Найти в Дзене
История побежденных

Роковая женщина в судьбе царевича Алексея: Фантазии литераторов и кинематографистов

Как водится, отсутствие информации всегда порождает домыслы. Это в полной мере относится к возлюбленной царевича Алексея Петровича Ефросинье. Что только про нее не понапридумывали! Причем домыслы начались еще с тех времен, когда царевич находился под следствием. Сведения о ней то и дело мелькали в депешах дипломатов. Одни писали, что она была низкого происхождения, другие – что она была фрейлиной супруги царевича Шарлотты. По одним сведениям, она крепостная Вяземского – учителя царевича, по другим – пленная финка. Считается, что она предоставила некие сведения, которые погубили царевича, а то и вовсе оговорила. Одно время уверяли, что она находится в милости царя и царицы. По другим сообщениям можно было узнать, что у нее все отобрали и посадили в крепость. При этом никто из дипломатов не видел эту женщину, ничего не знал о ней, и все их сведения, как они сами признавали, черпались из источника под названием: «говорят». Далее эти сведения подхватили мемуаристы, а вслед за ними историк
Оглавление
В коллаже использованы: 1) Жан Марк Натье "Женский портрет"; 2) Кадр из х/фильма "Петр Первый" 1937 г., реж. В. Петров; 3) Кадр из х/фильма "Царевич Алексей" 1997 г., реж. В. Мельников. Коллаж автора
В коллаже использованы: 1) Жан Марк Натье "Женский портрет"; 2) Кадр из х/фильма "Петр Первый" 1937 г., реж. В. Петров; 3) Кадр из х/фильма "Царевич Алексей" 1997 г., реж. В. Мельников. Коллаж автора

Источник под названием: «говорят»

Как водится, отсутствие информации всегда порождает домыслы. Это в полной мере относится к возлюбленной царевича Алексея Петровича Ефросинье. Что только про нее не понапридумывали! Причем домыслы начались еще с тех времен, когда царевич находился под следствием. Сведения о ней то и дело мелькали в депешах дипломатов. Одни писали, что она была низкого происхождения, другие – что она была фрейлиной супруги царевича Шарлотты. По одним сведениям, она крепостная Вяземского – учителя царевича, по другим – пленная финка. Считается, что она предоставила некие сведения, которые погубили царевича, а то и вовсе оговорила. Одно время уверяли, что она находится в милости царя и царицы. По другим сообщениям можно было узнать, что у нее все отобрали и посадили в крепость. При этом никто из дипломатов не видел эту женщину, ничего не знал о ней, и все их сведения, как они сами признавали, черпались из источника под названием: «говорят».

Далее эти сведения подхватили мемуаристы, а вслед за ними историки, беллетристы, кинематографисты. Каждый все приправлял своей фантазией. И вот уже со страниц книг и с экранов перед нами предстал непривлекательный и даже отталкивающий образ неотесанной служанки, поломойки, которая в буквальном смысле «ни ступить ни молвить не умеет», и предательницы, которая использовала своего благодетеля-царевича и потом погубила. В обывательском сознании настолько закрепился этот образ, что по-другому ее уже никто не представляет.

Образ в литературе

В романе Петра Полежаева «Царевич Алексей Петрович» Ефросинья показана примитивной простушкой, ничем не примечательной крестьянской девушкой.

Афросинью можно было назвать миловидной, симпатичной, но далеко не красавицей: черты лица неправильны и резки, лицо загорелое, губы сочные, более пухлые, чем бы следовало, здоровые зубы, ярко сверкавшие в широкой улыбке, не отличались ровностью и молочною белизною, стройность если и была, то вполне закрывалась доморощенным, грубым и запачканным кафтаном. Хороши были волосы, русые, с золотистым отливом на солнечных лучах, спускавшиеся толстой плетенкой ниже пояса, но и от них за несколько сажен отдавало резким запахом постного масла. Но, несмотря на это, во всей ее фигуре было что-то особенно притягивающее к себе и не поддававшееся никаким определениям. Никакое многоречивое и красноречивое описание не могло выразить во всей полноте мягкость ее голубых глаз и ее бесхитростную доброту в ласковой улыбке

Таких, как она, множество. В каждой крестьянской деревне, у каждого знатного господина в услужении наверняка найдется не одна молодая румяная девка. А русыми волосами, голубыми глазами и ласковой улыбкой на Руси никого не удивишь. Тем более, наследника престола. Почему он обратил на нее свое внимание - не поддается объяснению. Можно, конечно, все свалить на тупого, слепого Амура, который разбрасывает свои стрелы где ни попадя.

