Поезд, в котором ехала Татьяна, прибыл на станцию точно вовремя. Елена сама поехала встречать дочь. Когда Таня вышла из вагона, та заключила ее в крепкие объятия, они давно уже не виделись, жаль, что встретились по такому поводу.
По глазам Елены было видно, что она долго плакала. Еще бы, свекровь была ей роднее матери, долгие годы они были друг для друга поддержкой и опорой, плечом и жилеткой. А теперь Елена осталась совсем одна.
Всю дорогу Таня тоже думала о бабушке. Она вспоминала, как они вместе проводили вечера, как бабуля любила за чашкой чая слушать, как Таня читает ей вслух. А какие сказки она рассказывала! Таких ни в одной книжке не найдешь.
Такая выдумщица она была, такая рассказчица замечательная. А какое тепло от нее исходило! Казалось, что она любит весь мир, каждую травинку, каждую мошку, все к ней тянулись, и она каждого готова была приласкать.
И Татьяну всегда учила никогда не отворачиваться от людей. Если можешь помочь – помоги. А трудолюбивая какая была! Никогда без дела не сидела. Когда в огороде работы не было, сидела, вязала все время, а потом раздавала носки, варежки.
Лена помогла дочке с багажом. Таня собиралась остаться на какое-то время. На работу ей не нужно было возвращаться, она договорилась, немного раньше времени начался отпуск. А вот матери поддержка не помешает.
В городе Таня жила, как она сама считала, достаточно неплохо. Она снимала однокомнатную квартиру вместе с коллегой. Та приехала из маленького городка и после окончания учебы тоже возвращаться не собиралась в родные места.
С Катей они дружили. Екатерина Дмитриевна работала в той же школе, что и Таня, только была учителем географии и была на несколько лет старше Татьяны. Это не мешало им найти общий язык.
Жили они спокойно, без излишеств, но всем были довольны. Обе с детства не привыкли жить на широкую ногу, да и на учительскую зарплату особо-то не разгуляешься. Замуж выходить тоже пока не собирались.
Катя, вообще, была одна и ни с кем не встречалась, а вот у Татьяны был поклонник, о котором мать пока еще ничего не знала. Таня ничего не рассказывала о своем ухажере, потому что не была уверена в том, что у них с ним что-то выйдет.
Вроде и парень хороший, тоже из села, работящий, приятный, но любовь до гроба Татьяна несколько иначе себе представляла. Ей хотелось, как и любой девушке, наверное, какой-то романтики, полета, а Костя ей этого не давал.
Они познакомились совершенно случайно в магазине, стали встречаться. Но, чем дольше продолжалось их общение, тем больше Таня понимала, что это не ее человек, а Костя никак не отставал. Он решил, что она его судьба, и все тут.
Он видел ее своей женой в дальнейшем. Еще бы. Симпатичная девушка, воспитанная, образованная. Такая и родителям понравится. А родителей Костя очень уважал и хотел поскорее познакомить их с Татьяной, да только она старалась оттягивать этот момент.
Несколько раз она пыталась порвать с Костей, но он, как будто, зациклился на ней. Это в какой-то момент стало доставлять ей неудобство. Она надеялась, что за то время, которое она будет дома, он окончательно успокоится и оставит ее в покое, может еще кого встретит. За несколько дней до отъезда она в очередной раз с ним объяснилась и, мягко говоря, отшила его.
Мать и дочь загрузили вещи в машину и поехали домой. Как здесь все знакомо! Только вокзал отремонтировали, да пара новых магазинов появилось. Остальное осталось неизменным, даже выбоина на дороге все та же.
- Похороны завтра? – спросила Таня тихо.
- Да. – сквозь слезы ответила Елена.
- Как это случилось? Ты мне ничего не рассказала по телефону.
- Все было, как обычно. Вечером улеглись спать, а она так и не проснулась. Тихо ушла, во сне. Ой… - тяжело вздохнула Лена и еще сильнее расплакалась, чуть не свернув с дороги от слез.
- Тише, тише. Успокойся. – гладила ее Таня по плечу.
- Все. Я в порядке. – вытирала Лена слезы.
- Ого. Новый мост! – удивилась Таня, когда они подъехали к реке, отделяющей ее родной дом от большого теперь села.
- Да. Новый. Только он теперь никому не нужен. – грустно ответила Елена.
- Это еще почему?
- Сама скоро все увидишь.
Когда они подъехали к дому, Таня поняла, почему мать так сказала. Деревня, как будто совершенно вымерла. Вместо привычного лая соседских собак тишина. Как будто вокруг не было ни души.
- Все разъехались? – спросила Таня с тоской в голосе.
- Да. Я тоже приняла решение за реку перебраться. Что мне здесь одной куковать? Раньше хоть вдвоем были. Бабушка уезжать не хотела. А теперь…
- Как же так… - не ожидала услышать такое Таня, хоть и понимала, что это, вероятно, однажды случится.
- Я нашла квартиру недалеко от станции, небольшая, конечно, в двухэтажном доме. Мне одной больше и не надо. Хозяйство продала, немного денег скопила. Как раз хватит. Жаль только, что дом не продать. Кому он здесь нужен? Так и развалится от старости.
- Мам, может быть ты лучше ко мне в город переберешься?
- Нет, доченька. Здесь у меня работа, все меня здесь знают. А там, кому я нужна?
- Мне нужна.
- Нет, Танюш. Я уже все решила. Завтра бабушку проводим, поминки отведем, и переезжать стану. Это Вас молодых в город тянет, а мне этого не нужно. Да и здесь уже почти целый город. Видела, как все здесь отстроилось? Говорят, что скоро многоэтажки строить начнут. Детский сад новый построили, больницу отремонтировали. А школа! Какую отгрохали! Не хуже, чем в городе. Процветает село.
- Но ты будешь одна. А так мы бы с тобой вместе, рядышком. Мне так тебя не хватает.
- А ты бы сама переезжала бы. А что? Тебя бы в школу взяли…
- Нет, мам. Это исключено. Ты же знаешь, я терпеть не могу это место.
- Ну, как хочешь. Пойдем в дом, займемся приготовлениями. Устала поди с дороги?
- Нет. Не устала. – ответила Таня и зашла в дом.
Здесь все так же, как и раньше. Только бабушки не хватает в ее любимом кресле у окна. Клавдия Ивановна любила сидеть вот так и смотреть на реку, которую отлично было видно из окошка. Много времени бабуля так провела. А теперь ее нет.
У Татьяны сердце сжималось от тоски. Весь оставшийся день они с матерью хлопотали по хозяйству, знали, что много народу придет проститься с Клавдией Ивановной. Ее все любили, все уважали.
Вечером Таня отправилась к реке. Она долго смотрела на воду, как когда-то в детстве и думала. Жаль, что мать отказывается уехать с ней. Как она одна теперь? продолжение