Найти в Дзене
Искусство кино

Пророчества «Догмы 95», аналоговое воображение и пингу-эйга: главные материалы о кино за неделю 24.03 — 30.03

Оглавление

Подборка главных новостей, событий и материалов недели: интервью с Алисией Викандер и Элизабет Олсен, эссе о цифровом «следе» в современном кино «Догмы 95», феномен длинных планов в «Отеле любви» и история творческого метода братьев-аниматоров Куэй, рассказанная ими самими.

Увлечение злом, его воспроизведение и незаживающие раны: архивное интервью об «Акте убийства»

    «Акт убийства», режиссер Джошуа Оппенхаймер, 2012 «Акт убийства», режиссер Джошуа Оппенхаймер, 2012
«Акт убийства», режиссер Джошуа Оппенхаймер, 2012 «Акт убийства», режиссер Джошуа Оппенхаймер, 2012

Sight and Sound републикуют большой разговор 2013 года, где документалист Джошуа Оппенхаймер анализирует эпохальный фильм и процесс его создания: что привело к замыслу инсценировать убийства, какие этические проблемы возникали при съемке палачей и какова роль кино в чествовании насилия.

О возникновении нестандартного подхода:

Я начал этот проект в тесном сотрудничестве с выжившими, пытаясь снять воспоминания об ужасах 1965 года и задокументировать режим страха и насилия, построенный на чествовании убийств. Но каждый раз, когда мы с выжившими пытались снимать вместе, нас арестовывали и останавливали.
Наконец правозащитное сообщество и сами выжившие сказали: «Снимайте убийц: они будут говорить, и не просто говорить, они будут хвастаться». И, увидев тех, кто убил сотни, тысячи людей и хвастается этим, зрители сразу поймут, почему мы так боимся, и смогут немного прочувствовать природу этого режима».
И [с этого момента] я почувствовал, что мне доверили работу исторической и моральной важности, разоблачающую режим безнаказанности через чествование убийств.

О близости с «героями» и их необычной реакции:

Это было очень интимное путешествие: я думаю, чтобы снять хороший фильм о ком бы то ни было, нужно, чтобы вы были близки, быть готовым к близости. Я искал воплощения чистого зла, а нашел обычных людей.
<...> Все люди, которых я снимал, в течение нескольких минут вызывались не просто рассказать мне о том, что они сделали, но и отвезти меня на места, где они убивали, показать, как они это делали, и привезти с собой мачете, чтобы использовать их в качестве реквизита, а также друзей, чтобы те сыграли их жертв. Сперва я пытался понять, что произошло в 1965 году, но очень скоро начал спрашивать себя: «Что происходит сейчас?» — если эти люди посчитали уместным разыграть то, что они сделали, даже в виде элементарных реконструкций. С этого все и началось.

О связи кино и боли — в прошлом и настоящем:

Я думаю, Анвар [Главный герой фильма, один из исполнителей массовых убийств в 1965 году — прим. ИК] пытается как-то убежать от своей боли, использовать процесс кинопроизводства так же, как он использовал фильмы Элвиса Пресли в момент убийства, чтобы отстраниться от этого акта. Он смотрел фильмы Элвиса, чувствовал себя Элвисом, танцевал, переходя дорогу, и радостно убивал — таким образом он как-то дистанцировался от того, что делал.
Его тянет к боли, самым ужасным воспоминаниям и их воспроизведению, потому что он каким-то образом пытается заменить миазматический, бесформенный, невыразимый ужас, который посещает его в кошмарах, на эти сдержанные, конкретные сцены. Он словно пытается кинематографически-психическим способом зарубцевать рану. <...> В этом смысле фильм не является психодрамой, он не ведет его к искуплению. Я пытаюсь задокументировать их театрализованные действия как примеры чествования геноцида, как способ разоблачения режима безнаказанности от имени выживших. Он же пытается убежать от того, что сделал.

Об эскапизме и «увлечении злом»:

Я снимал этот фильм одновременно с развивающимся кошмаром, когда не просто моя страна практиковала и потворствовала пыткам, но и большая часть политического спектра прославляла их… <...> Речь идет не только о безнаказанности и банальности зла, но и настойчивом увлечении злом, в котором мы все также замешаны.
И это не значит, что фильмы с насилием вызывают жестокое поведение. Если вы посмотрите на фильм, который Анвар цитирует как помогавший ему убивать, — это мюзикл Элвиса Пресли. <...> Так что, возможно, настоящая проблема в другом — поскольку мюзиклы Элвиса Пресли не жестоки, они просто немного глупы: сами эскапистские развлечения и нарратив, использование историй для ухода от жестокой реальности нашей жизни — и когда она жестока, и когда не очень.

