Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Сколько получали за съемки кино СССР режиссеры

Одни уверены, что за съемки фильма режиссер получает баснословные гонорары. Другие, напротив, считают, что большая часть денег достается актерам, которые «засветились» на экране, а режиссерам выделяют «остатки». Как же оно на самом деле? А чего гадать? Давайте рассмотрим на конкретных примерах. Причем разброс в зависимости от страны и времени может быть значительным, поэтому мы с вами сегодня остановимся непосредственно на режиссерах СССР (просто потому, что у нас с вами, несомненно, любимое кино – советское). Для начала определимся (чтоб было с чем сравнивать и от чего отталкиваться), что, по подсчетам экспертов, средняя себестоимость съемок 1-серийного фильма в СССР составляла примерно от 300 000 до 400 000 руб. При этом конкретно в гонорарах режиссеров бывал разброс в обе стороны: 1) много картин тянуло на меньший бюджет. Как следствие, за постановку полуторачасового (плюс-минус) полнометражного художественного фильма по усредненному тарифу, которого тогда придерживались, режиссер

Одни уверены, что за съемки фильма режиссер получает баснословные гонорары. Другие, напротив, считают, что большая часть денег достается актерам, которые «засветились» на экране, а режиссерам выделяют «остатки».

Как же оно на самом деле?

А чего гадать? Давайте рассмотрим на конкретных примерах. Причем разброс в зависимости от страны и времени может быть значительным, поэтому мы с вами сегодня остановимся непосредственно на режиссерах СССР (просто потому, что у нас с вами, несомненно, любимое кино – советское).

Для начала определимся (чтоб было с чем сравнивать и от чего отталкиваться), что, по подсчетам экспертов, средняя себестоимость съемок 1-серийного фильма в СССР составляла примерно от 300 000 до 400 000 руб.

При этом конкретно в гонорарах режиссеров бывал разброс в обе стороны:

1) много картин тянуло на меньший бюджет. Как следствие, за постановку полуторачасового (плюс-минус) полнометражного художественного фильма по усредненному тарифу, которого тогда придерживались, режиссер мог получить от 4000 до 6500 руб. Конкретная сумма начислялась в соответствии с категорией.

При съемках же фильма в 2 серии сумма удваивалась, в 3 серии – утраивалась... ну, принцип вы поняли;

2) максимум же составила эпопея Сергея Бондарчука «Война и мир» 1965–1967 гг. Но о нем подробнее расскажем далее.

Коллаж с natlibraryrm
Коллаж с natlibraryrm

При этом большинство съемок себя оправдывали. Казалось бы: что по сравнению с этими суммами – билет в кино, который по тем временам стоил от 10 коп. на утренний сеанс до 80 коп. – на вечерний? Но умножьте эти копейки на число зрителей, которые толпами шли «смотреть фильму», и получите миллиарды рублей.

Итак, назовем конкретные примеры.

За съемки первой комедии о Шурике «Операция "Ы"…» в 1965 г. Леонид Гайдай получил 2375 руб.

Через 3 года оплата ему непосредственно как режиссеру увеличилась в 2 раза: за «Бриллиантовую руку» в 1968 г. он получил 4949 руб.

Спустя еще некоторое время его же гонорар за 2-серийную экранизацию «12 стульев» в 1971 г. составил чуть менее 8000 руб., а за «Ивана Васильевича…» в 1973 г. – 5943 руб.

При этом Леонид Иович в своих картинах нередко выступал еще и как сценарист, что увеличивало его общие доходы. Так, в этом статусе он получил за «Операцию "Ы"…» – 1500 руб., за «Ивана Васильевича…» и «Бриллиантовую руку» – по 2000 руб. Появлялся он порой мимолетно и в качестве актера в своих лентах.

Ну, да многие режиссеры бывали в своих картинах и сценаристами, и исполнителями ролей – от эпизодичных до главных. Бывало даже, режиссер брал в руки камеру и снимал сам.

Близкие гайдаевским гонорары были у другого режиссера, поднаторевшего на съемках советских комедий: Эльдара Рязанова. К примеру, в 1976 г. за 2-серийную «Иронию судьбы…» он заработал около 4500 руб. (9000 руб. на пару с соавтором сценария – Эмилем Брагинским).

Кадр со snob
Кадр со snob

Близкими были и гонорары Марка Захарова. Его максимальный заработок за съемки составил порядка 10 000 руб. в 1988 г. за картину «Убить дракона».

Василий Шукшин за «Печки-лавочки» в 1972 г. заработал 2500 руб., а всего год спустя за «Калину красную» – уже вдвое больше: 5000 руб.

Как видите, заработки одного и того же режиссера могли меняться кардинально.

