Не для кого не секрет, что многие игровые образы взяты из реальных культур, в The Elder Scrolls есть явные пересечения с культурными мотивами разных народов и множество отсылок к реально существующим или существовавшим ранее религиям. Но сегодня мы поговорим только об Oblivion и параллелях с христианством.
Любой, кто играл в Обливион, помнит, что пока горят огни в Храме Единого, мир смертных защищает барьер от орд даэдра. Мы так же помним, что императоры после Алессии, разжигали Драконьи Огни, чтобы сохранить барьер, а в 433 3Э Мартин Септим пожертвовал собой, чтобы навечно оградить Нирн от влияния даэдра. Это вы все и так знаете, а теперь о Христианстве.
- Огни в Храме Единого - это очевидное заимствование с алтаря в Храме Единого Бога в Иерусалиме, где горел жертвенный огонь (Исх 20:24, Лев 6:12).
- Договор между Алессией и Акатошем - это завет пророка Моисея с Яхве, который обещает покровительство иудеям в обмен на поклонение.
- Алессия восстает против рабовладельцев Айлейдов, точно так же как Моисей обращается против своих угнетателей.
- Концепт-арты Алессии и её официальные изображения в ESO рисуют её в короне с рогами быка. Алессия известна своими отношениями с крылатым быком Морихаусом. В Библии евреи делают из золотого тельца, своего рода икону Яхве (Исх 32:4–5)
- Жертва Мартина не дает Дагону поработить Нирн и души его жителей, точно так же как жертва Иисуса освобождает души людей от необходимости служить Началам и Властям. Если верить Посланию к Колоссянам врагами Иисуса были Начала и Власти (Кол 2:15) — ангельские сущности, правящие нашим миром (ср. Гал 4:3, Еф 6:12, Ин 14:30).
- В результате жертвы Мартина Септима разрушается купол Храма Единого. в момент смерти Иисуса разрушается завеса Иерусалимского храма (Мк 15:38).
Драконьи огни — как иудейский Закон для христиан — оказываются более не нужны, и старая традиция становится достоянием истории.
Идея Мантлинга
Если бы христианин попал в мир игры The Elder Scrolls. Там, скорее всего, путь, которым шел Христос, назвали бы «мантлинг». Это как если бы ты пытался быть похожим на Бога, чтобы стать ближе к нему. В христианстве это называется Воплощением Бога: Бог стал человеком, чтобы люди могли стать ближе к Богу.
Ровно тоже самое происходит, когда персонажи TES занимаются мантлингом. Например в DLC "Дрожащие острова" мы становимся безумным богом и получаете его силу. А в TES III Morrowind можно стать воплощением Неревара, совершая подвиги из легенд.
В основе христианства лежит идея Воплощения Бога: как вечный Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати. Апостол Павел говорит: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3:27).
Сердце мира
В TES III: Morrowind наш протагонист сталкивается с Сердцем Лорхана, которое является сердцем смертного мира в католицизме есть культ Святейшего Сердца Иисуса, а в версии кардинала Бальтазара, одного из самых известных богословов XX века, Сердце Иисуса приобретает черты трикстера, оно символизирует одновременно и Его любовь, и Его любящее безрассудство. Так и в The Elder Scrolls Сердце Лорхана одновременно олицетворяет любовь Лорхана к созданному смертному миру и его вероломный обман других божеств, которые положили часть себя для создания этого плана.
Бог Талос из вселенной The Elder Scrolls связяан с Лорханом. По сути Талос — это его воплощение. В Skyrim герой может встретить проповедника Хеймскра, который рассказывает о Талосе, почти как о Христе: «Воистину, любовь. Любовь! Даже будучи человеком, великий Талос заботился о нас. Ибо видел он в нас, в каждом из нас, будущее Скайрима! Будущее Тамриэля!»
Хеймскр говорит, что люди — дети Талоса, и что они будут править землей и небом. Хотя Талос совсем не похож на Иисуса из Библии тут явно есть отсылка к фразе «кроткие наследуют землю» из Евангелия от Матфея. (Мф 5:5).
Все вышеназванное не единственные пересечения с религией и эти референсы тонко вплетены в игру так, чтобы не выпячивать эту информацию наружу. И конечно же это не единственная религия и культура, на базе которой строятся сюжеты или даже истории целых регионов.
Кстати на заре истории в TES: Arena у игры были прямые аллюзии на христианство. Лор тогда еще не был сформирован и в игре можно было увидеть привычные образы католических священников с деревянными крестами на шее. В этой игре так же упоминались крестоносцы, дьявол и вообще были прямые параллели с христианской религией, хотя напрямую она и не называлась
Полное раскрытие описанных выше идей есть в статье нашего подписчика.