Вы когда-нибудь прикидывали, сколько книжек можно прочитать по дороге из Москвы в Питер? А сколько сериалов пересмотреть? Уже скоро эти расчёты придётся пересматривать. Время в пути между двумя столицами сократится до немыслимых ранее значений.
Почему? Да потому что на российские рельсы встанет настоящий летающий поезд — «Белый кречет». И нет, это не фантастика. Это реальный проект, который уже воплощается в металле.
От «Сапсанов» к отечественным крыльям
Сейчас между Москвой и Санкт-Петербургом курсируют немецкие «Сапсаны». Хорошие поезда, что скрывать. Разгоняются до 250 км/ч, доставляют из точки А в точку Б за 3,5-4 часа. Но, как говорится, хорошо там, где нас нет. А нам хочется не просто хорошо, а отлично. И желательно на российском.
Я недавно разговаривал с одним из инженеров, участвующих в проекте создания «Белого кречета».
— Понимаешь, — сказал он мне, потягивая кофе в перерыве между совещаниями, — «Сапсан» для своего времени был прорывом. Но это вчерашний день. «Белый кречет» — это совсем другой уровень.
И действительно, новый российский электропоезд будет разгоняться до умопомрачительных 400 км/ч. Представьте: вы только сели в кресло, открыли ноутбук, настроились поработать — а уже пора выходить. Время в пути сократится практически вдвое!
Стальная артерия между столицами
А теперь о самом интересном — о железнодорожной трассе. В 2024 году началось строительство высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом длиной 679 километров. И это не просто модернизация существующих путей — это полностью новая ветка, рассчитанная на сверхскоростное движение.
Помню, как в детстве смотрел японские документалки про синкансэны и думал: «Вот это да! Когда же у нас такое будет?» И вот, пожалуйста. Мечты сбываются.
В сентябре 2024 года в Москве представили макет головного вагона «Белого кречета». Выглядит, я вам скажу, впечатляюще. Обтекаемая форма, напоминающая голову хищной птицы, устремлённой вперёд. Не поезд, а настоящая стрела.
Кто куёт крылья «Белому кречету»?
Тут особенно греет душу тот факт, что сборка поездов будет осуществляться на заводе «Уральские локомотивы» в окрестностях Екатеринбурга. К слову, там уже вовсю строятся специальные сборочные площадки.
«На территории завода «Уральские локомотивы» до конца 2026 года будут построены испытательный и конструкторский центры, административный корпус...», — рассказал первый заместитель генерального директора «Синара-Девелопмент» Д. Значков.
Примечательно, что в проекте участвуют более 160 научных центров, конструкторских бюро и поставщиков со всей России. Это как муравейник, где каждый выполняет свою функцию для достижения общей цели.
Межвагонные переходы, двери, системы освещения и вентиляции, интерьеры — всё это будет производиться предприятиями ТрансМашХолдинга. А для корпусов вагонов в Армавире строится завод, где будут прессовать алюминиевый профиль.
От чертежей к реальности
И ведь работа идёт полным ходом! Группа «Синара-Девелопмент» совместно с компанией «Русские электрические двигатели» уже создала опытный образец силовой установки для «Белого кречета». Сейчас разработчики готовятся к тестированию силового узла и моторной тележки.
Уже начались испытания опытного экземпляра рамонемоторной тележки, изготовленной из российской стали марки С355. Её тестируют на специальных стендах, имитирующих 10 миллионов циклов нагрузки. Десять миллионов! Конструкция должна выдержать эксплуатацию на скорости до 400 км/ч. Тут, как говорится, семь раз отмерь...
От «Сокола» до «Финиста» — путь к «Белому кречету»
Конечно, «Белый кречет» не возник на пустом месте. У него были предшественники. В СССР первым дошедшим до эксплуатации скоростным электропоездом стал ЭР200, разгонявшийся до 200 км/ч. Эти составы перевозили пассажиров с 1976 по 2009 годы.
В 90-х годах был разработан ещё более скоростной электропоезд «Сокол», способный разгоняться до 250 км/ч. Но распад СССР поставил крест на реализации этого проекта. А жаль — могли бы уже тогда иметь свои скоростные поезда.
С 2011 по 2014 годы на заводе «Уральские локомотивы» было организовано производство скоростных электричек «Ласточка» в алюминиевом корпусе. К 2017 году уже 80% комплектующих этой модели были российскими. Сейчас комфортабельные «Ласточки» со скоростью 160 км/ч курсируют в 27 регионах России и даже ходят в Минск.
А с 2023 года на маршруты Свердловской железной дороги вышел новый скоростной состав «Финист» — полностью российский аналог «Ласточки», оснащённый тягловым оборудованием отечественной разработки.
Так что «Белый кречет» — это закономерное продолжение развития отечественного скоростного железнодорожного транспорта. Это как если бы вы учились ходить, потом бегать, а теперь вам предстоит полететь.
В ожидании 2028 года
В 2028 году первые два высокоскоростных поезда «Белый кречет» начнут курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом. И это будет настоящая революция в пассажирских перевозках.
Представьте: вы садитесь в поезд утром в Москве, а уже через пару часов гуляете по Невскому проспекту. Или наоборот — завтракаете на Васильевском острове, а обедаете на Красной площади.
Пока в Европе, Азии и Америке давно наслаждаются преимуществами высокоскоростного железнодорожного транспорта, мы только вступаем на этот путь. Но вступаем уверенно и с размахом.
И нет никаких сомнений, что «Белый кречет» станет не только средством передвижения, но и символом технологического прорыва. Как когда-то первый спутник или первый человек в космосе.
Так что следите за новостями проекта — на наших глазах творится история. А если повезёт, то уже через несколько лет мы с вами сможем прокатиться на этом чуде инженерной мысли и оценить всё сами. Я лично уже планирую быть в числе первых пассажиров. А вы?
Делитесь в комментариях, куда бы вы отправились на «Белом кречете» в первую очередь? И подписывайтесь на канал — будем вместе следить за развитием этого и других технологических проектов!