Найти в Дзене
малинка

За речкой. Часть 1.

- Бабуль, ну погадай мне. – уговаривала тринадцатилетняя Таня бабушку. - Не буду. Мать снова заругается. - Ну, бабуль. Мы же тихонечко. Она не узнает. - Ладно. Все-равно ведь не отстанешь. – достала Клавдия Ивановна из кармана потрепанную колоду карт и стала делать расклад. Она не была гадалкой, так, для развлечения иногда раскладывала карты, а внучке казалось, что все это всерьез. Иначе, с чего бы так маме ругаться? Татьяна внимательно следила за руками бабули и думала о своем, внутри все трепетало. Бабушка непременно нагадает ей счастье и хорошую жизнь. - За речкой, Танька, твое счастье. – хитро улыбаясь, говорила Клавдия Ивановна. - За речкой? Я думала в городе. – разочарованно протянула девчонка. - Говорю же, за речкой. Или ты, что, не веришь? – с такой же хитрецой во взгляде спрашивала бабуля. - Каждый раз одно и то же. За речкой! За речкой! Нет там ничего хорошего, за этой речкой! - Тогда и не приставай ко мне больше. – усмехнулась Клавдия Ивановна. - Мам, ну Вы снова за свое! Пу

- Бабуль, ну погадай мне. – уговаривала тринадцатилетняя Таня бабушку.

- Не буду. Мать снова заругается.

- Ну, бабуль. Мы же тихонечко. Она не узнает.

- Ладно. Все-равно ведь не отстанешь. – достала Клавдия Ивановна из кармана потрепанную колоду карт и стала делать расклад.

Она не была гадалкой, так, для развлечения иногда раскладывала карты, а внучке казалось, что все это всерьез. Иначе, с чего бы так маме ругаться? Татьяна внимательно следила за руками бабули и думала о своем, внутри все трепетало. Бабушка непременно нагадает ей счастье и хорошую жизнь.

- За речкой, Танька, твое счастье. – хитро улыбаясь, говорила Клавдия Ивановна.

- За речкой? Я думала в городе. – разочарованно протянула девчонка.

- Говорю же, за речкой. Или ты, что, не веришь? – с такой же хитрецой во взгляде спрашивала бабуля.

- Каждый раз одно и то же. За речкой! За речкой! Нет там ничего хорошего, за этой речкой!

- Тогда и не приставай ко мне больше. – усмехнулась Клавдия Ивановна.

- Мам, ну Вы снова за свое! Пусть уроки делает! – недовольно говорила Елена, увидев, чем занимаются ее свекровь и дочь.

- Лен, не ругайся. Мы же так, не всерьез. – улыбалась Клавдия Ивановна, сгребая карты в кучку.

- Ладно. Чего хоть нагадали-то? – смягчилась Елена.

- Тоже самое. – буркнула Таня и уткнулась в учебник литературы.

- Мам, не забивай ты голову ей всякой ерундой. Ей об учебе думать надо, а не о женихах. Маленькая еще слишком.

- А я о женихах и не думаю! - возразила Татьяна.

- Вот и умница. – улыбнулась Елена и снова вышла во двор.

Жили они втроем, в стареньком, но добротном доме на окраине небольшой деревушки. Елена уже почти тринадцать лет, как вдовствовала. Мать ее покойного мужа Клавдия Ивановна тоже была вдовой, несколько лет назад Елена уговорила ее перебраться к себе.

Жалко ей было одинокую старушку, а так хоть за внучкой присматривает. Да и сама под присмотром. Все-равно, роднее друг друга у них никого нет. Жили они дружно, мирно. Не богато, но и не бедно.

Елена работала на железнодорожном вокзале, билеты продавала, свекровь пенсию получала, дочь тоже по утрате кормильца, так и тянули. Деревня, в которой они жили, располагалась на берегу реки.

Да и деревней-то уже сложно было назвать это место, несколько жилых дворов осталось, остальные все давно уже за реку перебрались, на противоположном берегу было огромное село. Там и школа была, где Таня училась, и Ленина работа, магазины, больница, все.

