Найти в Дзене
Исторический музей

«„Драгоценная“ мания: резные камни в XVIII–XIX веках»

«Камеи (всякого рода и коралловые) есть по преимуществу принадлежность аристократии. Обыкновенная женщина отдаст предпочтение изумруду, рубину, аристократка — камее» — не без доли иронии сообщал в 1857 году журнал «Мода» (№1, 1857). Глиптика, искусство искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням, возникло в Месопотамии и Египте, но расцвета достигло именно во времена Античности. И именно античные геммы снискали огромную популярность в XVIII-XIX вв. Камеи и инталии из драгоценных и полудрагоценных камней встречаются во многих областях античного мира. Будучи вставлены в перстни или другие украшения, они играли значимую роль в жизни их обладателей, служа не только личными печатями, но и амулетами. Интерес к античному искусству закономерно проявился после открытия археологических памятников — городов Геркуланума и Помпей. Первый был открыт в декабре 1738 года, когда были обнаружены «Theatrum Herculanense» и надпись, сообщавшая имя города. Спустя десятилетие подобным же образо
Оглавление
«Камеи (всякого рода и коралловые) есть по преимуществу принадлежность аристократии. Обыкновенная женщина отдаст предпочтение изумруду, рубину, аристократка — камее» — не без доли иронии сообщал в 1857 году журнал «Мода» (№1, 1857).

Глиптика, искусство искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням, возникло в Месопотамии и Египте, но расцвета достигло именно во времена Античности. И именно античные геммы снискали огромную популярность в XVIII-XIX вв.

Камеи и инталии из драгоценных и полудрагоценных камней встречаются во многих областях античного мира. Будучи вставлены в перстни или другие украшения, они играли значимую роль в жизни их обладателей, служа не только личными печатями, но и амулетами.

Интерес к античному искусству закономерно проявился после открытия археологических памятников — городов Геркуланума и Помпей. Первый был открыт в декабре 1738 года, когда были обнаружены «Theatrum Herculanense» и надпись, сообщавшая имя города. Спустя десятилетие подобным же образом были открыты Помпеи, хотя первые находки городских стен и даже надписи с названием города были сделаны еще XVI и XVII вв.

Города, погибшие в 79 году нашей эры, стали для археологии того времени потрясающим источником знаний о жизни римлян. Фотографии городов помещали на открытки, а фресок и мозаик — в альбомы, которые пользовались большим спросом.

После открытия древних городищ началась не только охота за сокровищами, но и настоящая мания: геммы собирали, покупали и продавали, подделывали, обрамляли драгоценными камнями, носили как украшения...

Серьги. Западная Европа, Франция. Начало XIX в. Золото, серебро, бриллианты, агат
Серьги. Западная Европа, Франция. Начало XIX в. Золото, серебро, бриллианты, агат

Правда, подобная мода не распространялась на ювелирные изделия, которые надевали на придворные балы.

Украшения далеко не всегда приобретались исключительно ради личного пользования. Распространение классицизма во второй половине XVIII — первой половине XIX веков вызвало повышенный интерес к обладанию произведениями искусства прошлых эпох, преимущественно античных времен, либо предметами из знаменитых исторических коллекций. Подобные знаменитые коллекции начали создаваться уже в эпоху Ренессанса. Среди известных собирателей — Франческо Петрарка, Никколо Никколи, Бенвенуто Челлини, Лоренцо Медичи, кардинал Фарнезе и многие прочие.

В России первые коллекции гемм относятся еще ко времени Петра I. Собственную коллекцию имела и Екатерина II: собрание включало несколько тысяч камней, которые сейчас хранятся в Государственном Эрмитаже.

Для Екатерины этот вид коллекционирования перерос в настоящую страсть, которую она сама называла «манией», «обжорством», «камейной болезнью, прилипчивой, как чесотка».

Императрица скупала все, что появлялось на художественном рынке, будь то отдельные геммы или целые коллекции. Ко двору были приглашены иностранные резчики, мастера, владельцы дактилиотек, коллекционеры, то есть все, кто имел отношения к глиптике. Если невозможно было что-то приобрести, то императрица заказывала копии — благодаря ей были основаны копийные мастерские. В последние годы жизни Екатерина и сама увлекалась изготовлением слепков со старинных камей. Так в Северную столицу попали коллекции де Бретейля, Байрса, Слейда, Менгса (1780–1782 гг.), лорда Беверлея (1786), герцога Луи-Филиппа Орлеанского (1787), герцога Сен-Мориса, директора Дрезденской Академии художеств Ж.-Б. Казановы (1792).

