Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Страх и ненависть в Латвии: зачем русских опускают на социальное дно

© Sputnik
© Sputnik

Русофобия в "цивилизованной Европе" давно уже стала модной. Не любить Россию и презирать русских - значит демонстрировать что-то вроде дресс-кода, опознавания "свой - чужой". Если ты "культурный европеец", то к русским, а также к их "варварскому языку" следует относиться с демонстративным уничижением. Латвия на этом позорном пути даст фору многим европейским соседям.

Еще задолго до начала СВО на Украине почтенный латвийский банкир Гиртс Рунгайнис на конференции "Внешние факторы развития Латвии" высокомерно заявил, что русский язык "не является языком культуры". Издание Dienas Bizness процитировало тогда слова цивилизованного европейца-банкира: "Русский язык не является ни языком науки, ни языком культуры, ни языком искусства, за исключением разве что балета".

 Гиртс Рунгайнис © соцсети / grani.lv
Гиртс Рунгайнис © соцсети / grani.lv

При этом никто из видных представителей латышской интеллигенции, ни один из известных и титулованных деятелей латышской национальной культуры (многие из которых некогда получали высшее образование в Москве и Ленинграде), не выступил с резким осуждением оскорбительного заявления.

Это значит, что все они, без исключения, единодушно готовы подписаться под данным тезисом? Точно так же, как "молчали в тряпочку" при демонстративно циничном уничтожении памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Риге или при недавнем сносе монумента Михаила Барклая де Толли.

В Риге сносят памятник полководцу Барклаю де Толли © соцсети / Vilnis Ķirsis
В Риге сносят памятник полководцу Барклаю де Толли © соцсети / Vilnis Ķirsis

Можно сколько угодно брезгливо порицать "безумных национал-радикалов", глумящихся над русской культурой, но благородная латышская интеллигенция практически единодушно поддержала этот процесс. Кто - явным одобрением, кто - молчаливым согласием.

Впрочем, ничто не ново под луной. Хранитель музея Л.Н. Толстого в Ясной Поляне Сергей Щеголев вспоминал о событиях октября 1941 года: "Вся площадка перед Литературным музеем была заставлена машинами. Здесь же били кур, стреляли коров, распластывали туши… В дом явилась группа офицеров - один из них забрал себе 3 фотографии Толстого… В комнате сына Толстого штабной врач и его приятель взломали шкаф и поделили между собой белье Сергея Львовича. Узнав, что музей находится в ведении Академии наук, фашисты засмеялись, и один молоденький фат с презрительной усмешкой спросил у остальных: "Какие же это "науки" в Советском Союзе?" Оккупантам рассказали об образцовой школе в Ясной Поляне. Очень они удивились тому, что в ней учатся дети крестьян, "эти маленькие дурачки"… А сами фашисты печи в школе топили картами и книгами".

Дом Л. Н. Толстого в декабре 1941 года © ypmuseum.ru
Дом Л. Н. Толстого в декабре 1941 года © ypmuseum.ru

Дом всемирно известного писателя культурные европейцы превратили в казарму: "В одной комнате парикмахерская, солдаты бреются, стригутся, чистятся, в другой комнате сапожная мастерская, кругом мусор, отбросы… Все кусты, деревья, изгороди - все помято, поломано... Идет безудержный грабеж". Отступая, гитлеровцы устроили костер в библиотеке. Пожар удалось потушить, но борьба с огнем длилась несколько часов.

В занятом немцами Клину поруганию подвергся дом-музей П.И. Чайковского. Посетивший музей на второй день после освобождения города Евгений Петров (соавтор "12 стульев") писал: "То, что сделали в домике Чайковского немцы, так отвратительно, чудовищно, тупо, что долго буду еще я вспоминать об этом с тоской".

У дома-музея П.И. Чайковского зимой 1941 года © klin-demianovo.ru
У дома-музея П.И. Чайковского зимой 1941 года © klin-demianovo.ru

По всей территории усадьбы прямо под открытым небом лежали изодранные книги, ноты, макеты театральных постановок "Лебединого озера", "Спящей красавицы", обломки скульптур.

Академик Майский рассказывает в своей книге: "Дом, где жил великий композитор П.И. Чайковский… находился в ужасном состоянии. Он, правда, уцелел, но внутри все было перевернуто вверх дном, поломано, загажено. Одна из комнат второго этажа была превращена в уборную. В других комнатах на полу валялись груды полусгоревших книг, деревянных обломков, листов изодранной бумаги. Немецкие фашисты, видимо, по-своему воздавали честь одному из величайших гениев в музыкальной истории человечества".

Столовая в доме Чайковского была превращена в мастерскую по ремонту мотоциклов. Стены забрызганы бензином и мазутом, на полу - лужи горючего.

В доме-музее П.И. Чайковского зимой 1941 года © klin-demianovo.ru
В доме-музее П.И. Чайковского зимой 1941 года © klin-demianovo.ru
Зачем рациональные германцы творили все это? С какой целью последовательно и неотвратимо стремились уничтожить русскую культуру?

