Найти в Дзене
Книга про КВ

Танк из реки Нева

В апреле 2003 года со дна Невы был вытащен затонувший в годы войны тяжелый танк КВ-1, который теперь установлен на площади перед музеем "Прорыв блокады Ленинграда". Его заводской номер был установлен сразу - М-5069. Однако точно разобраться с обстоятельствами потери этого танка удалось только в 2021 году. Напомню, что в октябре - ноября 1941 года предпринимались неоднократные попытки переправить тяжелые танки КВ-1 на пароме из плашкоутов, однако они успехом не увенчались (подробнее по ссылке в конце текста). Это удалось сделать только в самом конце ноября 1941 года на переправе №8 с помощью полупонтонов парка Н2П. Всего за три ночи удалось переправить на Невский пятачок 20 танков КВ 2-го танкового батальона 123-й танковой бригады. Немцы переправы танков не ожидали, так как Неву к тому времени полностью затянуло льдом.
     Согласно информации из отчетных документов 123-й танковой бригады, после окончания переправы 2-го танкового 123-й ТБР 30 ноября 1941 года успели переправить и

В апреле 2003 года со дна Невы был вытащен затонувший в годы войны тяжелый танк КВ-1, который теперь установлен на площади перед музеем "Прорыв блокады Ленинграда". Его заводской номер был установлен сразу - М-5069. Однако точно разобраться с обстоятельствами потери этого танка удалось только в 2021 году.

Танк КВ-1 производства ЛКЗ выпуска августа 1941 года (фото из открытых источников)
Танк КВ-1 производства ЛКЗ выпуска августа 1941 года (фото из открытых источников)

Напомню, что в октябре - ноября 1941 года предпринимались неоднократные попытки переправить тяжелые танки КВ-1 на пароме из плашкоутов, однако они успехом не увенчались (подробнее по ссылке в конце текста).

Это удалось сделать только в самом конце ноября 1941 года на переправе №8 с помощью полупонтонов парка Н2П. Всего за три ночи удалось переправить на Невский пятачок 20 танков КВ 2-го танкового батальона 123-й танковой бригады. Немцы переправы танков не ожидали, так как Неву к тому времени полностью затянуло льдом.

     Согласно информации из отчетных документов 123-й танковой бригады, после окончания переправы 2-го танкового 123-й ТБР 30 ноября 1941 года успели переправить и три танка КВ-1 из 1-го ТБ - «
К 30.11.41 переправлено танков 2/123 ТП полностью и три КВ 1/123 ТП. Дальнейшая переправа прекращена».
     Почему она была прекращена известно из другого документа - «
Как только противник установил место переправы, открыл арт.мин. огонь и уничтожил паром».
Однако в сводный отчет штаба 123-й танковой бригады в данном случае вкралась ошибка. На самом деле танки 1-го танкового батальона были переправлены 3 и 4 декабря 1941 года.

Согласно информации из Журнала боевых действий 41-го отдельного понтонно-мостового батальона, подразделения которого собственно и осуществляли переправы, один танк КВ-1 был переправлен в ночь на 3 декабря. В следующую ночь было успешно переправлено еще два КВ-1. Еще один затонул у левого берега - "При выгрузке танка на левом берегу, последний попал на сваю, свернулся с мостков и стал погружаться в воду. Паром накренился, зачерпнул воду и затонул".
     Днем паром был найден водолазами на глубине 8 метров в 5 метрах от берега, но его подъем оказался невозможным из-за больших наростов льда у берега.

В воспоминаниях генерал-лейтенанта Бычевского (в конце ноября 1941 года начальник Инженерного управления Ленинградского фронта подполковник Бычевский вместе с генерал-майором Болотниковым лично руководил переправой танков КВ на левый берег Невы) под названием "Город - фронт" приводится любопытная информация об окончании переправы танков КВ через Невы в 1941 году:

«Перед самым рассветом 30 ноября, когда Клим и Зубков заканчивали переправу последней группы из семи танков «КВ», немецкая артиллерия нащупала наконец нашу пристань. Борьба за спасение паромов и танков стоила Климу шестнадцати раненых и четырех убитых. Осколками перебило паромный трос на левый берег. Последний танк переправлялся утром под дымовую завесу. Паром был разбит огнем у самого плацдарма. Танк затонул, танкисты успели спастись. В эту ночь мороз достиг 15 градусов, и полынью окончательно затянуло льдом».

