Говорят, в СССР актеры зарабатывали крайне мало. Тогда откуда берутся драгоценности, которые у них крадут или оспаривают наследники?
Порой реальные накопления «всплывают» уже в ходе судебных разбирательств. Приведем два ярких показательных примера.
Данная статья исходит из желания не подсмотреть в замочную скважину, но наглядно увидеть социальную картинку общества.
А написана она по материалам официальных СМИ.
1. Муза Крепкогорская, жена Георгия Юматова, жаловалась, что у нее мало денег, что она плохо зарабатывала…
При этом сама она как актриса мало кому запомнилась – играла в основном маленькие роли. Большинство зрителей знают ее разве что по участию в фильмах:
- «Молодая гвардия». Тут она воплотилась в предательницу Лазаренко;
- «Москва слезам не верит». Здесь она сыграла в эпизодической роли жену генерала... и, по словам знакомых, показала саму себя – такой, какой она, Муза, была в реальности.
Ее супругу Юматову везло с ролями больше. Так, он сыграл главных героев в картинах «Офицеры», «Петровка, 38», «Огарева, 6» и др.
При этом в СМИ просочились данные, что при жизни мужа Муза растрачивала его гонорары на бриллианты, золото, а также уникальные хрусталь и сервизы, улыбаясь: «Подумаешь, Жора еще заработает». В принципе, понять можно – у нее это было в крови: ее мама была потомственной дворянкой.
А когда мужа не стало, вдова всё купленное на его заработки начала постепенно распродавать, чтобы купить… то самое гpaдycное, что помогает «забыться»...
2. После смерти известной певицы Людмилы Зыкиной оказалось, что она жила весьма богато. При этом детей у нее не было, тратилась она лишь на себя.
И довольно неплохо потратилась за жизнь – собрала коллекцию драгоценностей, которая могла составить конкуренцию легендарным запасам дочки Леонида Брежнева. Многие раритеты в коллекцию певицы были подарены знаменитостями, например Ким Чен Иром.
После ухода Зыкиной из жизни накопленное ею оценили в несколько миллионов долларов. И, конечно же, сразу нашлись родственники, которые начали претендовать на наследство, – племянники.
Эти ребятки судились, доказывая, что певицу обокрала женщина, которая за ней ухаживала. Причем сами племянники тетю при ее жизни, в том числе во время ее болезни, не посещали…
Так на самом деле актеры в СССР зарабатывали мало или много?
Сами актеры и певцы в интервью, как правило, сообщают о небольших гонорарах.
Допустим, любимчик советской публики Эдуард Хиль делился с журналистами, что за 30 концертов получал столько, сколько должны были бы платить за 2 концерта.
Так было, по его словам, накануне 1990-х гг. В результате сам он вынужден был «прочесывать» многочисленные провинции, а также пробовать заработать в Париже.
«Я туда… уезжал… два-три раза в год... Пел в русском кaбape "Pacпyтин". Туда любили приходить богатые американцы, арабы, французы, новые русские». Жилье снимал у советских эмигрантов за полцены. Чтоб не тратиться, до места работы ходил пешком – а это занимало около часа.
Когда гонорар подняли, было поздно – он из Парижа уже уехал: «Лучше жить там, где родился».
Для сравнения: за свое дебютное выступление тогда еще неизвестные битлы получили 5 фунтов, а за самое последнее они заработали 300 фунтов. Переведем это на наши деньги:
- «Битлз» впервые появились на сцене 16 января 1957 г. в клубе Cavern. По состоянию на 1950-е гг. курс фунта к доллару составлял примерно 0,36 к 2,8;
=>
- официально последний концерт битлов состоялся 29 августа 1966 г. в парке Сан-Франциско. По курсу 1 фунт стерлингов в 1960-х гг. после советской денежной реформы равнялся 2,52 руб. То бишь порядка 126 руб. (советских, разумеется);
=>
- средняя зарплата в СССР на те годы составляла около 81 руб. До денежной реформы в СССР 1 долл. стоил 9 руб., после деноминации он стал равняться 90 коп.
Вот тебе, бабушка, и Back in the USSR…
Но вернемся на родную землю.
