Источник под названием: «говорят»
Как водится, отсутствие информации всегда порождает домыслы. Это в полной мере относится к возлюбленной царевича Алексея Петровича Ефросинье. Что только про нее не понапридумывали! Причем домыслы начались еще с тех времен, когда царевич находился под следствием. Сведения о ней то и дело мелькали в депешах дипломатов. Одни писали, что она была низкого происхождения, другие – что она была фрейлиной супруги царевича Шарлотты. По одним сведениям, она крепостная Вяземского – учителя царевича, по другим – пленная финка. Считается, что она предоставила некие сведения, которые погубили царевича, а то и вовсе оговорила. Одно время уверяли, что она находится в милости царя и царицы. По другим сообщениям можно было узнать, что у нее все отобрали и посадили в крепость. При этом никто из дипломатов не видел эту женщину, ничего не знал о ней, и все их сведения, как они сами признавали, черпались из источника под названием: «говорят».
Далее эти сведения подхватили мемуаристы, а вслед за ними историки, беллетристы, кинематографисты. Каждый все приправлял своей фантазией. И вот уже со страниц книг и с экранов перед нами предстал непривлекательный и даже отталкивающий образ неотесанной служанки, поломойки, которая в буквальном смысле «ни ступить ни молвить не умеет», и предательницы, которая использовала своего благодетеля-царевича и потом погубила. В обывательском сознании настолько закрепился этот образ, что по-другому ее уже никто не представляет.
Образ в литературе
В романе Петра Полежаева «Царевич Алексей Петрович» Ефросинья показана примитивной простушкой, ничем не примечательной крестьянской девушкой.
Афросинью можно было назвать миловидной, симпатичной, но далеко не красавицей: черты лица неправильны и резки, лицо загорелое, губы сочные, более пухлые, чем бы следовало, здоровые зубы, ярко сверкавшие в широкой улыбке, не отличались ровностью и молочною белизною, стройность если и была, то вполне закрывалась доморощенным, грубым и запачканным кафтаном. Хороши были волосы, русые, с золотистым отливом на солнечных лучах, спускавшиеся толстой плетенкой ниже пояса, но и от них за несколько сажен отдавало резким запахом постного масла. Но, несмотря на это, во всей ее фигуре было что-то особенно притягивающее к себе и не поддававшееся никаким определениям. Никакое многоречивое и красноречивое описание не могло выразить во всей полноте мягкость ее голубых глаз и ее бесхитростную доброту в ласковой улыбке
Таких, как она, множество. В каждой крестьянской деревне, у каждого знатного господина в услужении наверняка найдется не одна молодая румяная девка. А русыми волосами, голубыми глазами и ласковой улыбкой на Руси никого не удивишь. Тем более, наследника престола. Почему он обратил на нее свое внимание - не поддается объяснению. Можно, конечно, все свалить на тупого, слепого Амура, который разбрасывает свои стрелы где ни попадя.
В романе Дмитрия Мережковского «Антихрист: Петр и Алексей» образ примитивной крестьянской девки несколько усложнен. Здесь Ефросинья предстает еще демоницей и нечистью, околдовавшей наследника престола неведомыми чарами.
Он закрыл глаза, и ему представилась горница в доме Вяземских на Малой Охте; косые лучи весеннего вечернего солнца; дворовая девка Афроська в высоко подоткнутой юбке, с голыми ногами, низко нагнувшись, моет мочалкою пол. Самая обыкновенная деревенская девка из тех, о которых парни говорят: вишь, ядреная, кругла, бела, как мытая репка. Но иногда, глядя на нее, вспоминал он о виденной им в Петергофе у батюшки старинной голландской картине – Искушение св. Антония: перед отшельником стоит голая рыжая дьяволица с раздвоенными козьими копытами на покрытых шерстью ногах, как у самки фавна. В лице Евфросиньи – в слишком полных губах, в немного вздернутом носе, в больших светлых глазах с поволокою и слегка скошенным, удлиненным разрезом – было что-то козье, дикое, невинно-бесстыдное. Вспоминал он также изречения старых книжников о бесовской прелести жен: от жены начало греху, и тою мы все умираем; в огонь и в жену впасть едино есть.
