каждого человека после просмотра шести изображений (и при отсутствии какого-либо конкретного изображения во время общей оценки).
Их результаты частично подтвердили результаты Голлера и коллег. Люди, чьи изображения лиц были представлены в порядке убывания привлекательности, получили в целом более высокие оценки привлекательности, чем люди, чьи изображения лиц были представлены в порядке возрастания (опять же, что предполагает эффект первого впечатления).
Однако, хотя этот результат был значимым и надежным для большинства идентичностей лиц, он был довольно небольшим, составив всего 0,22 балла по 7-балльной шкале оценки привлекательности.
Более того, в последующем исследовании, где лица были представлены в случайном порядке, исследователи не нашли никаких доказательств того, что ранние изображения оказали большее влияние на общие оценки, чем более поздние изображения.
Поэтому Крамер и коллеги приходят к выводу, что первые впечатления, основанные на изображениях лиц, имеют значение, но не настолько большое. Это говорит о том, что любые реальные последствия этих эффектов привязки могут быть более ограниченными, чем когда-то считалось.
Плохое первое впечатление может слегка повлиять на чье-то мнение, но есть вероятность, что эта предвзятость будет небольшой и ее будет относительно легко преодолеть.
ВАМ ТРЕБУЕТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ? Наши ведущие психологи и психотерапевты готовы оказать вам профессиональную поддержку. Вы можете совершенно бесплатно записаться на онлайн-консультацию с нашими специалистами на русском языке.
Это удобный и безопасный способ получить квалифицированную помощь, не выходя из дома. Просто нажмите на кнопку ниже и начните свой путь к улучшению качества жизни уже сегодня.
Или вы можете позвонить в наш информационно - консультационный центр на русском языке, где всегда дежурят специалисты разных специальностей владеющих русским языком, и вы можете заказать консультацию психолога или психотерапевта.
Контакты: телефон в Израиле: +97248678563 или по WhatsUpp / Viber: +972523752572 или по Skype: isramed1990 или написать на нашу почту: isramed@isramed.org
Рекомендуем прочитать:
Благодарим вас за то, что дочитали нашу статью до самого конца. Надеемся, что она оказалась для вас полезной.
Просим вас соблюдать правила при написании комментариев, иначе они могут быть удалены.
Не забудьте подписаться и включить напоминание на нашем канале, чтобы получать уведомления о новых публикациях.
Спасибо за ваше внимание и понимание.