Танк КВ-1 производства ЛКЗ выпуска августа 1941 года  (фото из открытых источников)
Танк КВ-1 производства ЛКЗ выпуска августа 1941 года (фото из открытых источников)

Танки, которые успели переправить, видимо, принадлежали 1-й танковой роте 1-го танкового батальона. Заводские номера этих трех КВ-1 известны - М-5090, М-5091 и М-4798. Один из них имел бортовой номер 113.

В документах 123-го танкового полка обстоятельства потери танка с заводским номером М-5069 приведены следующим образом - "В 4.00 при выгрузке на левый берег 3-го танка КВ № 5069 лопнули причальные строения пристани. Паром с танком отошел от пристани и утонул в реке. Потерь среди личного состава экипажа нет".

Однако возможно информация о потерях экипажа танка не вполне соответствует действительности. Сравнительно недавно в документах ЦАМО РФ, вероятно, удалось установить механика-водителя этого затонувшего танка.

    Вероятно, им был старший сержант
Мазуров Константин Васильевич.
     Согласно сведениям из документов 22-го учебного танкового батальона, именно старший сержант Мазуров ("
танкист с 1937 года, водил танки Т-26 и БТ по 300 часов каждый, КВ водил 6 часов, участник Финской войны") был механиком-водителем танка КВ-1 с заводским номером М-5069, который был отправлен в конце августа 1941 года в 84-й отдельный танковый батальон в составе маршевой роты лейтенанта Матвеева.

     В дальнейшем, согласно сведениям из документов ЦАМО РФ с сайта Память народа, старший сержант Мазуров оказался в рядах 123-го танкового полка 123-й танковой бригады, куда прибыл уже из 86-го отдельного танкового батальона. По состоянию на 25 октября 1941 года в составе 123-й танковой бригады числился и танк КВ-1 с заводским номером
М-5069.
     В других именных списках личного состава и списках безвозвратных потерь 123-й ТБР старший сержант Мазуров не значится.

В 1946 году жена механика-водителя танка старшего сержанта Мазурова Константина Васильевича, 1915 года рождения, уроженца Смоленской области Сычевского района деревни Юрятино, призванного на военную службу 3 июля 1941 года Московским РВК города Ленинград, заполнила анкету на его розыск, в которой указала, что письменная связь с ним прервалась 21 октября 1941 года, а последний адрес - ППС 63, 123 танковый полк, 1 батальон, 1 рота.
     Кроме того, в анкете сообщалось о том, что «
…в январе 1942 года заявительница встретила радиста танка её мужа, который говорил, что их танк затонул при переправе через Неву (против 5 ГЭС), часть экипажа спаслась, а о её муже он ничего не знает» (ОБД Мемориал).

Надо здесь сказать, что в самом танке при его подъеме останки погибших танкистов обнаружены не были. Старший сержант Мазуров в документах ОБД Мемориал числится пропавшим без вести в ноябре 1941 года, однако, скорее всего, он погиб в начале декабря 1941 года на Невском пятачке, возможно, при предпринятых сразу после события попытках эвакуировать танк.

Танк КВ-1 производства ЛКЗ выпуска августа 1941 года  (фото из открытых источников)
Танк КВ-1 производства ЛКЗ выпуска августа 1941 года (фото из открытых источников)

Причиной утопления танка в документах 123-го танкового полка признано решение начальника парома с согласия командира танковой роты и командира танка выгружать танк при "ненормальном причале". Из-за падения уровня реки причал на левом берегу оказался выше парома, поэтому требовалось подпилить сваи и выровнять уровень. Плюс его, видимо, уже подразбили при выгрузках предыдущих танков.

Собственно теперь известно, что 1-й ротой 1-го танкового батальона 123-го ТП 123-й ТД, которая переправлялась на плацдарм вслед за 2-м танковым батальоном, командовал старший лейтенант Селиванов Михаил Иванович.

     Лейтенант Селиванов в мае 1941 года окончил по 1-му разряду 2-е Саратовское бронетанковое училище и был назначен командиром взвода тяжелых танков 44-го танкового полка 22-й танковой дивизии, которая дислоцировалась в городе Брест (ЗапОВО). Неизвестно сумел ли он добраться до Бреста до начала войны, но в конце июля 1941 года Селиванов командовал взводом тяжелых танков в 1-м танковом полку 1-й Краснознаменной танковой дивизии, а с сентября 1941 года - танковой ротой в 123-й танковой бригаде.

