Найти в Дзене

Что не так с шляпой Арнольфини?

Этой комнаты, в которой стоят герои, никогда не существовало! Ведь это фотоколлаж, а не картина. Смотрите на шляпу героя, чтобы убедиться в этом! Вы когда-нибудь рассматривали картину «Чета Арнольфини» вблизи? Это небольшое полотно — его ширина чуть больше полуметра, а длина не достигает и метра. Однако детали на картине переданы с удивительной точностью. Это, пожалуй, общеизвестный факт. Действительно, голландские мастера славились своим вниманием к деталям. Вот и здесь — роскошная люстра, великолепное зеркало и изящные тапочки. Но однажды, рассматривая шляпу мужчины, я заметила, что на ней отчётливо видны ряды ниток. Это было не просто сплошное чёрное пятно, а явная передача мелкой фактуры гладкой ткани! Мне показалось это необычным и не соответствующим моим представлениям о том, как работает художник. А Вы видите эти ряды ниток? Только представьте: Ян ван Эйк сидит за мольбертом, а перед ним стоят новоиспечённые супруги. Хотя я убеждена, что они поженились за несколько лет до того,

Этой комнаты, в которой стоят герои, никогда не существовало! Ведь это фотоколлаж, а не картина. Смотрите на шляпу героя, чтобы убедиться в этом!

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434. Национальная лондонская галерея. 
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434. Национальная лондонская галерея. 

Вы когда-нибудь рассматривали картину «Чета Арнольфини» вблизи?

Это небольшое полотно — его ширина чуть больше полуметра, а длина не достигает и метра. Однако детали на картине переданы с удивительной точностью.

Это, пожалуй, общеизвестный факт. Действительно, голландские мастера славились своим вниманием к деталям. Вот и здесь — роскошная люстра, великолепное зеркало и изящные тапочки.

Но однажды, рассматривая шляпу мужчины, я заметила, что на ней отчётливо видны ряды ниток. Это было не просто сплошное чёрное пятно, а явная передача мелкой фактуры гладкой ткани!

Мне показалось это необычным и не соответствующим моим представлениям о том, как работает художник.

А Вы видите эти ряды ниток?

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. Деталь. 1434. Национальная лондонская галерея.
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. Деталь. 1434. Национальная лондонская галерея.

Только представьте: Ян ван Эйк сидит за мольбертом, а перед ним стоят новоиспечённые супруги. Хотя я убеждена, что они поженились за несколько лет до того, как художник создал этот портрет. Но об этом я расскажу в отдельной статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить её!

Итак, супруги позируют, а мастер работает.

Удивительно, как художник, находясь на расстоянии двух-трёх метров, смог так точно передать фактуру ткани? Для этого ведь нужно было держать шляпу совсем близко перед глазами! Да и какой смысл так тщательно переносить всё на холст?

Я вижу этому только одно объяснение. Сцены, описанной выше, никогда не было. По крайней мере, это не реальная комната. И люди, изображённые на картине, никогда в ней не жили.

Сейчас я Вам это докажу.

В 1430-х годах в нидерландской живописи произошло настоящее чудо. За 20-30 лет до этого картины были совершенно другими. Мы можем с уверенностью сказать, что художники, такие как Брудерлам, рисовали по воображению.

Но внезапно, словно по мановению волшебной палочки, на картинах появилась невероятная реалистичность. Они стали похожи на фотографии, а не на рисунки!

Слева: Мельхиор Брудерлам. Встреча святой Марии и святой Елизаветы (фрагмент алтарной картины). 1398. Монастырь Шанмоль в Дижоне. Справа: Ян ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Национальная лондонская галерея.
Слева: Мельхиор Брудерлам. Встреча святой Марии и святой Елизаветы (фрагмент алтарной картины). 1398. Монастырь Шанмоль в Дижоне. Справа: Ян ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Национальная лондонская галерея.

Я согласна с версией художника Дэвида Хокни (1937), что это вряд ли было связано с резко возросшим мастерством художников в отдельно взятой стране, в Нидерландах.

Дело в том, что за 150 лет до этого были изобретены... линзы! И художники взяли их на вооружение.

Оказалось, что с помощью зеркала и линзы можно создавать очень натуралистичные изображения.

Именно в этом и заключается секрет шляпы Арнольфини!

Когда предмет проецируется на зеркало с помощью линзы, его изображение появляется прямо перед глазами художника, передавая все мельчайшие детали.

Художнику остается лишь тщательно подобрать все цвета, и вуаля! Получается, по сути, фотография! Только в единственном экземпляре и созданная масляными красками.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. Деталь. 1434. Национальная лондонская галерея.
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. Деталь. 1434. Национальная лондонская галерея.

Однако я ни в коем случае не хочу умалить мастерство ван Эйка!

Работа с такими сложными инструментами требует невероятного терпения и навыков. Не говоря уже о том, что художник тщательно продумывает композицию картины.

Линзы в то время делали небольшого размера. И технически художник не мог взять и перенести всё на холст разом, с помощью одной линзы.

Приходилось накладывать изображение кусочками. Отдельно лицо, ладони, только люстру или тапочки.

Особенно хорошо такой коллажный метод виден в другой работе ван Эйка.

Ян ван Эйк. Святой Франциск получает стигматы. 1440. Художественный музей Филадельфии.
Ян ван Эйк. Святой Франциск получает стигматы. 1440. Художественный музей Филадельфии.

Обратите внимание на ноги святого — они словно растут не из того места. Дело в том, что ступни были изображены отдельно от всего остального тела, и художник по неосторожности их сдвинул.

В то время люди ещё не имели представления об анатомии, и это отражалось на изображениях. Например, кисти рук часто рисовались маленькими по сравнению с головой.

Вот как я это представляю.

Сначала ван Эйк создал в своей мастерской что-то вроде комнаты. Затем он нарисовал фигуры отдельно. Потом «прикрепил» к ним головы и руки заказчиков картины. И в завершение добавил остальные детали: тапочки, апельсины, набалдашники на кровати и так далее.

В результате получился коллаж, который создаёт иллюзию реального пространства с его обитателями.

Рассмотрите эту комнату. Она выглядит так, будто принадлежит очень состоятельным людям. Согласны?

Но почему она такая маленькая? И где камин? Нидерланды — не самая жаркая страна, зимой там бывает довольно прохладно.

Всё это можно объяснить тем, что это просто декорация.

Есть ещё один признак, который свидетельствует о том, что это всего лишь искусный, но всё же коллаж.

Мы нутром чувствуем, что для мастера не было никакой разницы, что он изображает: тапки, люстру или человеческую руку. Все одинаково точно и кропотливо.

Нос с необычными ноздрями мужчины выписан так же тщательно, как и грязь на его обуви. Все для художника одинаково важно. Да потому что создано одним способом.

***

Подписывайтесь на мой канал в Дзен вот здесь.

Если Вы хотите по-настоящему разбираться в живописи, я могу также отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. 15 уроков, а также онлайн-тест: