Найти в Дзене

Фэнтези - ложь, да в ней намёк, или смотрим настоящие киносказки

Ссылки взяты с Кинопоиск.ру
Ссылки взяты с Кинопоиск.ру

Насколько разнятся между собой понятия сказка и фэнтези? Надо ли разделять эти понятия, и зачем? Вот уважаемый мной КиноПоиск.ру маркирует фильмы-сказки жанром фэнтези.

А чем фэнтези отличается от фантастики?

Вот, что пишет американский авторитетный писатель-фантаст Филип Кидрей Дик 14 мая 1981 г. в одном из своих писем: "...об отделении научной фантастики (НФ) от фэнтези. Задача эта невыполнима... Фэнтези повествует о том, что, согласно общему мнению, невозможно, а НФ имеет дело с тем, что, согласно тому же общему мнению, вполне возможно – при благоприятствующем стечении обстоятельств. ... что возможно, а что невозможно, объективно судить мы не в силах, и потому все зависит исключительно от субъективного мнения автора и читателя..."

Этот обзор (обещанный мной подписчикам) посвящается киносказкам, т.е. экранизациям литературных народных (авторских) историй или самостоятельным кинопроизведениям на основе сказок. Осталось только определиться , что к ним отнести.

Заставка советской и российской детской передачи "В гостях у сказки", транслировавшейся в 1970-е — 1990-е годы на центральном телевидении.
Заставка советской и российской детской передачи "В гостях у сказки", транслировавшейся в 1970-е — 1990-е годы на центральном телевидении.

В словаре Ожегова даётся следующее определение - это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Я выделил слова "обычно народно", чтобы обратить внимание на то, что фольклорное происхождение сказок первично. Хотя сказки Пушкина, Бажова, братьев Гримм, Андерсена и современных авторов своим существованием говорят, что создателями уникального сказочного контента могут быть конкретные авторы.

Однако очевидно, что и Пушкин и Андерсен создавали свои сказки на основе богатого наследия предков, состоящих из притч, преданий и легенд.

Обложки книг со сказками разных авторов
Обложки книг со сказками разных авторов

Современный кинематограф не мог пройти мимо такой богатой сокровищницы и в итоге многое из фольклорных и авторских сказок-фэнтези удосужилось экранизации или современного прочтения. В этом первом обзоре на тему сказок - а сюда я решил отнести и легенды и притчи и фэнтези и т.п. - фильмы жанра фэнтези, то бишь сказки, которые дифференцировал на условные поджанры:

Начну с волшебной сказки - звучит наверное как тавтология, но это про фильмы, где волшебство или магия определяет развитие сюжета.

Свежий (2023 года) российский сериал "Волшебный участок" как раз такой. Создатели ленты использовали весь (ну или почти весь) пантеон волшебных созданий и нечисти из разных сказочных произведений.

В этом сериале, снятом студией Ориджинал продакшн использованы сюжеты и персонажи из фэнтезийных и фантастических произведений.
В этом сериале, снятом студией Ориджинал продакшн использованы сюжеты и персонажи из фэнтезийных и фантастических произведений.

Лёха — бывший полицейский. В разгар запоя он узнает о смертельной болезни своей сестры Кати. Она не хочет, чтобы после смерти ее дочку отдали в детский дом, и просит Лёху взяться за голову, чтобы он стал опекуном восьмилетней девочки. Лёха делает всё, чтобы помочь сестре: поднимает старые связи и устраивается на работу в полицейский участок. Участок оказывается непростым. Преступники, которых должен ловить Лёха — сказочные персонажи: Змей Горыныч, Баба Яга и прочая нечисть. И если проблем с поимкой злодеев у бывшего снайпера не возникает, то попытки стать хорошим опекуном становятся для Лёхи настоящим испытанием.

Сочетая принципы детектива, драмы и комедии, съёмочная группа во главе с режиссером Степаном Гордеевым сотворила неплохой в целом фильм о живущих в современном мире сказочных существах, магии и волшебстве.

Однако подозреваю, что создатели сериала пришли к идеи, оценив успех ленты 2017 года "Последний богатырь" и её сиквелов. А может быть всё дело в традициях российского кинематографа, принявшего эстафету от советского кино, и выдающего ежегодно всё новые и новые истории - для самого благодарных кинозрителей - детей?

