В годы великой Отечественной войны многие женщины плечом к плечу с мужчинами вставали на защиту своей Родины. Немало таких случаев известно и в истории нашего вуза.
Ярким примером самоотверженности являются судьбы двух воронежских студенток Валентины Прохоровой и Клавдии Рыбниковой (Парфеевец) впоследствии ставших сотрудницами ВГЛТУ.
Во время начала войны Валентина Васильевна Прохорова училась на первом курсе исторического факультета Воронежского государственного университета. В апреле 1942 г. она была мобилизована в ряды Красной Армии и стала телефонисткой в войсках противовоздушной обороны. В июле 1942 г. Прохорова приняла участие в обороне Острогожска. Эти бои надолго запомнились 20-летней девушке:
«В летние дни сорок второго наш пост находился на окраине Острогожска, вблизи которого шли ожесточенные бои. Бомбежки были особенно интенсивными. Гибли наши солдаты, горели дома. Связь часто нарушалась, и связистки бежали налаживать её туда, где взрывались вражеские бомбы. В этом пекле я, старшая связистка, побыла не раз. Рядом падали солдаты, сражённые осколками фугасных бомб и пулеметными очередями. Преодолевая страх и усталость, я находила и устраняла повреждения связи; пост вновь оживал, сообщая зенитчикам о подлетавших очередных «Юнкерсах». Больше всего мучило бессилие – рядом гибли солдаты, а помочь мы им не могли – нужно было как можно быстрее дать связь, чтобы наших потерь было меньше».
Самоотверженность Валентины Васильевны в том бою была отмечена государственной наградой – медалью «За боевые заслуги». В наградном листе читаем:
«[наградить] помощника заместителя командира роты по политической части младшего сержанта ПРОХОРОВУ Валентину Васильевну – за проявленные мужество и стойкость во время налетов авиации противника. Будучи телефонисткой на ротном посту, когда бомбы разрывались в непосредственной близости, здание РП разрушалось, несмотря на опасность, она своевременно и чётко принимала и передавала донесения».
В дальнейшем В.В. Прохорова более 20 лет работала на кафедре истории нашего вуза.
Однополчанином В.В. Прохоровой была Клавдия Николаевна Рыбникова (Парфеевец), которая с 1952 по 1977 гг. работала у нас заведующей лабораторией кафедры химии. Точно так же в апреле 1942 г., студенткой 1-го курса Воронежского лесохозяйственного института, она была мобилизована в 4-й полк ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи). Точно так же была награждена медалью «За боевые заслуги» и, казалось бы, военные судьбы их размножены на копировальном аппарате. Немногое она записала и в автобиографии, поступая на работу в вуз, не оставив воспоминаний. Однако наградной лист очень красноречиво рассказывает о действительно героической судьбе этой девушки:
«Участие в … Отечественной войне: с 5 августа 1941 г. до октября 1941 г. в Комсомольском строительном батальоне. С октября 1941 до апреля 1942 г. отпуск по состоянию здоровья. С 6.IV.42 по VI.1942 г. в военном училище связи при 4-м полку ВНОС. С VI.42 г. по XI.42 г. в 14-й отдельной танковой бригаде. С 1.1943 г. по VII.1943 г. в 234 фронтовом запасном стрелковом полку 1 Укр[аинского] фронта, а с VII.1943 г. в 169 Армейском запасном стрелковом Зволенском Ордена Суворова полку».
Уже этот отрывок позволяет иначе посмотреть на судьбу Клавдии Николаевны. Во-первых, участие в строительном батальоне указывает на то, что она, в числе многих студентов нашего вуза, была отправлена на строительство оборонительных сооружений под Смоленском. Не менее интересно упоминание и о 14-й танковой бригаде. Дело в том, что 14-я отдельная бригада к началу июля 1942 г. вышла к г. Воронежу и приняла участие в первом бою за Подгорное 7 июля, т.е. в нескольких километрах от нашего вуза. Не совсем понятно, как и когда именно К.Н. Парфеевец попала в танкисты, но её участие в обороне Воронежа очевидно. Судя по всему, она была из тех знаменитых зенитчиц, которые закрыли своей отвагой не только наш город, но и непосредственно институтский городок в кровавых июльских боях второго года войны. В дальнейшем 14-я танковая бригада приняла участие в знаменитых боях на Чижовском плацдарме. То, что Клавдия Николаевна в ходе боев за Воронеж не отсиживалась в тылу, показывает дальнейшая информация из наградного:
«Красноармеец Рыбникова К.Н. первое ранение получила на окраине г. Кирова (возле г. Смоленска) во время минометного обстрела 28 августа 1941 г. Осколками мины повреждена правая и левая часть груди. В ноябре 1942 года т. Рыбникова будучи рядовым 14-й отдельной танковой бригады при обороне г. Воронеж была во время артиллерийского обстрела ранена осколками снаряда в левую ногу в области ступни».
Эта часть документа объясняет тот «отпуск», который Клавдия Николаевна получила после «смоленской командировки». Видно также, что она была в составе бригады в самых жестоких боях за Чижовку.
И все же хрупкой женщине не место на передовой. После второго ранения К.Н. Парфеевец стала служить в запасных частях, причем перешла на новую, «творческую» работу:
«Красноармеец ансамбля красноармейской художественной самодеятельности тов. Рыбникова является исполнительницей художественного слова. Своим выступлением она вдохновляет бойцов на дальнейшие боевые подвиги. Принимала лично участие в более 350 концертах на передовых позициях».
Интересно, что красноармеец Рыбникова (Парфеевец) не «изменила» своей армии, продолжая, как и в Воронеже, служить в частях 40-й армии. Клавдия Николаевна прожила долгую жизнь и скончалась в 2008 году, не дожив несколько месяцев до 84-х лет.
М.Е. Разиньков