Только они не собирались переезжать. Дорого им было это место. Лена здесь родилась и выросла, да и свекровь ее тоже, раньше большая деревня была. Дом у них был хороший, хозяйство, огород, как оставить? Вот и жили.

У Елены был автомобиль, достался от мужа покойного. Она выучилась и стала сама ездить. Дочку в школу возила, на работу ездила, не жаловались, помощи ни у кого не просили. Только Таня мечтала о городе. Она мечтала стать учителем, как ее покойный отец. Он работал в школе, когда она была еще на этом берегу реки, когда деревня еще была живой.

Знала об этом Таня только по рассказам матери и бабушки. Сама она отца не помнила, да и не могла его помнить. Когда он трагически погиб, ей еще и года не было. Провалился под лед зимой, пытаясь перебраться через эту реку, которую Таня ненавидела всей душой и хотела поскорее с ней распрощаться.

Она мечтала уехать подальше от этого места, но, уж точно, не в поселок за рекой. Ей там совсем не нравилось, поэтому и злилась так, когда бабушка говорила ей о том, что счастье ждет ее за речкой.

Елена поддерживала свою дочь в ее стремлении стать учителем. Она следила за тем, чтобы Таня не отлынивала от учебы, чтобы много читала. Сама она высшего образования получить так и не смогла, так пусть хоть дочь выучится и обретет профессию мечты.

Только вот Клавдия Ивановна не хотела, чтобы внучка уезжала в город. Она считала, что нет там ничего хорошего. Кто ее там ждет, девчонку из деревни? Там таких очень много, и не каждый находит там себя.

Она переживала за внучку и всегда расстраивалась, когда та начинала строить планы, мечтать. Ведь потом разочаровываться больно. Она, вообще, считала, что образование для женщины не так уж и важно.

Она ведь прожила всю жизнь, едва писать умея, и ничего. Грех жаловаться. Счастливая жизнь была, сытая. Мужа своего она очень любила, сына вырастила. Не думала она, конечно, что те так рано уйдут. Зато пока живы были, все было хорошо.

Да и сейчас она не жаловалась, ведь невестка у нее какая замечательная, заботливая. Не бросила ее доживать век в одиночестве, к себе забрала. А ведь в свое время она сама сыну ее сосватала, чуть ли не с рождения знала Лену. Семья у нее была хорошая, да вот только тоже рано все ушли из жизни.

Несмотря на предсказания бабули, когда Татьяна закончила школу, уехала в город учиться. Клавдии Ивановне так и не удалось ее отговорить. А ведь могла бы поступить и поближе куда-нибудь, например в новый колледж за речкой, если уж так учиться хочется.

То село очень быстро развивалось и росло, там была железнодорожная станция, было там абсолютно все, что нужно. Но Татьяна даже и слышать не хотела о том, чтобы остаться. День, когда она узнала о том, что поступила в педагогический институт Таня называла самым счастливым в своей жизни.

Елена отпускала дочь со спокойным сердцем, в отличие от Клавдии Ивановны. Елена была уверена в том, что Таня не пропадет. Она хотела для своей единственной дочери только самого лучшего, как и любая мать, и, раз уж она так решила, пусть так и будет. А вернуться, если что, никогда не поздно.

Привыкнуть к городской жизни Татьяне было непросто. Но она справилась, конечно же. Училась она отлично, жила в общежитии, подружек завела. Все было замечательно. Только мать и бабушку редко навестить удавалось, слишком далеко.

Конечно, она скучала, но даже не думала вернуться. Свою дальнейшую жизнь она видела только в городе. После окончания института Таня устроилась в обычную общеобразовательную школу, чем очень гордилась. Она была учителем русского языка и литературы, работу свою обожала.

Когда Татьяна Петровна уже отработала в городе три года, мать сообщила ей печальную новость. Бабушка скончалась. Елена попросила дочь приехать. Конечно же, Таня не смогла отказать. Да и не собиралась, в общем-то, как можно?

Это случилось за несколько дней до предстоящего отпуска. Татьяна отпросилась с работы и с огромной болью в сердце поехала домой, для того чтобы проститься с любимой бабулей. Она еще не представляла, какие перемены ждут ее дома. продолжение