Нетипичная антиутопия: Алисия Викандер и Элизабет Олсен — об «Оценке»

    «Оценка», режиссер Флёр Форчун, 2025 «Оценка», режиссер Флёр Форчун, 2025
«Оценка», режиссер Флёр Форчун, 2025 «Оценка», режиссер Флёр Форчун, 2025

Актрисы рассказывают The Film Stage о фантастическом дебюте Флёр Форчун, вживании в образ, битве едой и потенциале научной фантастики для разговора о современности. Вот основные цитаты:

Как сыграть ребенка в теле взрослого:

Викандер: Я думаю, что если вы собираетесь играть ребенка, то и поведение у него должно быть детским... В смысле это единственное, что я вижу, когда смотрю на юных людей: они почти полностью не осознают себя. И благодаря этому они становятся невероятно подлинными и сиюминутными, что восхищает тебя, когда ты взрослая, потому что чувствуешь себя несколько фальшивой. Поэтому я хотела убедиться, что это не карикатура. Очевидно, нам никуда не деться от факта, что эти вещи будет делать человек во взрослом теле, и это уже накладывает отпечаток абсурда. Так что я хотела сделать иначе — настолько убедительно, насколько это возможно.

О вызовах и возможностях камерных фильмов:

Олсен: <...> Думаю, сложность в том, чтобы рассказать динамичную историю в ограниченном пространстве, как заставить ее двигаться вперед? И как создать арку, которая ограничена одним местом? Мне кажется, что это во многом работа режиссера — а уже потом мы пытаемся разобраться с композицией, переменой отношения [персонажей], со всей динамикой, что очень, очень весело для нас. <...> Ты весь день одержимо участвуешь в командном обсуждении, а не просто приходишь на съемочную площадку и произносишь заготовленные реплики. По большей части вы пытаетесь «собрать» сцену вместе с другими актерами, режиссером и оператором — понять, как все мы собираемся рассказать лучшую версию истории в этом пространстве.

О научной фантастике как возможности для диалога:

Олсен: ...причина, по которой я считаю научную фантастику такой действенной, — отсутствие жесткой необходимости напрямую отражать современную культуру, что иногда может побудить зрителя защищаться. «Кто-то пытается преподать мне урок», или «наш президент не такой», или что-то еще. Вы получаете свободу от того, что находится за кадром, но это все равно про те ценности, идеи и теории, о которых мы все иногда думаем или говорим на разных этапах жизни. Может быть, это происходит в значимые политические моменты, может быть, во время трагедий, но мы начинаем вести эти разговоры. И такие фильмы, как этот, дают нам возможность поразмышлять.

Нескромное обаяние пинку-эйга: «Отель любви» Синдзи Сомаи

    «Отель любви», режиссер Синдзи Сомаи, 1985 «Отель любви», режиссер Синдзи Сомаи, 1985
«Отель любви», режиссер Синдзи Сомаи, 1985 «Отель любви», режиссер Синдзи Сомаи, 1985

Эссе Metrograph по случаю перевыпуска культового фильма, относящегося к жанру пинку-эйга — так называемых розовых фильмов, где важное место занимают криминал, насилие и эротика, а ключевая роль была отведена женщине. В тексте рассматривается место «Отеля любви» в истории провокационного жанра и карьере Сомаи, новаторский подход режиссера и его последователи.