В романе Дмитрия Мережковского «Антихрист: Петр и Алексей» образ примитивной крестьянской девки несколько усложнен. Здесь Ефросинья предстает еще демоницей и нечистью, околдовавшей наследника престола неведомыми чарами.

Он закрыл глаза, и ему представилась горница в доме Вяземских на Малой Охте; косые лучи весеннего вечернего солнца; дворовая девка Афроська в высоко подоткнутой юбке, с голыми ногами, низко нагнувшись, моет мочалкою пол. Самая обыкновенная деревенская девка из тех, о которых парни говорят: вишь, ядреная, кругла, бела, как мытая репка. Но иногда, глядя на нее, вспоминал он о виденной им в Петергофе у батюшки старинной голландской картине – Искушение св. Антония: перед отшельником стоит голая рыжая дьяволица с раздвоенными козьими копытами на покрытых шерстью ногах, как у самки фавна. В лице Евфросиньи – в слишком полных губах, в немного вздернутом носе, в больших светлых глазах с поволокою и слегка скошенным, удлиненным разрезом – было что-то козье, дикое, невинно-бесстыдное. Вспоминал он также изречения старых книжников о бесовской прелести жен: от жены начало греху, и тою мы все умираем; в огонь и в жену впасть едино есть.

Образ в кино

Образ «работной девки», примитивной, вульгарной, безграмотной и невежественной, которую непонятно за какие качества полюбил наследник престола, нашел свое развитие и в кинематографе.

Кадр из фильма "Петр Первый" 1937 г., реж. В. Петров
Кадр из фильма "Петр Первый" 1937 г., реж. В. Петров

В старом советском фильме 1937 года «Петр Первый» режиссера Владимира Петрова любимая женщина царевича показана тучной, немолодой теткой с повадками уборщицы советского привокзального общепита, по сравнению с которой даже известная портомоя Петра Екатерина смотрится элегантной дамой. Правда, и царевич в этом фильме под стать своей подруге: истеричный, неуравновешенный, трусливый и слабовольный. Замысел авторов фильма понятен. Царевич здесь выступает в качестве антагониста своего положительного царя-отца. Следовательно, все, что связано с царевичем, у зрителя должно вызывать неприязнь и осуждение. Вот и избранница у него скандальная хабалка, которая подчинила его себе.

В другом, более современном, фильме 1997 года «Царевич Алексей» режиссера Виталия Мельникова Ефросинья показана помоложе, потоньше, покрасивее, нежели в черно-белом фильме. И все равно, это неотесанная, невежественная, нагловатая крестьянская девка, низкую породу которой не скрывают даже модные наряды и украшения.

Остается только изумляться, как такой утонченный, умный, образованный и благочестивый наследник престола вообще что-то разглядел с высоты своего роста и статуса в этой откровенной неровне. У него большие комплексы? Или самооценка ниже плинтуса? Не горбатый, не кривой, наверняка в своей жизни повидал немало красавиц, и с физиологией все в порядке – двоих детей сделал…

Если руководствоваться здравым смыслом, избранница царевича должна быть не просто молода и миловидна. Она должна быть совершенной красавицей. Помимо этого, она должна быть образованной и воспитанной. А чтобы царский наследник советовался и делился мыслями с ней, она наверняка должна быть умной и разбираться во многих вещах. В отличие от своего отца, Алексей Петрович был весьма разборчив в личной жизни - не бегал от скуки за каждой приглянувшейся юбкой. Даже противники царевича не в состоянии обнаружить рядом с ним шлейф в виде метресс и других особ с низкой социальной ответственностью. Ни в свои юные годы, ни за время учебы в Европе, ни в годы военной кампании в Померании царевич не скомпрометировал себя любовными связями. Однако столь очевидная характеристика женщины, которую полюбил царевич, почему-то никем не рассматривается.

«Высокие» взаимоотношения

Вообще, фантазии на тему взаимоотношений царевича Алексея и Ефросиньи у беллетристов плещут, зашкаливают и заносят. При этом здравый смыл в них существует где-то в другом измерении.

Автор романа «Царевич Алексей Петрович» П. Полежаев начало отношений царевича и Ефросиньи рисует довольно примитивно. Царевич ведет себя словно закомплексованный пятнадцатилетний подросток, который впервые увидел мало-мальски хорошенькую девушку. Он робеет, смущается и краснеет в ее присутствии.

Наливая рюмку, Алексей Петрович вскинул глаза на девушку и, встретив ее взгляд, смутился, покраснел и пролил водку на поднос.