Екатерина II и Ломоносов. Репродукция с картины И. Федорова. Федоров, Флюгер. Конец XIX — начало XX вв.
Екатерина II и Ломоносов. Репродукция с картины И. Федорова. Федоров, Флюгер. Конец XIX — начало XX вв.

В письме к французскому просветителю Гримму государыня писала:

«Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова».

Доступ к этой коллекции «антиков», как называли геммы в те годы, считался особой милостью. «Ее видели не более пяти или шести человек», — сообщала Екатерина Гримму.

К концу царствования Екатерины II в Эрмитаже насчитывалось свыше 10 000 гемм. За год до смерти она с гордостью писала доверенному корреспонденту: «Все собрания Европы, по сравнению с нашим, представляют лишь детские затеи».

Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Копия неизвестного автора по оригиналу Иоганна Баптиста Лампи Старшего (Lampi, Iohann Baptist). Российская империя, первая половина XIX в.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Копия неизвестного автора по оригиналу Иоганна Баптиста Лампи Старшего (Lampi, Iohann Baptist). Российская империя, первая половина XIX в.

Следующая российская императрица, Мария Фёдоровна (1759–1828), была покровительницей благотворительности и искусств. Интерес к глиптике она унаследовала от свекрови, но если Екатерина II прославилась своей огромной коллекцией, то Мария Фёдоровна на досуге, наряду с рукоделием, занималась миниатюрной живописью и медальерным делом под руководством академического резчика К. Либрехта.

В музеях сохранились эскизы и работы императрицы. Самая известная из них — портрет императрицы Екатерины II в образе Минервы.

Коллекцией глиптики обладала и императрица Александра Фёдоровна (1798–1860). Большая часть её личной коллекции поступила в Эрмитаж через год после кончины вдовствующей императрицы. В нее входили геммы с портретами супруга императора Николая I, детей, царствующих родственников и их предшественников.

Особую часть коллекции составляли ожерелья, пояса и другие ювелирные изделия из оправленных резных камней — выдающиеся произведения европейского ювелирного искусства первой половины XIX века. Некоторые из этих предметов императрица еще при жизни повелела передать в музей.

Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Франсуа Мерэ (Franςois Meuret), Франц Ксавьер Винтерхальтер (Franz Xaver Winterhalter), 1857 г. Кость, акварель, гуашь
Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Франсуа Мерэ (Franςois Meuret), Франц Ксавьер Винтерхальтер (Franz Xaver Winterhalter), 1857 г. Кость, акварель, гуашь

На выставке «Драгоценности! Блеск русского двора», которая открыта в Историческом музее до 12 мая 2025 года, можно увидеть памятники из личной коллекции императрицы, хранящиеся в Государственном Эрмитаже.

Например, два ожерелья и браслет. К сожалению, их происхождение неизвестно. Они могли быть унаследованы от матери государыни, королевы Пруссии Луизы, или же заказаны и приобретены самой Александрой Фёдоровной.

Конструкция обоих ожерелий сходна: звенья из обрамленных в достаточно простые оправы резных камней соединены цепочками. За счет цепочек разной длины более короткий экземпляр имеет округлую форму, позволяющую ему ровно лежать, прилегая к шее. У второго ожерелья все цепочки одинаковой длины.

Ожерелье (или пояс) из 32 звеньев. Геммы: Италия; середина — вторая половина XVIII в. Ожерелье: Германия или Италия, начало XIX в. Поступление: в 1861 году, в составе коллекции императрицы Александры Фёдоровны. Государственный Эрмитаж
Ожерелье (или пояс) из 32 звеньев. Геммы: Италия; середина — вторая половина XVIII в. Ожерелье: Германия или Италия, начало XIX в. Поступление: в 1861 году, в составе коллекции императрицы Александры Фёдоровны. Государственный Эрмитаж

Из пород камней, пригодных для глиптики, чаще выбирались сердолик, агат, гелиотроп, но в изображенных сюжетах сложно усмотреть какую-либо четкую иконографию. На камеях и инталиях, изготовленных, по всей вероятности, в середине — второй половине XVIII века, размещены фигуративные мифологические, а также символические и аллегорические изображения. Большая их часть схематична и не предназначена для детального изучения: главным мотивом мастеров было общее декоративное впечатление.

Еще один любопытный памятник — итальянский браслет XIX века в «археологическом» стиле из резного серпенита с камеями, изображающими змей и маску Медузы Горгоны. Массивный, несколько грубоватый, он не повторяет конкретные античные памятники, а воплощает образ произведения ювелирного искусства, словно только что найденного на оживленных раскопках погибших древнеримских городов.

