Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Трубы в степи. Как выглядит экономическая мощь Китая "на земле"?

Доминанты степи Хулун-Буирской (примыкающего к Забайкалью уголка в Китае) - вовсе не пагоды, а трубы. В бескрайнем пространстве они видны за много километров, часто - по несколько с одной точки:

Но и китайское экономическое чудо - это в первую очередь подвиг китайского шахтёра. Мы помним времена, когда китайцы трудились за миску риса ненормировано; обожаем рассуждать, что коррупционеров там расстреливают и их родственникам выставляют счёт за истраченный патрон. В последнее время модной темой стали редкоземельные металлы, которыми Китай очень богат, но вывозить позволяет лишь в виде электронных изделий.

Однако на дворе давно уже индустриальная эпоха, и сила мускулов не сравнится с силой машин: всё перечисленное не поможет без доступной электроэнергии. Треть мирового промпроизводства обеспечивается третью мировой генерации, по которой на душу населения Китай уже давно превзошёл, например, Англию или Италию.

Но даже сейчас, после запуска крупнейших в мире ГЭС (Три Ущелья на Янцзы), АЭС (Тяньвань, она же крупнейшая инвестиция России в китайскую промышленность), ВЭС и СЭС, 62% производства электричества в Китае (а это больше, чем вся генерация в США!) приходится на теплоэнергетику. Что уж говорить про времена, когда всё начиналось?

Как в Англии двумя веками ранее, кровью экономики Китая остаётся не нефть, а уголь, и его дОбыча на заре экономического чуда так же не сильно изменилась с диккенсовских времён: в 1990-2000-х от аварий и несчастных случаев в КНР ежегодно погибало около 6 тысяч шахтёров. Теперь это явно в прошлом - у нынешних шахт куда более современный вид, что в постсоветских угольных бассейнах:

-2

Годовая добыча угля в КНР превышает 3,5 миллиарда тонн, и 2/3 этого объёма обеспечивают граничащие друг с другом Шэньси, Шаньси и особенно Внутренняя Монголия, на которую приходится почти 1/3 всей добычи. Каждая из них в этой отрасли превосходит любую страну мира: Россия, для сравнения, со всеми Кузбассами и КАТЭКами добывает лишь 400 миллионов тонн.

Все эти колоссальные объёмы, однако, надо ещё и как-то возить, и не последняя причина строительства гигантской сети высокоскоростных магистралей - чтобы капризные спешащие пассажиры не путались на дороге составом с углём. Во Внутренней Монголии к каждой шахте прилагается ТЭС, а то и не одна - электричество по проводам гнать как-то сподручнее.

-3

Не знаю, называют ли этот суровый и отнюдь не богатый край без небоскрёбов, ВСМ, километровых торговых центров, метрополитенов (единственный небольшой пока есть в Хух-Хото) Кочегаркой Китая, но по сути это так и есть - блеск Шанхая и Шэньчжэня обеспечивает труд людей в глубине континента. Хулун-Буир для Китая - примерно как для России Ямал: далёкий, суровый, экзотический край, в масштабах всей страны незаменимый.

-4