  • В 1971 году, на фоне финансовых потрясений, некогда великая киностудия Nikkatsu решает обратиться к неизменно популярному жанру пинку-эйга в качестве последней надежды остаться на плаву. Так появился цикл секс-фильмов под названием Roman Porno [В честь киноленты «Роман в полдень» (1971) Сёгоро Нисимуры — прим. ИК].
  • Тогда же на Nikkatstu стажировался в качестве помрежа Синдзи Сомаи, понимавший, что в японском кино переходный период, а привычная ему традиция теряет актуальность.
  • В 1985 году он снимает будущую классику Roman Porno — «Отель любви». На это у режиссера уходит всего десять дней, несмотря на сложное художественное оформление и отточенную операторскую работу.
  • Длинные дубли, часто выполняемые с помощью сложных движений камеры на подъемных кранах, стали одной из фирменных черт Сомаи. Они служили не только формальным выражением режиссерского видения, но и «мостиком» к традиции, когда существовали хорошо финансируемые студии со штатными мастерами. Сомаи унаследовал техническое мастерство Nikkatstu и выбрал длинный дубль как средство исследования человеческих тел в движении.
  • Секс в «Отеле любви» не способствует углублению или поддержанию человеческих отношений, а служит лишь передышкой от сокрушительного контакта с реальностью бытия собой.
  • Другая фирменная черта Сомаи — ролевые игры: актеры одновременно воспроизводят социальные паттерны и совершают трансгрессивный акт против общественных обычаев и структур. В итоге персонажи не преуспевают ни в конформизме, ни в революции, но режиссер изображает пространство вымысла, где — пусть и на время «спектакля» — все возможно.
  • Спустя десятилетия диегетическое «актерство» Сомаи как метод самопознания подхватывает Рюсукэ Хамагути. Наиболее ярко это проявляется в третьем сегменте «Случайностей и догадок» (2021), когда двое незнакомцев достигают эмоциональной развязки через ролевую игру.

«Догма-95» и возникновение цифрового кино

    «Торжество», режиссер Томас Винтерберг, 1998 «Торжество», режиссер Томас Винтерберг, 1998
«Торжество», режиссер Томас Винтерберг, 1998 «Торжество», режиссер Томас Винтерберг, 1998

В эссе Criterion Collection экспериментальное движение рубежа веков рассматривается с точки зрения вклада в развитие «цифровой» эстетики кинематографа и особых отношений реальности и вымысла в фильмах «Догмы».

  • «Сегодня бушует технологическая буря, результатом которой станет окончательная демократизация кино», — таким было одно из многочисленных заявлений в манифесте. На рубеже тысячелетий именно представители «Догмы 95» выпустили первые полнометражные фильмы в цифровом формате, внезапно обретя единомышленников в другой части света и индустрии — создателях неожиданно популярного хоррора «Ведьмы из Блэр» (1999).
  • Работы Томаса Винтерберга, Ларса фон Триера и Хармони Корина на рубеже веков сформировали эстетику «Догмы»: ручная цифровая съемка со стандартным разрешением, бледная палитра, головокружительное панорамирование, провокационные темы и содержание. Самым же заметным ее наследием, возможно, является «Обет целомудрия»: запрет на студийные съемки, обработку звука, штативы и операторские тележки, искусственное освещение, «искусственное действие» и громоздкие атрибуты профессионального кинопроизводства.
  • От авангарда 1920‒1960-хх «Догма» отличалась относительной незаинтересованностью в формальных инновациях. Акцент делался на сценарий и исполнение, а визуальная специфика проявлялась в том, как фильмы используют неотшлифованную эстетику для изображения дестабилизирующих столкновений персонажей с реальностью.
  • Фильмы «Догмы» провокационным образом возродили спор о способности кинематографа запечатлеть непосредственно реальность — или создать собственную. Яркий пример — «Торжество», где конфликт поколений и классов соединяется с переходом от аналогового к цифровому. Техно-социальная революция представлена там в качестве пугающей перспективы, но в то же время — как нечто предрешенное.
  • Эстетика «сырого» цифрового видео, казалось бы, предлагает прямое окно в мир, хотя, как это ни парадоксально, является технологическим артефактом. Выходит, что «Догма» предсказала радикальную дестабилизацию реальности, которая стала обыденностью благодаря социальным сетям и телевидению. Сама реальность стала заражена перформансом, иллюзией и сюрреализмом.

Магический реализм и «аналоговое» воображение в картинах братьев Куэй

    «Настройщик землетрясений», режиссеры Стивен Куэй, Тимоти Куэй, 2005 «Настройщик землетрясений», режиссеры Стивен Куэй, Тимоти Куэй, 2005
«Настройщик землетрясений», режиссеры Стивен Куэй, Тимоти Куэй, 2005 «Настройщик землетрясений», режиссеры Стивен Куэй, Тимоти Куэй, 2005

В Лондоне идет выставка легендарных аниматоров под названием Dormitorium , где выставлены модели и элементы оформления их фильмов. В BFI вышло интервью с братьями об их тернистом пути к созданию первого за 19 лет кукольно-игрового фильма.

