Найти в Дзене
На усмотрение

Четыре хороших актрисы – что между ними общего?

Оглавление

Четыре хорошие актрисы из разных поколений, которым удалось не только громко заявить о себе в детстве, но и оставаться востребованными и успешными по сей день.

Джоди Фостер, 1962 г.р.

Трудно поверить, но до появления в «Таксисте» Мартина Скорцезе, который принято считать стартом карьеры актрисы, в фильмографии маленькой Джоди (на самом деле Алисии Кристиан, «Джоди» – домашнее прозвище) уже были десяток сериалов и несколько работ в крупных проектах.

Впервые перед камерой она оказалась чуть ли не в три года, и это была заслуга ее матери, в какой-то момент решившей всерьез заняться продвижением на экран своих детей. Сама она работала на одного из голливудских продюсеров, знала «нужных людей», но и способности Джоди, младшей из дочерей, ее недетская серьезность на площадке в какой-то момент стали открывать ей двери к новым проектам.

"Однажды в Голливуде", кадр из фильма
"Однажды в Голливуде", кадр из фильма

Поначалу это были небольшие роли в долгоиграющем телесериальном «мыле» и вестернах. Помните эпизод в «Однажды в Голливуде» Тарантино с маленькой актрисой, которая не выходит из образа в перерыве и не любит, когда ее называют малышкой? Есть мнение, что прототипом этой серьезной девочки как раз и была юная Джоди Фостер.

В какой-то момент количество перешло в качество: она появилась в небольшой роли у Мартина Скорцезе («Алиса здесь больше не живет»), получила главную роль в эксцентричной семейной комедии «Чумовая пятница» и в 14 лет сыграла у Алана Паркера в «Багси Мелоун». Последнее – очень странная комедийно-пародийная версия гангстерской драмы (одновременно – еще и мюзикл), где все роли играют дети (поющие взрослыми голосами).

В этом же 1976-м Скорцезе выпускает культового «Таксиста», где Джоди Фостер играет малолетнюю проститутку, которую герой Де Ниро вытаскивает из лап сутенера в исполнении Харви Кейтеля. Дальше вы все знаете – номинация на Оскар за роль второго плана (получила Беатрис Стрейт за «Телесеть» Люмета), первые крупные гонорары и, наконец два актерских Оскара чуть ли не подряд – в 1988-м за «Обвиняемых» и в 1990-м за «Молчание ягнят».

С той поры актерская карьера Джоди Фостер (как гласит молва, самой умной актрисы Голливуда) не знает спадов, в ее фильмографии есть и четыре режиссерских полных метра. Из последних работ могу отметить (и порекомендовать) четвертый сезон «Настоящего детектива» и спортивную драму «Дайана Найед» (кстати, еще одна номинация на Оскар).

Занятно, но Джоди Фостер в свое время помогла зажечься еще одной звездочке — я имею в виду ее молодую 12-летнюю партнершу в фильме Финчера «Комната страха». Это была будущая звезда «Сумерек» Кристен Стюарт.

Натали Портман, 1981 г.р.

Кажется, все знают историю про то, как Портман попала к Люку Бессону в «Леон» в 12 лет, чуть ли не растолкав локтями других претенденток. На тот момент у нее за плечами была только театральная школа и озвучки мульфильмов, но было и огромное желание сниматься в кино, ради которого она несколько раз отказывалась от предложений попробовать себя моделью (а в середине 90-х это была модная профессия).

В результате фильм, который поначалу планировался как проходнячок между «Никитой» и «Пятым элементом», довольно быстро приобрел статус культового и по сей день считается лучшим фильмом Бессона.

И мало кто вспомнит сейчас вторую роль Натали Портман – эпизод в другом и не менее культовом фильме, «Схватке» Майкла Манна, криминальной драме, первом экранном дуэте Аль Пачино и Роберта Де Ниро. Натали играет падчерицу одержимого детектива Винсента Ханны (его играет Аль Пачино) и появляется там в паре эпизодов – в первом это короткий диалог с матерью, во втором она и вовсе без сознания, после неудачной попытки самоубийства. Примечательно тут вот что: Портман удается на крайне ограниченном хронометраже и сценарном материале создать образ ранимого и одинокого подростка, тщетно пытающегося найти опору у самых близких ей взрослых. Несколько реплик, характерные пластика и интонация – и еще один кирпичик встает на запланированное режиссером место точно в рамках поставленной задачи.

В 18 лет она снимается у Лукаса в первом эпизоде грандиозной саги «Звездные войны» (а потом и в двух последующих), в 25 играет главную роль в культовом «V – значит вендетта», а в 31, на пике формы, берет свой Оскар за главную роль в «Черном лебеде» Аранофски.

Ее карьера развивается стабильно и неторопливо, из последних по времени работ мне сильно нравятся фантастический триллер «Аннигиляция» 2017-го года и режиссерский дебют в полном метре – историческая драма на реальном материале «Повесть о любви и тьме» 2015-го.

Сирша Ронан, 1994 г.р.

Такое ощущение, что Сирша Ронан сразу родилась киноактрисой. По-крайней мере первую номинацию на Оскар она получила также, как и Джоди Фостер, в 14 лет за роль второго плана. В драме Джо Райта «Искупление» ее героиня запускает пружину интриги, а партнерами там были Кира Найтли, Джеймс МакЭвой, Бенедикт Камбербетч.

В общем, проходных работ у нее не было даже в детстве. Чего стоят главные роли в лирическом триллере «Милые кости» Питера Джексона или в моем любимом фильме с ней того периода «Ханна. Совершенное оружие», где помимо образа угловатого, но решительного подростка, она демонстрирует отменную физическую форму (этот бескомпромиссный триллер 15-летней давности я неизменно включаю во всякие свои рекомендательные списки).

Яркая и необычная внешность в сочетании с невероятной харизмой привлекают к ней внимание режиссеров, которым надо создать на экране выразительную героиню, способную дать и лирики, и драматизма, быть органичной в любом жанре – от фантастики до визионерского арт-хауса (вспомним хотя бы ее роли у Уэса Андерсона в «Отеле Гранд-Будапешт» и «Французском вестнике»).

Не могу тут не вспомнить английскую экранизацию чеховской «Чайки», где Сирша Ронан играет Нину Заречную, историческую костюмную драму «Две королевы» (там ее партнерша другая молодая звезда – Марго Робби), лирическую комедию Греты Гервиг «Леди Бёрд» и, конечно, пародийный детектив «Смотрите, как они бегут», где Ронан обнаруживает немалое комическое дарование в паре с Сэмом Рокуэллом.

К 30-ти годам, помимо других кинонаград у Сирши Ронан уже 4 номинации на Оскар, но как принято говорить в таких случаях – главная ее роль еще впереди.

Рэффи Кессиди, 2001 г.р.

Рэффи Кэссиди выросла в семье преподавателя по актерскому мастерству, поэтому не удивительно, что она и ее братья и сестры с самого детства воспитывались в творческой атмосфере.

Впервые я обратил на нее внимание в неплохом семейном фантастическом кино «Земля будущего», снятым «Диснеем» с Джорджем Клуни и Хью Грантом в 2015-м. Рэффи там 14 лет и она играет девочку-андроида, сопровождающую главных героев по перипетиям сюжета. Большие выразительные глаза и умный взгляд – первое, что запомнилось. Тогда еще я сказал себе – никак, новая Джоди Фостер растет...

А начинала она у Тима Бертона в вампирском фэнтези « Мрачные тени» (в роли героини Евы Грин в детстве) и в «Белоснежке и охотнике» (и здесь она представляет детский образ – на этот раз героини Кристен Стюарт).

Пока фильмография Реффи Кэссиди невелика, и больше тяготеет к авторскому кино, чем к мейнстриму: в активе роли в «Убийстве священного оленя» Лантимоса и в «Белом шуме» Греты Гэрвиг. Очевидно, что уроки партнерской работы с такими мастерами как Колин Фаррел, Николь Кидман, Адам Драйвер открыли ей путь в высшую лигу.

Что доказывает и последний фильм с участием Рэффи Кэссиди – «Бруталист», один из фаворитов последнего Оскара, где она по-большей части в кадре молчит, но делает это на редкость выразительно и наполненно. По-прежнему с удовольствием продолжаю следить за ее творческой карьерой.

А какие роли актрис, о которых я рассказал, вам запомнились больше всего?

А здесь я рекомендую пять хороших фильмов, снятых хорошими актерами и актрисами. Да, Джоди Фостер там тоже есть.