Сегодня, когда цифровизация образования вызывает всё более ожесточённые споры; особенно, когда выясняется, что сами "цифровизататоры" далеки от педагогики и образования, мне показалось очень актуально обратиться к рассказу Айзека Азимова «The Fun They Had» (Как им было весело).
Этот рассказ о том, как два "школьника из будущего", из 2157 года, нашли на чердаке своего дома книгу (а они никогда не видели настоящих книг!), из которой узнали как выглядела школа полтора-два века назад, в которой учителем был человек!
У школьников из будущего учителями были роботы.
В рассказе А.Азимова 11-летняя девочка Марджи отмечает в своё дневнике, что её 13-летний сосед:
«Томми нашел настоящую книгу!»
У Марджи имеются только смутные представления о книгах из рассказа её дедушки о жизни его дедушки (прапрадеда Марджи) в те далекие времена:
"Когда все рассказы печатались на бумаге."
Марджи и Томми переворачивали старые высохшие страницы и испытывали счастье:
"...читать слова, остававшиеся неподвижными, вместо того, чтобы двигаться так, как они привыкли, - на экране..."
В книге шел рассказ о старой школе, о том, какой эта школа была сотни лет тому назад.
И о том, что у детей тогда был учитель.
Томми: "Да. У них был учитель. Но не обычный. Это был человек."
Марджи: " Человек? Как человек может быть учителем?"
Томми: "Ну, он рассказывал мальчикам и девочкам о разных вещах, задавал домашние задания и спрашивал ответы на разные вопросы."
Марджи: "Человек недостаточно умный для этого."
....
Марджи: "Мне бы не хотелось, чтобы чужой человек жил у нас дома и обучал меня."
Томми со смехом:
"Учитель не живет в твоем доме. У него есть специальное здание, и дети ходят туда учиться.
Марджи: "И все изучают одно и то же?"
Томми: "Да, если они одного возраста."
Наивный разговор учеников будущего о школе XX - начала XXI веков. Странно, конечно, что умные дети роботизированного времени ничего о ней не знают.
Для сравнения приведу описание о "школе", в которой учится Марджи, и которую она ненавидит.
"Марджи вошла в класс, расположенный справа от ее спальни.
Механический учитель [робот] уже ждал ее. Его всегда включали в одно и то же время, каждый день, кроме субботы и воскресения. Мама говорила, что маленькие девочки лучше учатся, если занимаются каждый день в заранее определенное время.
Экран зажегся и учитель сказал:
«Сегодня урок арифметики. Сложение обыкновенных дробей. Пожалуйста, вставьте вчерашнюю домашнюю работу в приемник.»
Но далее А.Азимов пишет, что Марджи занималась без желания, потому что все мысли её были о старой школе, про которую они с Томми прочитали в книге:
"В которую приходили дети со всего района. В которой мальчики и девочки смеялись и кричали в школьном дворе, и вместе шли домой в конце дня. Они учили одно и то же. Они могли помогать друг другу делать домашние задания, обсуждали их.
И в которой учителя были людьми.
Она думала о том, как дети, должно быть, любили уроки в те далекие времена. Она думала о том, как же им было весело..."
Этот незамысловатый рассказ А.Азимова "The Fun They Had" впервые появился в детской газете в 1951 году, а затем переиздавался более 30 раз.
Считается, что фантаст предсказал в рассказе кардинальные перемены в школьном образовании, которое будет компьютеризированным. Причем, роботы заменят учителей, и отпадёт необходимость в школе (как в здании), потому что все ученики перейдут на домашнее обучение по индивидуальным программам.
Не могу согласиться с подобными утверждениями, поскольку считаю, что фантаст, наоборот, своим рассказом "The Fun They Had" предупреждал об ошибочности полной компьютеризации образования.
Он писал об этом другу в 1973 году:
"Она [книга "The Fun They Had"] о компьютеризированном домашнем обучении, и о том, чего лишаются дети, не посещая школу вместе."
По-моему, подобные книги показывают, что нельзя сломя голову бросаться в цифровизацию образования, нужно хорошо обдумать, какие участки образовательной программы могут транслироваться с помощью компьютерных программ, а какие - только путём общения с настоящими, живыми учителями.
И большой вопрос: почему цифровизаторы - дилетанты (а точнее - профаны) в педагогике - получили столько прав на реформирование образования?
Что Вы думаете по этому вопросу?
#образованиешкола #цифровизацияобразования #компьютеризацияобразования #АйзекАзимов #учителяроботы