Найти в Дзене

Взгляд на современную школу из 2157 года глазами фантаста. Айзек Азимов предупреждает о вреде цифровизации образования

Сегодня, когда цифровизация образования вызывает всё более ожесточённые споры; особенно, когда выясняется, что сами "цифровизататоры" далеки от педагогики и образования, мне показалось очень актуально обратиться к рассказу Айзека Азимова «The Fun They Had» (Как им было весело).

Этот рассказ о том, как два "школьника из будущего", из 2157 года, нашли на чердаке своего дома книгу (а они никогда не видели настоящих книг!), из которой узнали как выглядела школа полтора-два века назад, в которой учителем был человек!

У школьников из будущего учителями были роботы.

А.Азимов предупреждает: от компьютеризации в образовании может быть больше вреда, чем пользы
А.Азимов предупреждает: от компьютеризации в образовании может быть больше вреда, чем пользы

В рассказе А.Азимова 11-летняя девочка Марджи отмечает в своё дневнике, что её 13-летний сосед:

«Томми нашел настоящую книгу!»

У Марджи имеются только смутные представления о книгах из рассказа её дедушки о жизни его дедушки (прапрадеда Марджи) в те далекие времена:

"Когда все рассказы печатались на бумаге."

Марджи и Томми переворачивали старые высохшие страницы и испытывали счастье:

"...читать слова, остававшиеся неподвижными, вместо того, чтобы двигаться так, как они привыкли, - на экране..."

В книге шел рассказ о старой школе, о том, какой эта школа была сотни лет тому назад.
И о том, что
у детей тогда был учитель.

Томми: "Да. У них был учитель. Но не обычный. Это был человек."
  Марджи: " Человек? Как человек может быть учителем?"
  Томми: "Ну, он рассказывал мальчикам и девочкам о разных вещах, задавал домашние задания и спрашивал ответы на разные вопросы."
 Марджи: "Человек недостаточно умный для этого."
  ....
  Марджи: "Мне бы не хотелось, чтобы чужой  человек жил у нас дома и обучал меня."
  Томми со смехом:
  "Учитель не живет в твоем доме. У него есть специальное здание, и дети ходят туда учиться.
Марджи: "И все изучают одно и то же?"
 Томми: "Да, если они одного возраста."

Наивный разговор учеников будущего о школе XX - начала XXI веков. Странно, конечно, что умные дети роботизированного времени ничего о ней не знают.

Для сравнения приведу описание о "школе", в которой учится Марджи, и которую она ненавидит.

"Марджи вошла в класс, расположенный справа от ее спальни.
Механический учитель [робот] уже ждал ее. Его всегда включали в одно и то же время, каждый день, кроме субботы и воскресения. Мама говорила, что маленькие девочки лучше учатся, если занимаются каждый день в заранее определенное время.
  Экран зажегся и учитель сказал:
«Сегодня урок арифметики. Сложение обыкновенных дробей. Пожалуйста, вставьте вчерашнюю домашнюю работу в приемник.»

Но далее А.Азимов пишет, что Марджи занималась без желания, потому что все мысли её были о старой школе, про которую они с Томми прочитали в книге:

"В которую приходили дети со всего района. В которой мальчики и девочки смеялись и кричали в школьном дворе, и вместе шли домой в конце дня. Они учили одно и то же. Они могли помогать друг другу делать домашние задания, обсуждали их.
  И в которой учителя были людьми.
  Она думала о том, как дети, должно быть, любили уроки в те далекие времена. Она думала о том,
как же им было весело..."

Этот незамысловатый рассказ А.Азимова "The Fun They Had" впервые появился в детской газете в 1951 году, а затем переиздавался более 30 раз.

Считается, что фантаст предсказал в рассказе кардинальные перемены в школьном образовании, которое будет компьютеризированным. Причем, роботы заменят учителей, и отпадёт необходимость в школе (как в здании), потому что все ученики перейдут на домашнее обучение по индивидуальным программам.

Не могу согласиться с подобными утверждениями, поскольку считаю, что фантаст, наоборот, своим рассказом "The Fun They Had" предупреждал об ошибочности полной компьютеризации образования.

Он писал об этом другу в 1973 году:

"Она [книга "The Fun They Had"] о компьютеризированном домашнем обучении, и о том, чего лишаются дети, не посещая школу вместе."

По-моему, подобные книги показывают, что нельзя сломя голову бросаться в цифровизацию образования, нужно хорошо обдумать, какие участки образовательной программы могут транслироваться с помощью компьютерных программ, а какие - только путём общения с настоящими, живыми учителями.

И большой вопрос: почему цифровизаторы - дилетанты (а точнее - профаны) в педагогике - получили столько прав на реформирование образования?

Что Вы думаете по этому вопросу?

#образованиешкола #цифровизацияобразования #компьютеризацияобразования #АйзекАзимов #учителяроботы

-2