Образ в кино
Образ «работной девки», примитивной, вульгарной, безграмотной и невежественной, которую непонятно за какие качества полюбил наследник престола, нашел свое развитие и в кинематографе.
В старом советском фильме 1937 года «Петр Первый» режиссера Владимира Петрова любимая женщина царевича показана тучной, немолодой теткой с повадками уборщицы советского привокзального общепита, по сравнению с которой даже известная портомоя Петра Екатерина смотрится элегантной дамой. Правда, и царевич в этом фильме под стать своей подруге: истеричный, неуравновешенный, трусливый и слабовольный. Замысел авторов фильма понятен. Царевич здесь выступает в качестве антагониста своего положительного царя-отца. Следовательно, все, что связано с царевичем, у зрителя должно вызывать неприязнь и осуждение. Вот и избранница у него скандальная хабалка, которая подчинила его себе.
В другом, более современном, фильме 1997 года «Царевич Алексей» режиссера Виталия Мельникова Ефросинья показана помоложе, потоньше, покрасивее, нежели в черно-белом фильме. И все равно, это неотесанная, невежественная, нагловатая крестьянская девка, низкую породу которой не скрывают даже модные наряды и украшения.
Остается только изумляться, как такой утонченный, умный, образованный и благочестивый наследник престола вообще что-то разглядел с высоты своего роста и статуса в этой откровенной неровне. У него большие комплексы? Или самооценка ниже плинтуса? Не горбатый, не кривой, наверняка в своей жизни повидал немало красавиц, и с физиологией все в порядке – двоих детей сделал…
Если руководствоваться здравым смыслом, избранница царевича должна быть не просто молода и миловидна. Она должна быть совершенной красавицей. Помимо этого, она должна быть образованной и воспитанной. А чтобы царский наследник советовался и делился мыслями с ней, она наверняка должна быть умной и разбираться во многих вещах. В отличие от своего отца, Алексей Петрович был весьма разборчив в личной жизни - не бегал от скуки за каждой приглянувшейся юбкой. Даже противники царевича не в состоянии обнаружить рядом с ним шлейф в виде метресс и других особ с низкой социальной ответственностью. Ни в свои юные годы, ни за время учебы в Европе, ни в годы военной кампании в Померании царевич не скомпрометировал себя любовными связями. Однако столь очевидная характеристика женщины, которую полюбил царевич, почему-то никем не рассматривается.
«Высокие» взаимоотношения
Вообще, фантазии на тему взаимоотношений царевича Алексея и Ефросиньи у беллетристов плещут, зашкаливают и заносят. При этом здравый смыл в них существует где-то в другом измерении.
Автор романа «Царевич Алексей Петрович» П. Полежаев начало отношений царевича и Ефросиньи рисует довольно примитивно. Царевич ведет себя словно закомплексованный пятнадцатилетний подросток, который впервые увидел мало-мальски хорошенькую девушку. Он робеет, смущается и краснеет в ее присутствии.
Наливая рюмку, Алексей Петрович вскинул глаза на девушку и, встретив ее взгляд, смутился, покраснел и пролил водку на поднос.
Хочется возмутиться подобным представлениям о царевиче. Алексею Петровичу к тому времени было уже 25 годков. По тем временам это был далеко не мальчик, к тому же муж и отец. Кроме того, это был человек, который много где побывал, много чего видел и общался с разными людьми. Поведение подростка, будто бы жившего в изоляции и неуверенно вступившего в большой мир, никак не вписывается в образ царевича. Помимо этого, люди его статуса обычно на крепостных, подносящих им угощения в чужом доме, обращали внимания не больше, чем на мебель. А тут прямо покраснел при виде дворовой девки. Не верю!