Допустим, сравним гонорары Эдмона Кеосаяна:

  • первые «Неуловимые…» в 1966 г. – 2584 руб.;
  • вторые «Неуловимые…» в 1968 г. – 8000 руб. постановочных + 283 руб. надбавочных.

Конечно, сравнивать 1960-е гг. с нашим временем без «перекосов» почти невозможно. Однако, если взяться всерьез и перевести деньги на текущий курс, сопоставить с заработками годов съемок и т. д. и т. п., то получится, что, чем именитее становился режиссер, тем (что логично) больше он зарабатывал.

Кадр с «Кинопоиска»
Кадр с «Кинопоиска»

Идем далее.

Снявший 2-серийный военный фильм «А зори здесь тихие…» в 1972 г. Станислав Ростоцкий заработал порядка 15 000 руб. Причем он в то время уже был народным артистом РСФСР, а это автоматически возводило его в верхушку тарифной сетки.

Владимир Меньшов за фильм «Москва слезам не верит» заработал 40 000 руб. Однако это не было максимумом, поскольку в данную сумму вошли не только режиссура, но и подготовка сценария, а также премия за зрительский успех картины. Отдельные же расценки за каждый из этих видов работы, увы, в СМИ не озвучены.

Таким образом, за режиссуру «Москвы...» Меньшов получил, условно говоря, 40 000 руб. с минусом. Причем минус мог снизить его собственно режиссерский гонорар и в полтора раза, и вдвое, и даже втрое.

Как уже сказано, больше всего было потрачено на фильм Бондарчука «Война и мир». В нем общий бюджет составил ни много ни мало 8 291 712 руб. Это было колоссально, особенно по тем временам!

Сам режиссер заработал порядка 30 000 руб. (примерно 1/276 от общего бюджета). Причем, что интересно, одни источники указывают, что это была итоговая величина, другие – что это был гонорар за каждую из 4 серий, соответственно, общая сумма на руки Бондарчуку составила 120 000 руб.

Впрочем, прежде чем поражаться величине заработка, учтите, что Сергей Федорович вел съемки добрых 5 лет.

Но и это не предел. Когда вплотную подошли «лихие 90-е», мир поздне-советского кино был ошарашен заработком, которым наградили Петра Тодоровского за обычный, казалось бы, фильм «Интepдeвочка».

Итак, за 1-серийный, не эпопейный, без масштабных съемок и вообще без каких бы то ни было особых затрат снятый в 1989 г. фильм Тодоровский получил те же 120 000 руб., что Бондарчук за картину, признанную самой дорогой за всю историю кино СССР и одной из самых дорогих для тех лет для мирового кино.

По уверениям специалистов и обычных людей, живших в то время, в конце 1980-х гг. эти 120 000 руб. были аналогичны примерно 550 средним зарплатам по Союзу.

Кадр с «Кинопоиска»
Кадр с «Кинопоиска»

Ну, а в целом, разумеется, ко всем этим гонорарам режиссеров могли добавляться:

  • надбавки за категорию картины (так, высшая категория плюсовала 10% к смете стоимости, остальные были меньше);
  • премии, призы, награды – вплоть до сталинской премии;
  • выплаты от других стран, имевших то или иное отношение к съемкам. Допустим, Георгий Данелия делился, что за советско-франко-австро-израильский «Паспорт» 1990 г. ему заплатили 14 000 долл. Правда вот, агентство ВААП ему отдало лишь 40%, а львиную долю оставило себе;
  • дальнейшие выплаты «со стороны» в кошелек режиссера. Ведь после съемок автор картины нередко попадал в «оборот» СМИ, и каждое участие в интервью прессе, съемки на ТВ в передаче и т. д. увеличивали его доходы;
  • не поддающиеся подсчету затраты на отдых, который получался оплаченным, если он… совпадал с работой.

Речь – о том, что место съемок играло немаловажную роль. Допустим, если они велись на побережье Черного моря, то режиссер (как и остальные участники съемочной группы) попутно отдыхал на пляже, купался, загорал, поедал местные фрукты и проч., проч., проч. И всё это – бесплатно. Ведь он на море находился на работе.

______________________

П. с. В развитие темы читайте, кто был более щедр – Нобелевская или Сталинская премия, а также сколько получали за съемки звезды СССР, и конкретно в комедиях Гайдая, плюс сколько зарабатывали герои фильмов Шурик, Штирлиц и др.

Штирлиц, между нами-девочками, имел зарплату сразу от 2 работодателей – с советской и с немецкой сторон. Хотя, если верить фильму Татьяны Лиозновой, он занимался лишь делами советской разведки, а в своем кабинете в фашистском ведомстве почти не бывал… И как только его не уволили? :)

#кино #телевидение #СССР #знаменитости #культура