Цель очевидна и проста. Уничтожая национальную культуру русского народа, они уничтожали народную память и гордость. Чтобы уже через короткое время некому было говорить, что русские - народ славный и великий, достойный равноправного, уважительного к себе отношения. Нет образцов материальной культуры, забыта культура духовная - и все, нет больше такого народа на земле! Он превращается в плодородную почву, в навоз для произрастания других народов.

Ведь стоит только скрыть из городской художественной галереи Риги в укромные запасники хранившиеся там с XIX века картины всемирно известных русских художников Айвазовского, Брюллова, Шишкина, Левитана, Врубеля, Сурикова, Репина, Саврасова, Бенуа, Кустодиева, Крамского, Рериха и многих других, и через какое-то время появляется соблазн с глумливым хохотом вещать: "Нет никакой русской культуры. И не было ее никогда".

Портреты президентов Латвии вместо работ русских художников выставлены в Национальном художественном музее © Sputnik
Портреты президентов Латвии вместо работ русских художников выставлены в Национальном художественном музее © Sputnik

Закроем русские школы, сузим русское культурное пространства в точку, сотрем след ее на латвийской земле, и будет латышам великое счастье, торжество подлинной национальной независимости от русского восточного варварства. И вольются латыши в культурную семью европейских цивилизованных народов...

Сохранилась фотография времен войны, на которой запечатлены немецкие военные возле школьной доски, на которой они сделали красноречивую надпись: "Русский должен умереть, чтобы мы жили". Жили в мире, где русскому народу места нет.

Надпись "Русский должен умереть, чтобы мы жили" © public domain
Надпись "Русский должен умереть, чтобы мы жили" © public domain

Представители современной латышской элиты, похоже, действительно верят, что русская культура недостойна уважения с их стороны, ведь они будто бы и есть подлинные носители европейской цивилизации, а русские - жалкие и ничтожные восточные недочеловеки, мнение которых не заслуживает никакого внимания.

Русское культурное пространство, существующее на этой земле уже не одну сотню лет, в нынешней Латвии стремительно сужается, исчезает, насильно искореняется. Интеллигентному русскому человеку просто не оставляют места для проявления себя в профессиональной сфере на латвийском телевидении и радио. Русская пресса в Латвии исчезает на глазах. Почти нет мест, где могут проявить себя русские актеры, режиссеры, журналисты, литераторы. Русские научные кадры последовательно вымываются из вузов.

Самая первая русская газета на территории Латвии, 1816 год © Sputnik, из архива Михаила Губина
Самая первая русская газета на территории Латвии, 1816 год © Sputnik, из архива Михаила Губина

Школы - практически последнее место, куда еще могут трудоустроиться представители вымирающего слоя русской интеллигенции Латвии. Но по мере проведения так называемой реформы образования русская интеллигенция как явление неминуемо исчезнет. Русским уготована судьба опуститься на социальное дно латвийского общества - туда, где требуются малоквалифицированные, но работящие и старательные руки.

Конечно, можно принять латышизацию. Кто-то приспособится, вне сомнения. Но это будут либо "облатышенные" русские, мучительно стыдящиеся своего происхождения, либо так называемые лояльные русские, которые робко осмелятся вспомнить о своих национальных корнях лишь в глубоком подполье - дома под одеялом.

Именно на это и направлены все внедряемые в Латвии реформы образования. Против русских ведется война - беспощадная и безжалостная. Война на уничтожение народа как культурного явления.

Никто из известных деятелей латышской науки и культуры так и не изволил прилюдно изречь что-то доброе, хорошее о русском народе. Вы нигде не найдет ни одного латышского СМИ - газеты, журнала или телепередачи, где о русских было бы сказано что-то позитивное, где о русской культуре отозвались бы с уважением и симпатией.

От правящей латышской элиты исходят лишь страх, ненависть и презрение к русским. Сейчас они ссылаются на российскую спецоперацию на Украине. Оставьте эти детские оправдания… Ненависть к русским культивируется десятилетиями. Более того, мало кто знает, что именно прибалтийские инструкторы и советники долгие годы поучали своих украинских подопечных, как именно им следует уничтожать любые проявления русского культурного наследия, укреплять позиции госязыка, переписывать историю в "нужных трактовках.

Премьер-министр Латвии Эвика Силиня и президент Украины Владимир Зеленский © Valsts kanceleja
Премьер-министр Латвии Эвика Силиня и президент Украины Владимир Зеленский © Valsts kanceleja

Все это нужно хорошо понимать, чтобы успешно противостоять злу, которое живет лишь ненавистью и желанием извести русских под корень.

Автор - историк Игорь Гусев, специально для Sputnik Латвия

Читайте еще:

Захарова жестко осекла Латвию за разглагольствования о свободе в РФ >>

"Здесь слишком хорошо для русских": латышка устроила скандал в доме престарелых >>

Язык вражды: как можно и как нельзя называть русских в соцсетях >>