     Ниже его фотоснимок из учетно-послужной картотеки ЦАМО РФ, которая ныне доступна на сайте Память народа.

Лейтенант Селиванов Михаил Иванович
Лейтенант Селиванов Михаил Иванович

5 декабря 1941 года старший лейтенант Селиванов был тяжело ранен на Невском Пятачке. В дальнейшем воевал на Ленинградском фронте в составе 124-й танковой бригады и 31-го гвардейского тяжелого танкового полка прорыва.

Что интересно, как подсказал ув. коллега egorogr именно его танк КВ-1С с бортовым номером 201 запечатлен на снимке Бориса Кудоярова, который я приводил в предыдущей статье на тему танков КВ на Невском пятачке (ссылка в конце текста).

Погиб командир танкового батальона 175-й ТБР капитан Селиванов 20 марта 1944 года в Ровенской области УССР.

     А командовал танком КВ-1 с заводским номером
М-5069 в декабре 1941 года младший лейтенант Егоров Иван Петрович, которого с началом войны призвали из запаса. С конца августа 1941 года он служил в должности командира танка КВ-1 в 86-м ОТБ и 1-й танковой дивизии.
     Ниже его фотоснимок из учетно-послужной картотеки ЦАМО РФ.

Младший лейтенант Егоров Иван Петрович
Младший лейтенант Егоров Иван Петрович

В дальнейшем младший лейтенант Егоров, видимо, по ранению выбыл из Ленинграда и воевал на западном направлении в составе 24-й и 32-й танковых бригад.

     Теперь о возможных причинах принятия решения на выгрузку танка на неподготовленный причал. Собственно они очевидны - до утра разобрать настил и спилить сваи вряд ли бы успели, а в светлое время танк на пароме был бы обнаружен немцами. При возврате парома обратно, скорее всего, также были бы проблемы с выездом танка. Так что других вариантов, кроме выгрузки, у начальника парома и танкистов не было.

     Для эвакуации танка в последующие дни был подготовлен берег, но вытащить его сразу не смогли из-за отсутствия исправных буксирующих танков и большой убыли личного состава во 2-м танковом батальоне и эвакуационных подразделениях 123-й танковой бригады, а потом наступили морозы и полынью затянуло льдом.

Как выше уже говорилось, удалось танк вытащить из Невы только в апреле 2003 года. Проделали это белорусские поисковики из военно-патриотического клуба "Поиск" под руководством Игоря Матюка с помощью устройства из нескольких лебедок, а также лебедки автомобиля ЗИЛ-157.

В дальнейшем танк был приведен в, мягко выражаясь, современное состояние на 61-м бронетанковом ремонтом заводе и в сентябре 2003 года установлен на площади перед музеем "Прорыв блокады Ленинграда". Можно, наверно, здесь посетовать на то, что не повезло этому полностью комплектному танку быть поднятым в 2003 года. Если бы его вытащили на 10 лет позже, то сейчас, скорее всего, он бы находился в ходовом состоянии в каком-нибудь парке "Патриот".

Собственно всё. Исправления и дополнения приветствуются. Если данная информация была интересна, то прошу не стеснятся ставить палец вверх для продвижения канала. Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. Подписывайтесь также и на мой Телеграм-канал: t.me/kniga_pro_kv

Оригинал текста опубликован в нескольких записях в моем Живом Журнале, начиная с 2017 года (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/87995.html). Публикуется с дополнениями.

Список источников:

1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);

2. Смирнов А. КВ со дна Невы // Танкомастер. 2003, №4;

3. Документы Автобронетанкового управления Ленинградского фронта, 123-й танковой бригады и 123-го танкового полка этой бригады, 41-го отдельного понтонно-мостового батальона (ЦАМО РФ, сайт Память народа, ОБД Мемориал);

4. Сайт Поисковый отряд "им. 73-й морской бригады" (po-73brigada.narod.ru).

Другие статьи на тему боев танков КВ на Невском пятачке:

О неудачных попытках переправы танков КВ через Невы

Танки с бортовыми номерами в районе Арбузово

О действиях повернувших не туда танках 2-го батальона