Победитель сезона тв-шоу «Битвы магов» обычный парень Иван оказывается сыном Ильи Муромца и обречен оказываться в эпицентре противостояния волшебных сил добра и зла.
Победитель сезона тв-шоу «Битвы магов» обычный парень Иван оказывается сыном Ильи Муромца и обречен оказываться в эпицентре противостояния волшебных сил добра и зла.

Как альтернатива российской кинопродукции из свежих лент - австралийская сказка 2021 года "Бюро магических услуг" (в оригинале название фильма "Переносная дверь"). Это история, рассчитаная на взрослых любителей фильмов о магии, собрала много как положительных, так и отрицательных отзывов - поэтому стоит самому посмотреть.

Стив Бойл, ответственный за стилистику создания гоблинов для фильма "Бюро магических услуг", взял за основу комбинацию образа древесных лягушек и лысых кошек.
Стив Бойл, ответственный за стилистику создания гоблинов для фильма "Бюро магических услуг", взял за основу комбинацию образа древесных лягушек и лысых кошек.

Для детей же по-прежнему самым лучшим кинопродуктом о волшебстве считаю франшизу о мире волшебников от Джоан Роулинг, хотя кому-то больше по душе истории про Нарнию от Клайва Льюиса или трилогия Филипа Пулмана.

За просмотром всех волшебных сказок и задумываясь над словами Филиппа К. Дика об отличии фэнтэзи от фантастики полагаю неплохо бы ещё дифференцировать магию от науки, которая сегодня даёт возможность использования технологий для любых кунштюков.

Ведь любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Эта мысль фантаста Артура Кларка в обиходе именуемая третьим законом Кларка, сформулирована им в 1962 году, но с появлением микроэлектроники и развитием науки сегодня, как никогда, стала актуальной.

Технологии, использованные при создании робошаров, в сочетании с программами навигации позволяют легко создать навигационный помощник в виде сказочного клубка
Технологии, использованные при создании робошаров, в сочетании с программами навигации позволяют легко создать навигационный помощник в виде сказочного клубка

В словаре Брокгауза и Ефрона (современная версия) дано определение: "сказки - произведения народной литературы, почти исключительно прозаические, частью объективно-эпического содержания..." Вот и добрались до эпоса, который являясь одним из трёх главных родов литературы, определил такие формы как эпопеи, сказания, былины и саги.

И таким образом переходим к эпической сказке: именно такой является "Беовульф" (2007, Beowulf) - экранизация средневековой европейской легенды о чудовище Гренделе, в которой много философского и сексуального подтекста, усиленного актерской игрой Анджелины Джоли.

В этой драме режиссёра Роберта Земекиса киноизображение создано с помощью технологии захвата движения, с полностью компьютерным видеорядом, движениями и мимикой живых актёров, взятыми за основу.

Мне эта сказка нравится за визуальные эффекты компьютерной графики и игру актеров: попробуйте узнайте кого оцифровали для этой истории.
Мне эта сказка нравится за визуальные эффекты компьютерной графики и игру актеров: попробуйте узнайте кого оцифровали для этой истории.

Действие фильма разворачивается в Дании VI века, где король Хротгар решает отпраздновать завершение строительства своего медового зала — Хеорота. Но звуки музыки и веселья пробуждают и злят монстра Гренделя, который нападает на праздновавших, убив многих из них. Но когда Хротгар вызывает его на битву, чудовище возвращается к своей матери — демону воды. Король закрывает свой зал и предлагает половину своего золота тому, кто убьёт Гренделя. Беовульф и его группа гётских воинов прибывает на корабле в земли Хротгара, соглашаясь уничтожить зверя. Но им не доверяет советник короля Унферт, с которым у Беовульфа возникает конфликт...

Вообще из эпических сказок больше всего известны, конечно, древнегреческие легенды, особенно о Геракле и олимпийских богах. Даже не буду пытаться перечислять настолько их много.

Но оказывается можно соединить волшебную сказку и сказочный эпос - так получились в итоге истории про Перси Джексона у Рика Риордана.

А еще можно смешать фантастику и сказочный эпос когда надо расширить вселенную героев - так в комиксах Марвел появились Тор, Локи и другие.

Продолжение следует...