Браслет также поступил в Эрмитаж в 1861 году в составе коллекции императрицы Александры Фёдоровны.

На выставке можно увидеть и ларец для хранения резных камней из коллекции графа Дмитрия Павловича Татищева, изготовленный мебельным мастером И. Фолькманом в Санкт-Петербурге в 1837 году. Татищев завещал свое собрание Николаю I, а в Эрмитаж оно поступило в 1845–1846 гг.

Дмитрий Павлович Татищев. Robert Theer. 1840 г. Бумага, литография
Дмитрий Павлович Татищев. Robert Theer. 1840 г. Бумага, литография

Собрание Татищева по своему характеру, масштабности и богатству экспонатов больше походило на самостоятельный музей, посвященный резьбе по камню. Коллекционированию граф обязан своей успешной дипломатической карьере и жизни в европейских государствах. Особенно значимым периодом стало продолжительное время службы полномочным министром Австрии — Вена вместе с Римом, Флоренцией, Неаполем, Парижем и Лондоном были центром оживленного художественного рынка Европы.

Коллекция включала в себя 160 наименований инталий и камей. Здесь были образцы античных гемм, но ядро коллекции составляла европейская глиптика разных периодов. Граф,  знаток и ценитель резных камней, заказывал для своих гемм элегантные, нередко драгоценные оправы в духе модных тогда «исторических стилей», пользуясь услугами лучших венских ювелиров.

К завещанию Татищева, составленному в 1843 году, прилагался рукописный каталог его дактилиотеки, в котором он собственноручно описал геммы, указав сюжеты, имена резчиков и даже прежних владельцев. Резные камни приобретались в домах знатных римских родов Боргезе, Ланчелотти, Верначчи, Герини, Санта Кроче и флорентийских — Сестини и Риччарди. 21 гемма происходила из собрания князя С. Понятовского, жившего во Флоренции: в их числе — унаследованные князем от его дяди, польского короля Станислава Августа. Незадолго до кончины Д. П. Татищева его коллекция гемм в ларце была привезена из Вены в Петербург и некоторое время находилась в его особняке на Фонтанке, занимая так называемую Голубую комнату.

Многие камеи и инталии в драгоценных оправах как раз хранились в деревянном резном ларце — «кабинете». Снаружи кабинет украшен собственными 19 инталиями и камеями собирателя, а также двумя мозаичными вставками. Внешнее убранство не только демонстрировало назначение ларчика, но и подчеркивало изысканный вкус владельца.

Инталия «Бюст весталки». Инталия: Италия; конец XVIII — начало XIX в.
Инталия «Бюст весталки». Инталия: Италия; конец XVIII — начало XIX в.

Собрание Исторического музея, созданного в 1872 году, поначалу также формировалось преимущественно из поступлений частных коллекций. Самая известная из них — коллекция музея Петра Ивановича Щукина, переданная в Исторический музей в 1905 году.

В коллекции Петра Ивановича присутствуют как геммы античные, так и произведения, в которых выразился вкус и стиль, характерный для XVIII — XIX вв. Также в XVIII столетии большую роль играли гравированные увражи — объемные «сборники гравюр». Отдельные издания включали эстампы с произведений, которые входили в частные или музейные коллекции, в том числе и в щукинскую.

Драгоценные камни и слепки драгоценных камней сыграли важную роль в восприятии античного искусства и мифологии в XVIII и XIX веках. В то время их изучение и коллекционирование не только считалось основной антикварной практикой, но и вовлекало широкий спектр энтузиастов по всей Европе. Это увлечение привело к возрождению гравировки драгоценных камней как ремесла — мастера искусно копировали не только сюжет, но и методы и стили гравировки древних предшественников, тем самым иногда создавая путаницу среди коллекционеров относительно того, что было древним, а что нет.

Миниатюрные произведения искусства из греческого, этрусского и римского мира часто сохранялись нетронутыми, что облегчало их копирование. Вскружив голову аристократии в России и Европе, памятники глиптики повлияли на моду, ювелирное дело и, конечно, на развитие археологии.

По материалам:

«Драгоценности! Блеск русского двора». Каталог выставки, 2024

Государственный Эрмитаж, официальный сайт. https://www.hermitagemuseum.org/
Неверов О. Я. Античные камеи в собрании Эрмитажа.
Источник

Егорова М. В., Коршунова Н. В. «Екатерина II и французские просветители: взгляд из-за рубежа» // Общество, философия, история, культура. 2021