  • Близнецы Стивен и Тимоти Куэй всегда хотели придать своим рисункам «глубину, звук и музыку» и обратились к марионеткам, кукольной анимации, поскольку это не требовало большого бюджета. «Никто бы не доверил нам съемочную группу, мы были новичками», — вспоминают они.
  • Учитывая дотошный и кустарный подход братьев, а также нетипичный тон их мечтательно-пугающих работ, найти деньги на новые начинания было не так-то просто. Работа над «Санаторием под Клепсидрой» заняла 19 лет — причем большую часть времени они занимались другими проектами.
  • В «Санатории», основанном на прозе Бруно Шульца, писавшего в жанре магического реализма, разговоры ведутся на польском языке, чтобы передать тон и текстуру мира. Сами братья на нем не говорят, отчего диалоги тоже напоминают реди-мейд объекты.
  • Помимо двух преимущественно игровых полнометражных фильмов «Институт Бенжамента» (1995) и «Настройщик землетрясений» (2005) братья Куэй использовали людей и в анимационных короткометражках. Совмещение в кадре актеров и кукол позволяло создать две параллельные вселенные: «Вы вписываете мир живого действия в кукольные декорации, и получается своего рода размытие».
  • В мире Тимоти и Стивена большая роль отведена линзам, через которые показана вся материя. В их фильмах неподвижные на первый взгляд конструкции оживают благодаря внезапным переменам света и камере, исследующей каждый уголок пространства.
  • Сейчас братья Куэй снимают в 4K, но сохраняют «аналоговое» воображение и антикварный дух в противовес гиперсовременности. Их существа и миры сделаны из других предметов: ножниц, перьев, кукольных голов, мусора с блошиных рынков. Традиционные методы и ценности сохраняются: плотность, материальность, ручная работа. «Это все — немое кино», — говорят братья.

Реальность импрессионизма в «Песчаной розе» Антонио Реиса и Маргариты Кордейро

    «Песчаная роза», режиссер Антонио Реис, Маргарита Кордейро, 1989 «Песчаная роза», режиссер Антонио Реис, Маргарита Кордейро, 1989
«Песчаная роза», режиссер Антонио Реис, Маргарита Кордейро, 1989 «Песчаная роза», режиссер Антонио Реис, Маргарита Кордейро, 1989

Эссе Sabzian о дебюте режиссерского тандема — гипнотическом портрете художника-шизофреника Жайме Фернандеша, попавшего в психбольницу во времена репрессивного режима Салазара. Ключевая тема материала — как «напряжение между элементами фильма» позволяет зрителю ощутить мироощущение героя.

  • Подобно импрессионистам, Реис формировал образность фильма, отталкиваясь от четкого внутреннего видения (точное построение каждого кадра и ярко выраженная конструктивная логика их организации).
  • Однако вселенную Реиса невозможно понять, лишь выявляя его связь с авангардными движениями и передовыми кинематографическими техниками. Важную роль также играют его отношения с природой и древними культурными традициями, а режиссерский подход к построению кадра подвержен влиянию науки.
  • Реис не снимал документальный фильм об одном отступнике и тем более не занимался реконструкцией эпохи. Он работал исключительно с материалами и образами, существовавшими на момент создания фильма, воскрешая с их помощью все биографические, человеческие или психологические подробности. В этом смысле «Песчаную розу» можно отнести к докуфикшну.
  • В фильме нет ни сюжета, ни линейного повествования. Есть движение сквозь предметы и места, пространство и время. Кадры и композиции вытесняют друг друга, происходит систематическое разрушение рамок восприятия. Напряжение между элементами фильма (оттенками, визуальным и аудиальным пространствами) позволяет выплеснуть на экран внутреннюю жизнь Жайме, заставив зрителя ощутить его живописное мироощущение.

Вышел трейлер фильма «Апрель» Деи Кулумбегашвили

    «Апрель», 2024 «Апрель», 2024
«Апрель», 2024 «Апрель», 2024

Нина — опытная гинекологиня, которая делает незаконные аборты в грузинской глубинке (женщины обращаются к ней тайком от мужей и отцов). Когда во время родов умирает ребенок, ее обвиняют в халатности, а расследование инцидента грозит раскрыть ее тайну. Однако, несмотря на риски, Нина продолжает помогать людям. Мистическая драма, получившая Специальный приз жюри на прошлогоднем Венецианском кинофестивале, выйдет в США в апреле.