Сравним конкретные гонорары актеров за участие в знаменитых советских фильмах
Музыкальный фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» принес такие заработки актерам, снявшимся в нем в главных ролях:
- Михаил Боярский – 3225 руб. И в этом гасконец всех «перепрыгнул»… в хорошем смысле..;
- Вениамин Смехов – 2138 руб. Глубокомысленного мушкетера из всей тройки «оценили» дороже всех (впрочем, не слишком намного). Возможно, потому, что его герой в кадре пел… или потому, что Смехову приходилось прилетать на съемки из другого города, где он играл в спектаклях;
- Валентин Смирнитский – 2105 руб.;
- Игорь Старыгин – 2100 руб. Как видим, Арамис обошелся бюджету на 5 руб. дешевле, чем Портос..;
- Ирина Алферова – 825 руб. А вот тут различие по оплате было уже существеннее;
- Олег Табаков – 800 руб. Ой, не зря его король грозил своей супруге – мол, «на мои подарки можете не рассчитывать». Ему просто не с чего было тратиться..;
- Алиса Фрейндлих – 780 руб.
Заработки исполнителей главных ролей в советском фильме «Место встречи изменить нельзя» также различались:
- Владимир Конкин, на момент съемок бывший заслуженным артистом УССР, получал по тарифу по 52 руб. за каждый день, проведенный перед камерой;
- а вот гонорары Владимира Высоцкого были плавающими, поскольку званий он в то время никаких не имел. Он получал поначалу всего по 13 руб., затем – по 42 руб. (благодаря ходатайству братьев Вайнеров). Впрочем, если верить искусствоведу Валерию Фомину, легендарный бард зарабатывал по 50 руб. за творческую смену.
И еще несколько примеров – с исполнителями главных ролей из разных фильмов:
- Раиса Рязанова, в замечательном советском фильме «Москва слезам не верит» сыгравшая подружку Тоню, получала по 16,5 руб. за каждый день съемок;
Кстати, бюджет картины был довольно небольшим – 550 тыс. руб.
- в «17 мгновениях весны» за создание образа Штирлица, ставшего легендарным, Вячеслав Тихонов заработал 5500 руб.
Кино-Мюллер, т. е. Леонид Броневой, от СССР получил 3000 руб., а кино-Плейшнер, то бишь Евгений Евстигнеев, – 3025 руб.;
- Людмила Гурченко за свой яркий почти-дебют в новогодней комедии «Карнавальная ночь» заработала 3250 руб.
Так какой же вывод можно сделать?
А вывод… неоднозначный. То бишь:
- с одной стороны, до 1990-х гг. выступавших на сцене озарплачивали по 3 категориям:
высшая. Входившие в нее счастливчики получали по 450 руб. во время съемок и по 300 руб. в периоды творческого простоя;
первая. Актеры этой группы получали по 350 и по 230 руб. за те же периоды;
вторая. В ней зарабатывали по 180 и по 120 руб., соответственно;
- с другой стороны, за участие в конкретных фильмах актеры могли получить довольно немного, даже если выкладывались по полной и снимались долго... но могли заработать и весьма неплохо.
При этом, помимо основных гонораров, были разного рода доплаты – от премий за конкретные съемки до надбавок за стаж, профессионализм и т. п.;
- с третьей стороны, нередко артисты основные доходы имели с гастролей, антреприз либо «штучных» концертов, например на днях рождения богатых товарищей…
Словом, актер или певец не мог сказать, как, допустим, механик или инженер: я зарабатываю ровно такую-то сумму.
Допустим, в 1963 г. средняя зарплата по стране составляла 80 руб. в месяц.
А вот, к примеру, про мега-звезду эстрады СССР Аллу Пугачеву «КП» написала, что она заработала за годы карьеры 100 млн долл.
Про Софию Ротару «Газета.ру» указала такие данные: 35 руб. за 1 концерт.
Если сравнивать с нынешними заработками, то та же «КП» вздыхала, что, мол, пенсия Ротару (32 тыс. руб. в месяц) – «не чета ее гонорару» (60 тыс. долл. за 40 минут концерта, инвестиции от 5 млн руб. в год, бизнес от 4 млн руб. в год и т. д. и т. п.).
Заработки каждого артиста в СССР значительно колебались, и называть точную сумму невозможно по определению. Скорее, надо сложить вместе полученное за всю карьеру и разделить сумму на число месяцев, когда всё это зарабатывалось, чтоб понять средний доход.
Главное при этом – не впадать, так сказать, в ересь глобализма товарища Шарикова, который предлагал «взять всё, да и поделить». :)
П. с. Подробнее читайте, сколько актеры СССР получали денег за участие в фильмах, а также сколько получали конкретно актеры в комедиях Гайдая. Ну, и еще какие прошлые роли знаменитые актеры в наши дни скрывают…
И отгадывайте интересный тест «Угадаете ли вы по фото, кого из западных актеров озвучивали эти российские актеры?».
#кино #знаменитости #телевидение #СССР #культура #общество