В фильме 1997 года «Царевич Алексей» знакомство царевича с его крепостной возлюбленной показано еще более примитивно. Изрядно выпивший царевич разгуливает по своему дому, зачем-то заходит в комнату прислуги, где застает свою будущую пассию в неприглядном виде - то ли за мытьем, то ли за стиркой. Без всяких объяснений и предисловий он ей коротко говорит: «Пойдем со мной!», и она идет. И так с ним и остается. Откуда появляется большая любоФФ царевича, это уж фантазируйте сами.
В старом фильме 1937 года «Петр Первый» Ефросинья вообще предстает перед зрителем с тряпкой в руках в процессе мытья полов. Царевич входит в хоромы, а Ефросинья там усердно моет пол. При этом он ей говорит: «Ефросиньюшка, почему ты босиком…» Она продолжает выжимать тряпку, словно все происходящее в порядке вещей. Хотя, возможно, это в духе тех времен - елозить тряпкой в присутствии vip-персон. Я имею в виду, времен, когда создавался этот фильм, а не времен, когда жил и здравствовал царевич Алексей. А вот если бы в XVIII веке Ефросинья прежде, действительно, занималась черной работой, то приглянувшись царевичу, а тем более, попав в его спальню, навсегда забыла бы, что такое тряпка. А здесь ничего - елозит тряпкой и милуется. Главное, что зритель воспринял как надо.
Но ярче всех описал «большую любовь» и «высокие отношения» царского сына к «работной девке» Дмитрий Мережковский в романе: «Антихрист. Петр и Алексей». В авторской версии пьяный царевич в припадке бешенства набросился на нее с ножом и изнасиловал.
При первой встрече с ним, она, будто бы, была невинна и долго ему сопротивлялась. Он ей вовсе не нравился. Ни обещания, ни угрозы не помогали. Но раз, после попойки, пьяный, он бросился на нее, в одном из тех припадков бешенства, которые бывают у него, так же как у отца, избил ее, чуть не убил, грозил ножом и овладел силою
При этом отрицательным персонажем в авторской версии является женщина, ибо именно она своими бесовскими чарами довела царевича до такого состояния. Иными словами: ведьма разбудила маньяка. Вот такая необычная любоФФ связывала героев этого романа. Хотя это в некотором роде объясняет, почему Ефросинья в итоге подставила и оговорила царевича в Тайной канцелярии. Такая у нее была своеобразная месть.
А если это любовь?
Во всех изложенных случаях образ Ефросиньи складывается весьма неприятный: примитивный, гаденький, пошленький. Все авторы единодушно считают, что она не любила царевича, а только его использовала.
Впрочем, не только литераторы, кинематографисты, но и большинство историков также придерживаются мнения о грязных, корыстных мотивах «царевичевой девки». Например, советский историк Н. Павленко в своей монографии «Царевич Алексей» характеризует Ефросинью как «расчетливую и циничную женщину, стремящуюся извлечь из привязанности к ней царевича максимальную выгоду».
Почему-то версии о том, что между царевичем и этой девушкой могли быть взаимные чувства, вообще не допускаются. А ведь подобное вполне естественно в их возрасте. Судя по отзывам современников царевича, он был хорош собой, умен, начитан, интересен. Почему бы девушке в него не влюбиться? С чего бы ей презирать его? Испокон веков обиженные судьбой золушки мечтают о принцах. И вот перед ней самый настоящий принц. К тому же, как свидетельствуют письма, донесения и некоторые факты, царевич был очень внимателен, добр и заботлив по отношению в своей возлюбленной. А доброе слово, как известно, и кошке приятно. Подобная доброта, забота и внимание способны тронуть сердце даже самой закоренелой «замарашки».
Как водится, каждый понимает ту или иную ситуацию в меру своей испорченности. Наверное, поэтому версии о том, что расчетливая Ефросинья предала Алексея Петровича, более популярны, чем версии о том, что она стала такой же жертвой царского произвола, как и наследник престола.
Продолжение читайте далее:
Начало здесь: