Одни уверены, что за съемки фильма режиссер получает баснословные гонорары. Другие, напротив, считают, что большая часть денег достается актерам, которые «засветились» на экране, а режиссерам выделяют «остатки».
Как же оно на самом деле?
А чего гадать? Давайте рассмотрим на конкретных примерах. Причем разброс в зависимости от страны и времени может быть значительным, поэтому мы с вами сегодня остановимся непосредственно на режиссерах СССР (просто потому, что у нас с вами, несомненно, любимое кино – советское).
Для начала определимся (чтоб было с чем сравнивать и от чего отталкиваться), что, по подсчетам экспертов, средняя себестоимость съемок 1-серийного фильма в СССР составляла примерно от 300 000 до 400 000 руб.
При этом конкретно в гонорарах режиссеров бывал разброс в обе стороны:
1) много картин тянуло на меньший бюджет. Как следствие, за постановку полуторачасового (плюс-минус) полнометражного художественного фильма по усредненному тарифу, которого тогда придерживались, режиссер мог получить от 4000 до 6500 руб. Конкретная сумма начислялась в соответствии с категорией.
При съемках же фильма в 2 серии сумма удваивалась, в 3 серии – утраивалась... ну, принцип вы поняли;
2) максимум же составила эпопея Сергея Бондарчука «Война и мир» 1965–1967 гг. Но о нем подробнее расскажем далее.
При этом большинство съемок себя оправдывали. Казалось бы: что по сравнению с этими суммами – билет в кино, который по тем временам стоил от 10 коп. на утренний сеанс до 80 коп. – на вечерний? Но умножьте эти копейки на число зрителей, которые толпами шли «смотреть фильму», и получите миллиарды рублей.
Итак, назовем конкретные примеры.
За съемки первой комедии о Шурике «Операция "Ы"…» в 1965 г. Леонид Гайдай получил 2375 руб.
Через 3 года оплата ему непосредственно как режиссеру увеличилась в 2 раза: за «Бриллиантовую руку» в 1968 г. он получил 4949 руб.
Спустя еще некоторое время его же гонорар за 2-серийную экранизацию «12 стульев» в 1971 г. составил чуть менее 8000 руб., а за «Ивана Васильевича…» в 1973 г. – 5943 руб.
При этом Леонид Иович в своих картинах нередко выступал еще и как сценарист, что увеличивало его общие доходы. Так, в этом статусе он получил за «Операцию "Ы"…» – 1500 руб., за «Ивана Васильевича…» и «Бриллиантовую руку» – по 2000 руб. Появлялся он порой мимолетно и в качестве актера в своих лентах.
Ну, да многие режиссеры бывали в своих картинах и сценаристами, и исполнителями ролей – от эпизодичных до главных. Бывало даже, режиссер брал в руки камеру и снимал сам.
Близкие гайдаевским гонорары были у другого режиссера, поднаторевшего на съемках советских комедий: Эльдара Рязанова. К примеру, в 1976 г. за 2-серийную «Иронию судьбы…» он заработал около 4500 руб. (9000 руб. на пару с соавтором сценария – Эмилем Брагинским).
Близкими были и гонорары Марка Захарова. Его максимальный заработок за съемки составил порядка 10 000 руб. в 1988 г. за картину «Убить дракона».
Василий Шукшин за «Печки-лавочки» в 1972 г. заработал 2500 руб., а всего год спустя за «Калину красную» – уже вдвое больше: 5000 руб.
Как видите, заработки одного и того же режиссера могли меняться кардинально.
Допустим, сравним гонорары Эдмона Кеосаяна:
- первые «Неуловимые…» в 1966 г. – 2584 руб.;
- вторые «Неуловимые…» в 1968 г. – 8000 руб. постановочных + 283 руб. надбавочных.
Конечно, сравнивать 1960-е гг. с нашим временем без «перекосов» почти невозможно. Однако, если взяться всерьез и перевести деньги на текущий курс, сопоставить с заработками годов съемок и т. д. и т. п., то получится, что, чем именитее становился режиссер, тем (что логично) больше он зарабатывал.
Идем далее.
Снявший 2-серийный военный фильм «А зори здесь тихие…» в 1972 г. Станислав Ростоцкий заработал порядка 15 000 руб. Причем он в то время уже был народным артистом РСФСР, а это автоматически возводило его в верхушку тарифной сетки.
Владимир Меньшов за фильм «Москва слезам не верит» заработал 40 000 руб. Однако это не было максимумом, поскольку в данную сумму вошли не только режиссура, но и подготовка сценария, а также премия за зрительский успех картины. Отдельные же расценки за каждый из этих видов работы, увы, в СМИ не озвучены.
Таким образом, за режиссуру «Москвы...» Меньшов получил, условно говоря, 40 000 руб. с минусом. Причем минус мог снизить его собственно режиссерский гонорар и в полтора раза, и вдвое, и даже втрое.
Как уже сказано, больше всего было потрачено на фильм Бондарчука «Война и мир». В нем общий бюджет составил ни много ни мало 8 291 712 руб. Это было колоссально, особенно по тем временам!
Сам режиссер заработал порядка 30 000 руб. (примерно 1/276 от общего бюджета). Причем, что интересно, одни источники указывают, что это была итоговая величина, другие – что это был гонорар за каждую из 4 серий, соответственно, общая сумма на руки Бондарчуку составила 120 000 руб.
Впрочем, прежде чем поражаться величине заработка, учтите, что Сергей Федорович вел съемки добрых 5 лет.
Но и это не предел. Когда вплотную подошли «лихие 90-е», мир поздне-советского кино был ошарашен заработком, которым наградили Петра Тодоровского за обычный, казалось бы, фильм «Интepдeвочка».
Итак, за 1-серийный, не эпопейный, без масштабных съемок и вообще без каких бы то ни было особых затрат снятый в 1989 г. фильм Тодоровский получил те же 120 000 руб., что Бондарчук за картину, признанную самой дорогой за всю историю кино СССР и одной из самых дорогих для тех лет для мирового кино.
По уверениям специалистов и обычных людей, живших в то время, в конце 1980-х гг. эти 120 000 руб. были аналогичны примерно 550 средним зарплатам по Союзу.
Ну, а в целом, разумеется, ко всем этим гонорарам режиссеров могли добавляться:
- надбавки за категорию картины (так, высшая категория плюсовала 10% к смете стоимости, остальные были меньше);
- премии, призы, награды – вплоть до сталинской премии;
- выплаты от других стран, имевших то или иное отношение к съемкам. Допустим, Георгий Данелия делился, что за советско-франко-австро-израильский «Паспорт» 1990 г. ему заплатили 14 000 долл. Правда вот, агентство ВААП ему отдало лишь 40%, а львиную долю оставило себе;
- дальнейшие выплаты «со стороны» в кошелек режиссера. Ведь после съемок автор картины нередко попадал в «оборот» СМИ, и каждое участие в интервью прессе, съемки на ТВ в передаче и т. д. увеличивали его доходы;
- не поддающиеся подсчету затраты на отдых, который получался оплаченным, если он… совпадал с работой.
Речь – о том, что место съемок играло немаловажную роль. Допустим, если они велись на побережье Черного моря, то режиссер (как и остальные участники съемочной группы) попутно отдыхал на пляже, купался, загорал, поедал местные фрукты и проч., проч., проч. И всё это – бесплатно. Ведь он на море находился на работе.
______________________
П. с. В развитие темы читайте, кто был более щедр – Нобелевская или Сталинская премия, а также сколько получали за съемки звезды СССР, и конкретно в комедиях Гайдая, плюс сколько зарабатывали герои фильмов Шурик, Штирлиц и др.
Штирлиц, между нами-девочками, имел зарплату сразу от 2 работодателей – с советской и с немецкой сторон. Хотя, если верить фильму Татьяны Лиозновой, он занимался лишь делами советской разведки, а в своем кабинете в фашистском ведомстве почти не бывал… И как только его не уволили? :)
#кино #телевидение #СССР #знаменитости #культура