Продавцы часто сталкиваются с ситуацией, при которой маркетплейс указывает статус поставки «Принято» или «Принято без расхождений», но в то же время товар принят не в полном объеме или не принят вовсе (полностью утерян).
В таких случаях маркетплейс, как правило, отрицает факт поставки, указывая, что статус заявки на поставку не имеет юридической силы и пытается заставить продавца предоставить доказательства факта поставки.
Совсем недавно в суде по одному из наших дел нам удалось убедить суд, что статус поставки имеет юридическую силу и как следствие маркетплейс не может ссылаться на недоказанность факта поставки.
К счастью, суд отразил данную позицию в своем решении:
«Таким образом, указав на странице поставки статус «Принято», Вайлдберриз признал факт приемки товара, в связи с чем ссылка ответчика на отсутствие доказательств отгрузки иного товара признается судом несостоятельной».
Откровенно говоря, нам не совсем понятна позиция судов, которые зачастую довольно скептически относятся к каким-либо статусам в личных кабинетах продавцов и не считают их наделенными юридической силой или не воспринимают их как доказательства в суде.
Поделимся с вами некоторыми мыслями по этому поводу:
👍 Между продавцом и маркетплейсом заключен договор, регулирующий порядок взаимодействия, включая доставку товаров на склад маркетплейса. Условия данного договора или какие-либо положения, которые созданы маркетплейсом и им же опубликованы, предусматривают наличие статусов поставки. Фактически, статус поставки является официальным подтверждением факта приемки товара маркетплейсом, если не доказано иное.
👍 В коммерческой деятельности, особенно в сфере электронной торговли, изменение статуса поставки (заказа) является общепринятой практикой подтверждения выполнения ключевых этапов сделки. Статус «Принято» обозначает физическую передачу товара под контроль маркетплейса, что признается сторонами как исполнение обязательств продавца по доставке товара.
👍 Записи в электронном формате, включая статусы поставок (заказов), обладают юридической силой и служат доказательствами выполнения сторонами своих обязательств.
👍 Продавец, приняв условия оферты, занимается коммерческой деятельностью через личный кабинет, алгоритмы которого созданы маркетплейсом. Все статусы поставок устанавливает и меняет сам маркетплейс. Противоречивая практика маркетплейса, когда он сначала выставляет один статус, а затем пытается его оспорить, создаёт предпосылки для несправедливого распределения обязанностей между сторонами сделки, следовательно, логично, что бремя доказывания отсутствия факта поставки должно в данных случаях ложится на маркетплейс, который своими действиями установил статус «Принято», тем самым признав и обнадежив продавца, что его товар принят.