Найти в Дзене

МХН 53. География хвойных

До самого последнего времени сведения о распространении хвойных были разбросаны по тысячам разных бумажных и сетевых источников. В 2013 г. появился уникальный An Atlas of the World’s Conifers за авторством Aljos Farjon и Denis Filer, в котором вся научная информация о распространении хвойных представлена по единой системе. В абсолютном большинстве случаев ареалы видов или других таксонов показывают на карте сплошным контуром. В том издании, о котором идет речь, использован другой принцип. Базовой единицей информации в классической ботанике является гербарный лист: реальное растение, собранное в конкретном месте. В атласе Aljos Farjon и Denis Filer (2013) ареалы показаны точками: каждая точка – один или сколько-то еще (в зависимости от масштаба карты) гербарных листов. Преимущества этого метода очевидны. Но есть и недостаток: число точек зависит не только от реального числа растений в данном месте, но и от числа ботаников с гербарными папками, посетивших это место. Мы будем иметь в виду

До самого последнего времени сведения о распространении хвойных были разбросаны по тысячам разных бумажных и сетевых источников. В 2013 г. появился уникальный An Atlas of the World’s Conifers за авторством Aljos Farjon и Denis Filer, в котором вся научная информация о распространении хвойных представлена по единой системе. В абсолютном большинстве случаев ареалы видов или других таксонов показывают на карте сплошным контуром. В том издании, о котором идет речь, использован другой принцип. Базовой единицей информации в классической ботанике является гербарный лист: реальное растение, собранное в конкретном месте. В атласе Aljos Farjon и Denis Filer (2013) ареалы показаны точками: каждая точка – один или сколько-то еще (в зависимости от масштаба карты) гербарных листов. Преимущества этого метода очевидны. Но есть и недостаток: число точек зависит не только от реального числа растений в данном месте, но и от числа ботаников с гербарными папками, посетивших это место. Мы будем иметь в виду это обстоятельство.

Распространение хвойных
Распространение хвойных

Хвойные являются важным компонентом лесных экосистем во многих регионах планеты. Они встречаются повсеместно за исключением полярных регионов, альпийского пояса гор, пустынь и некоторых океанических островов. Хвойных нет во внутренних районах Тибета: слишком суровый климат. Такие биомы, как полупустыни, сухие степи, саванны освоены хвойными слабо и далеко не везде. В сухих биомах деревьев вообще мало; мало и хвойных. Из тех биомов, где деревьев много, особое положение занимают влажные тропические леса: там лиственных очень много, хвойных же нет или почти нет.

В целом на нашей планете действует почти универсальное правило: все хорошие места заняты цветковыми, а хвойные живут лишь там, где это им позволяют более удачливые конкуренты в борьбе за существование. Получается простая закономерность: из подходящих для жизни деревьев мест, хвойные доминируют там, где холодно и есть мороз; отсутствуют там, где очень тепло и очень влажно; встречаются, но не доминируют в средних по теплу и влажности условиях.

Болотным цветом на этой карте показана зона бореальных хвойных лесов (тайги). Однако для ботаников она не особенно интересна: там на протяжении тысяч километров в растительном покрове доминируют одни и те же несколько видов хвойных. Оттуда в гербариях хранится мало гербарных листов, поэтому на карте мало точек. Максимальное число точек – в горах умеренного и субтропического поясов северного полушария. В южном полушарии хвойных заметно меньше, чем в северном, и они сконцентрированы, главным образом, в горах субтропического и умеренного поясов.

Но и в тропиках хвойных немало. Достаточно сказать, что на экваториальном острове Калимантан (Борнео) видов хвойных больше, чем во всей Европе. Калимантан – это очень большой остров. Поразительно, но факт: такое же число хвойных видов описано для совсем маленького меланезийского острова Новая Каледония (в 2 раза меньше Московской области)!

В тропическом поясе наличие хвойных во многом зависит от рельефа местности. На островах Малайского архипелага хвойных много потому, что там есть горы. В бассейнах Конго и Амазонки хвойных нет вообще потому, что это низкая равнина. На всю тропическую зону приходится примерно 200 видов хвойных. Вроде бы немало: почти треть от их общего числа на нашей планете. Однако по сравнению с разнообразием цветковых это просто смешная «цифра»: 200 видов одних только деревьев из числа цветковых могут жить на 1 гектаре тропического леса.

Вот в этой статье (Aljos Farjon. Conifers of the World. Kew Bulletin (2018) 73: 8.) есть очень точная информация о количестве родов и видов в зонах шириной 10 градусов широты.

Мы представили эту информацию графически
Мы представили эту информацию графически

Основная закономерность, собственно, уже описана. На крайнем севере и крайнем юге видов и родов мало. Максимум тех и других наблюдается в полосе с 20-го по 40-й градус широты. К экватору число видов и родов снова снижается, но не так сильно, как к полюсам. В южном полушарии и видов примерно в 3 раза меньше, чем в северном. По числу родов различия между полушариями не такие яркие: северное всего в 1,5 раза превосходит южное. В северном полушарии число видов на род в 2 раза больше, чем в южном.

Это особенно относится к умеренным широтам. Например, в зоне с 40-го по 50-й градус широты в северном и южном полушарии встречаются примерно одинаковое число родов (21 и 19), но число видов различается почти в 5 раз (177 и 35), соответственно. Это означает, что на севере планеты хвойным живется лучше (активней идет видообразование), чем на юге (меньше возможностей для видообразования, чаще происходит вымирание видов, больше реликтовых родов).

Теперь посмотрим то же самое, но только не в абсолютных числах, а в расчете на единицу площади суши
Теперь посмотрим то же самое, но только не в абсолютных числах, а в расчете на единицу площади суши

Северное и южное полушарие сильно различаются не только по площади суши (на севере в 2 раза больше), но и по ее распределению. Так, в северном полушарии максимальная площадь суши приходится на широты с 50-го по 70-й градус (Скандинавия, Россия, Канада, Аляска), в южном же полушарии на этих широтах суши вообще нет. В абсолютных единицах площадь суши показана на диаграмме слева.

Если хвойное разнообразие показать в расчете на единицу площади суши (две диаграммы справа), то картина существенно изменится. По числу видов на 1 млн. кв. км в субтропических широтах (20-40) северное полушарие вдвое превосходит южное. По этому же показателю в умеренных широтах (40-60) еще более существенное превосходство отмечается в южном полушарии.

Еще интересней ситуация с числом родов на единицу площади. Если в северном полушарии их везде мало (не более 2 на 1 млн. кв. км), то в умеренных широтах южного их число на единицу площади может быть в 5, 10 и даже 20 раз больше! Существенную роль тут, конечно, играет географическая близость северных и, наоборот, разобщенность южных материков в области умеренных широт. У каждого из этих разобщенных фрагментов своя история, соответственно, своя хвойная флора.

Хвойные имеют длинную историю исследования, лесного и садового использования. Но это относится почти исключительно к северным хвойным, южные и тропические изучены мало. В плохо изученной части, особенно в малодоступных местах, до сих пор находятся новые виды (и даже роды!). В тропиках и в южном полушарии хвойные не образуют моно-лесов, а встречаются штучно в сложных по составу растительных сообществах. Тропические виды хвойных не сразу и заметишь, т.к. листья у них часто бывают довольно широкими, отнюдь «не хвойными». Они имеют ценную древесину, распространены в бедных странах, где партии «зеленых» пока нет, а деньги очень нужны. Поэтому тропические хвойные нещадно вырубаются. Это были общие географические закономерности. В следующий раз обсудим некоторые конкретные регионы нашей планеты, интересные в плане хвойного разнообразия.