Як-18Т — лёгкий учебно-тренировочный и четырёхместный пассажирский самолёт с багажником. Разработан в 1964-1967 годах, в 1973-1983 годах на Смоленском авиационном заводе выпущено 536 самолётов. В 1993 году мелкосерийное производство было возобновлено, выпущена серия из 15 Як-18Т для УВАУГА. В дальнейшем выпускались единичные экземпляры.
Подписывайтесь на ТГ канал монинских волонтёров!
У меня на канале есть короткая кинохроника о создании Як-18Т:
Изначально Як-18Т проектировали как многоцелевой, поэтому Министерства лесной промышленности и здравоохранения заказали для своих подразделений по 300 машин. Им было отказано, поскольку решением Совмина Як-18Т был принят в качестве учебно-тренировочного самолёта на замену Як-18А. САЗ отправлял свою продукцию только в лётные училища гражданской авиации: Актюбинское, Бугурусланское, Кировоградское, Краснокутское и Сасовское. А вот ВВС новой машиной совсем не заинтересовалось.
В 1988 году Як-18Т были сняты с учебной эксплуатации. Часть их была утилизирована, а около 200 самолётов были проданы в частные руки. В итоге Як-18Т стал основой авиации общего назначения в странах СНГ.
Сегодня десятки летающих Як-18Т можно встретить в разных странах, в том числе в Австралии, США, Бразилии, Новой Зеландии.
А мы вернёмся в самое начало и узнаем судьбу первого опытного Я-18Т. Его собрали в июне 1967 году и сразу же, не дожидаясь первого полёта, отправили в Ле Бурже. Причём времени на покраску уже не хватило. В итоге самолёт за одну ночь покрасили сами молодые конструкторы во главе с С.А. Яковлевым, и утром самолёт без опознавательных знаков погрузили в Ан-22. В таком виде он и предстал перед гостями выставки, рядом с тем самым Ан-22.
После возвращения из Франции самолёт успели показать на авиационном празднике в Домодедово 9 июля того же года.
И лишь в августе самолёт был передан на лётные испытания, когда и совершил свой первый полёт под управлением летчика-испытателя Ю. Петрова и штурмана-испытателя Н. Шиповского и надзором ведущего инженера по лётным испытаниям О. Долгих.
Ровно месяц испытания шли на бетонной полосе ЛИИ им. М.М. Громова, а затем на аэродроме в Тушино, где определялись взлётно-посадочные характеристики на грунтовой полосе. После выполнения 73 полётов заводские испытания закончились положительно, и самолёт передали в ГосНИИ ГА. Госиспытания в 1968-1969 годах провели лётчик-испытатель В. Шахин и ведущий инженер по испытаниям А. Михеев. По результатам к самолёту предъявили ряд претензий, потребовавших существенных доработок.
После доработок в июне 1971 года самолёт предъявили на повторные испытания. В январе 1972 года совершили на нём 25 вылетов и после успешного завершения испытаний Як-18Т запустили в серию.
А первый опытный самолёт стал не нужен и в марте 1974 года был передан из ОКБ им. А.С. Яковлева в музей ВВС в Монино в нелётном состоянии и сразу убран в ангар № 7, закрытый для посетителей.
Посетители могли недолго наблюдать его в 1990-х годах, но фотографий не сохранилось. Лишь в 2005 году волонтёры нашли самолёт в не самом приглядном виде и стали за ним ухаживать по мере сил.
В сентябре 2010 года Як-18Т выкатили из ангара и помыли. Краска на самолёте уже начала осыпаться.
Затем самолёт заботливо укрыли брезентом и оставили до лучших времён.
В 2012 году самолёт был покрашен бригадой маляров ЛИиДБ ОКБ им. А.С. Яковлева на спонсорские средства «Рособоронэкспорта» к 100-летию ВВС.
Однако, при покраске на самолёт зачем-то была нанесена регистрация RA-29831, которая не имеет никакого отношения к реальности. Зачем её нанесли — непонятно.
После покраски волонтёры выкатили самолёт на открытую стоянку.
Як-18Т временно выставили на открытой площадке вместе с остальными учебными и спортивными самолётами.
В октябре самолёт вернули в ангар и снова укутали.
Когда в 2014 году несколько самолётов ОКБ Яковлева снова выставлялись на открытой площадке, Як-18Т оставался в ангаре. Его только катали туда-сюда чтобы «вызволить» макет Су-2 из ангара.
22 сентября 2018 года из-за съёмок фильма «Небо измеряется Милями» нужно было освободить место в ангаре. Як-18Т ненадолго выкатили из ангара, заодно помыли и запаковали в защитную плёнку.
С тех пор самолёт непрерывно хранится в ангаре и ждёт своего часа.
11 июня 2022 года частный пилот и фотограф Игорь Колоколов посетил Монино и сделал подробные снимки самолёта. Ещё несколько снимков сделала @pilot_nadin несколькими годами ранее.
Важнейшим достоинством Як-18Т является расположение мест курсанта и инструктора рядом друг с другом, что дало самолёту ряд преимуществ как учебно-тренировочному.
Во-первых, такая компоновка кабины имеет реальное сходство с кабинами пассажирских самолётов и даёт возможность ученику «живьем» наблюдать за действиями своего наставника.
Во-вторых, она позволяет отказаться от дублирования рычагов управления двигателем, поместив их на щитке между креслами.
В-третьих, комплект приборов можно сократить за счёт установки на средней панели приборной доски в единственном экземпляре.
Кресла обиты «пижонским» красным кожзамом.
Спинки кресел можно сложить, чтобы освободить в салоне дополнительное место для груза.
Сзади вместо отдельных кресел установлен диван во всю ширину фюзеляжа.
Двери самолёта сделаны по типу автомобильных, оборудованы подлокотником и форточкой.
Крыша кабины над местами пилотов остеклена и затонирована в синий цвет.
За кабиной расположен багажник, из которого есть доступ в хвостовую часть фюзеляжа. Кстати, молодой парень на фото проходил обучение на пилота Як-18Т, так что летать этим самолётам ещё очень долго.
Заводская табличка однозначно подтверждает, что перед нами — самый первый Як-18Т.
В настоящее время ангар № 7 закрыт на ремонт, по окончании которого внутри должна открыться экспозиция лёгких, учебных и спортивных самолётов. Тогда Як-18Т должен стать доступным для широкого круга любителей авиации.
Напоследок — вот такая картинка, нарисованная одним из волонтёров музея.
Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!