Хочется возмутиться подобным представлениям о царевиче. Алексею Петровичу к тому времени было уже 25 годков. По тем временам это был далеко не мальчик, к тому же муж и отец. Кроме того, это был человек, который много где побывал, много чего видел и общался с разными людьми. Поведение подростка, будто бы жившего в изоляции и неуверенно вступившего в большой мир, никак не вписывается в образ царевича. Помимо этого, люди его статуса обычно на крепостных, подносящих им угощения в чужом доме, обращали внимания не больше, чем на мебель. А тут прямо покраснел при виде дворовой девки. Не верю!

В фильме 1997 года «Царевич Алексей» знакомство царевича с его крепостной возлюбленной показано еще более примитивно. Изрядно выпивший царевич разгуливает по своему дому, зачем-то заходит в комнату прислуги, где застает свою будущую пассию в неприглядном виде - то ли за мытьем, то ли за стиркой. Без всяких объяснений и предисловий он ей коротко говорит: «Пойдем со мной!», и она идет. И так с ним и остается. Откуда появляется большая любоФФ царевича, это уж фантазируйте сами.

Кадр из фильма "Царевич Алексей" 1997 г., реж. В. Мельников
Кадр из фильма "Царевич Алексей" 1997 г., реж. В. Мельников

В старом фильме 1937 года «Петр Первый» Ефросинья вообще предстает перед зрителем с тряпкой в руках в процессе мытья полов. Царевич входит в хоромы, а Ефросинья там усердно моет пол. При этом он ей говорит: «Ефросиньюшка, почему ты босиком…» Она продолжает выжимать тряпку, словно все происходящее в порядке вещей. Хотя, возможно, это в духе тех времен - елозить тряпкой в присутствии vip-персон. Я имею в виду, времен, когда создавался этот фильм, а не времен, когда жил и здравствовал царевич Алексей. А вот если бы в XVIII веке Ефросинья прежде, действительно, занималась черной работой, то приглянувшись царевичу, а тем более, попав в его спальню, навсегда забыла бы, что такое тряпка. А здесь ничего - елозит тряпкой и милуется. Главное, что зритель воспринял как надо.

Кадр из фильма "Петр Первый" 1937 г., реж. В. Петров
Кадр из фильма "Петр Первый" 1937 г., реж. В. Петров

Но ярче всех описал «большую любовь» и «высокие отношения» царского сына к «работной девке» Дмитрий Мережковский в романе: «Антихрист. Петр и Алексей». В авторской версии пьяный царевич в припадке бешенства набросился на нее с ножом и изнасиловал.

При первой встрече с ним, она, будто бы, была невинна и долго ему сопротивлялась. Он ей вовсе не нравился. Ни обещания, ни угрозы не помогали. Но раз, после попойки, пьяный, он бросился на нее, в одном из тех припадков бешенства, которые бывают у него, так же как у отца, избил ее, чуть не убил, грозил ножом и овладел силою

При этом отрицательным персонажем в авторской версии является женщина, ибо именно она своими бесовскими чарами довела царевича до такого состояния. Иными словами: ведьма разбудила маньяка. Вот такая необычная любоФФ связывала героев этого романа. Хотя это в некотором роде объясняет, почему Ефросинья в итоге подставила и оговорила царевича в Тайной канцелярии. Такая у нее была своеобразная месть.

А если это любовь?

Во всех изложенных случаях образ Ефросиньи складывается весьма неприятный: примитивный, гаденький, пошленький. Все авторы единодушно считают, что она не любила царевича, а только его использовала.

Впрочем, не только литераторы, кинематографисты, но и большинство историков также придерживаются мнения о грязных, корыстных мотивах «царевичевой девки». Например, советский историк Н. Павленко в своей монографии «Царевич Алексей» характеризует Ефросинью как «расчетливую и циничную женщину, стремящуюся извлечь из привязанности к ней царевича максимальную выгоду».

Почему-то версии о том, что между царевичем и этой девушкой могли быть взаимные чувства, вообще не допускаются. А ведь подобное вполне естественно в их возрасте. Судя по отзывам современников царевича, он был хорош собой, умен, начитан, интересен. Почему бы девушке в него не влюбиться? С чего бы ей презирать его? Испокон веков обиженные судьбой золушки мечтают о принцах. И вот перед ней самый настоящий принц. К тому же, как свидетельствуют письма, донесения и некоторые факты, царевич был очень внимателен, добр и заботлив по отношению в своей возлюбленной. А доброе слово, как известно, и кошке приятно. Подобная доброта, забота и внимание способны тронуть сердце даже самой закоренелой «замарашки».

Как водится, каждый понимает ту или иную ситуацию в меру своей испорченности. Наверное, поэтому версии о том, что расчетливая Ефросинья предала Алексея Петровича, более популярны, чем версии о том, что она стала такой же жертвой царского произвола, как и наследник престола.

Продолжение читайте далее:

Начало здесь: