Утренний туман над кубанской станицей медленно рассеивался под лучами майского солнца. Местные жители Киевской привыкли к отдаленному гулу моторов и разрывам снарядов. Они давно были измучены двумя годами оккупации.
Но, то, что произойдет в небе над их домами совсем скоро было долгожданным событием. Последние дни мая жизни станицы войдут в историю навсегда. Они запомнятся, как одно из самых масштабных воздушных сражений на юге России.
Никто тогда не мог предположить… Но здесь, над скромной кубанской станицей, решится судьба не только Тамани. Но, возможно, всей летней кампании 1943 года.
Наступление, вселявшее надежду
После тяжелых боев и изгнания немцев с Кавказа враг отступил на Таманский полуостров, создав мощный оборонительный рубеж, названный ими поэтично и холодно — Голубая Линия. Казалось, что противник намертво вцепился в последний клочок кубанской земли.
Советское командование разработало план наступательной операции. Она должна быть выполнена силами 56-й и 37-й армий. Цель была более чем амбициозной. Прорвать немецкую оборону! Окончательно освободить Кубань от фашистских захватчиков.
Командующий фронтом смотрел на карту с задумчивым выражением лица. Его пальцы скользили по отметкам позиций на Голубой Линии.
— Без массированной поддержки авиации нам не прорвать их оборону!
И такая поддержка была обеспечена. Целых три сотни советских самолетов поднялись в небо. 84 бомбардировщика, 104 штурмовика и десятки истребителей. Их рев наполнил кубанское небо, даруя надежду измученной земле.
Прорыв и неожиданный поворот
Первые дни наступления превзошли все ожидания командования. Советские части стремительно прорвали первую линию обороны противника. Бойцы, воодушевленные успехом, с новыми силами атаковали вторую линию, которая под их натиском начала трещать по швам.
Лица солдат светились радостным предвкушением скорой победы. Казалось, что еще немного — и Голубая Линия падет, а с ней рухнет весь южный фланг немецкой обороны.
Но враг не собирался сдаваться без боя. В штабе люфтваффе понимали критичность ситуации. Потеря Тамани означала бы полный крах немецких позиций на юге. И тогда германское командование приняло решение, которое многим показалось безумным — сконцентрировать на маленьком участке фронта воздушную армаду в 600 самолетов.
Небо почернело от стальных крестов
26 мая небо над станицей Киевской внезапно загудело от моторов сотен немецких машин. С аэродромов Крыма и юга Украины поднялась армада люфтваффе.
За один день было зафиксировано более 1500 самолето-пролетов. Местные жители в ужасе смотрели на потемневшее от смертоносных машин небо.
Пожилая казачка прижимала к груди маленькую внучку. Она взглянула в небо и прошептала:
— Господи, да сколько ж их там? Неужто всю Германию в небо подняли?
Советские истребители, значительно уступавшие в численности, вступили в неравный бой. Они сражались отчаянно. Но не могли закрыть небо. Немецкие бомбардировщики прорывались к позициям советских войск. Они сбрасывали свой смертоносный груз.
27 мая ситуация стала еще драматичнее. Немцы увеличили интенсивность налетов до невероятных 2500 самолето-пролетов за день. Местные жители вспоминали потом, что солнце в тот день словно исчезло за армадой вражеских самолетов.
Темпы советского наступления резко снизились. Казалось, немцы вот-вот вернут себе инициативу, и все жертвы окажутся напрасными.
Гений советских командиров
В этот критический момент маршал авиации Новиков и генерал Вершинин собрали срочное совещание командиров авиационных частей.
— Товарищи офицеры, или мы найдем способ переломить ситуацию в воздухе, или наступление захлебнется, — обратился к ним Новиков
После напряженного обсуждения родился смелый план. Он коренным образом менял тактику действий советских ВВС. Было решено увеличить число истребителей. Но самым рискованным шагом было начать масштабные ночные бомбардировки немецких аэродромов.
Ночь, изменившая ход битвы
Стоял теплый майский вечер, когда советские летчики получили приказ готовиться к ночному вылету. Механики спешно проверяли моторы. Оружейники подвешивали бомбы.
Летчик-бомбардировщик Николай Семенов осматривал свою машину. К нему подошел командир эскадрильи.
— Сегодня все зависит от нас, Коля. Нужно лишить немцев их птичек на земле. Иначе, завтра нашей пехоте придется туго, — произнес командир и положил руку на плечо пилота.
В ту ночь десятки советских бомбардировщиков взяли курс на вражеские аэродромы. Летчики знали, что многие из них могут не вернуться. Но, всё же они понимали важность задания.
Бомбовые удары оказались неожиданностью. Немцы потеряли около 300 машин с различной степенью повреждения.
Небо возвращается
Утром следующего дня советские летчики с удивлением заметили, что небо над Кубанью стало заметно чище. Натиск люфтваффе значительно снизился. Наши истребители теперь могли быть гораздо эффективнее. Они могли лучше защищать войска от оставшихся вражеских самолетов.
Местные жители с радостью смотрели на советские истребители. Они гордо рассекали небо над их станицей. Маленькая девочка, та самая, что еще вчера пряталась в подвале во время немецких налетов, выбежала на улицу. Показывала пальцем на самолет с красными звездами и прокричала:
— Бабушка, смотри! Наши летят! Наши!
Тайна спешного отступления люфтваффе
Мастерство советских летчиков и дерзкие ночные рейды заставили немцев снизить активность в небе над Кубанью. Но, что же выяснилось позже? Оказывается, германское командование начало срочно перебрасывать свои лучшие авиационные части под Курск. Там готовилась операция Цитадель. Это была последняя надежда Гитлера переломить ход войны.
Воздушное сражение над станицей Киевской стало предвестником еще более грандиозной битвы. Великого переломного сражения на Курской дуге. Таманский полуостров оказался разменной монетой в стратегических планах немецкого командования.
Эпилог великой битвы
Несмотря на героические усилия советских войск, Голубая Линия не была полностью прорвана. Окончательное освобождение Тамани пришлось отложить. Ненадолго, правда. До сентября 1943 года.
Только представьте. Это воздушное сражение над Киевской вошло в историю как одно из крупнейших на юге России. В течение нескольких дней там было совершено более 7000 самолето-пролетов. А общее число участвовавших машин приближалось к тысяче.
Когда сегодня мирное небо раскинулось над кубанскими полями, мало кто вспоминает о тех страшных днях мая 1943 года. Тогда воздух дрожал от рева моторов и разрывов зениток. Стальные птицы сходились в смертельной схватке. Они решали судьбу не только Кубани, но и всей страны.
А ведь именно здесь, над маленькой станицей Киевской, был сделан один из важных шагов к будущей победе. Здесь были сорваны планы врага на летнюю кампанию 1943 года.