Найти в Дзене
Православная Жизнь

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим – по-народному Вербное воскресенье – переходящий двунадесятый праздник, которым Церковь вспоминает одно из важнейших событий мессианского служения Господа Иисуса Христа (Мф.21, Мк.11, Лк.19, Ин.12).

Незадолго до совершения Спасителем Искупления, в Иерусалим, как и каждый год, пришло множество паломников, чтобы отпраздновать еврейский Песах – избавление от египетского рабства. Пришел в святой город и Христос с учениками.

О чуде воскрешения Господом его друга Лазаря, которое совершилось незадолго до этого, знали уже во всей Святой земле (Ин. 11), и почти все уверовали, что Иисус и есть обещанный Спаситель.

Духовные и политические лидеры народа Божьего озлобились, не вразумившись чудом, и захотели убить Христа и Лазаря. Это свидетельствует о дьявольском состоянии их душ – они уже понимали Кто есть Мессия, но больше возлюбили власть и богатство, нежели истину, и не приняли Его.

Народ же вышел встречать Спасителя, Который приближался к городу. Но даже признавая в Иисусе Мессию, очень многие, как и первосвященники с фарисеями и саддукеями, и как современные иудеи, ждали от Него не истины о спасении души, а изгнания римских оккупантов и политической гегемонии еврейского народа. И действительно: через несколько дней часть кричавших "осанну" первосвященники подговорили кричать Пилату об изувеченном и окровавленном Господе: «Распни Его!». Божественное чудо с Лазарем больше не трогало сердца людей после того, как Спаситель пошел на поражение с точки зрения мира сего и на победную битву с грехом, смертью и дьяволом.

-2

Хотя о Мессии, восседающем на осле, было пророчество Захарии, возможно, что некоторые из людей с такими чаяниями сильно удивились, когда Христос въехал в Иерусалим не на резвом скакуне, как и подобает Царю, а на осле – вьючном животном, на котором, в числе прочего, возят и пищу. Мессия идет, чтобы стать Пищей людей, Святым Причастием. Пища – это жизнь, а Пища, сшедшая с небес, – это жизнь с избытком (Ин. 6, Ин. 10:10).

Другой символизм ослика заключается в мирном духе грядущего Божьего Царства и предвечной кротости Сына Божьего, восседающего на Своем творении. Блаженный Феофилакт Болгарский писал также, что будучи упрямым животным, осел символизирует языческие народы, многим людям которых вскоре после завершения мессианского служения Христа предстоит принять истинную веру.

Важно и то, что Господь должен был просто внешне исполнить вышеназванное пророчество:

«...торжествуй, дщерь Иерусалима: вот, Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

Все ликовали и кричали:

«Осанна (спасай нас)! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!».

Люди постилали перед Христом одежды и ветки пальмы – ткань спасала от дорожной пыли, поднимаемой, будто войсками древних царей-победителей людьми, шедшими с Христом, а ветви были символом победы.

-3

О постилании одежды перед шествием царя написано и в Ветхом Завете: после помазания Елисеем на царство Ииуя слуги нового правителя делали это, подкладывая свои вещи на ступени, а потом трубили и восклицали: «воцарился Ииуй!» (4 Цар 9:13).

Атрибутикой древнего еврейского праздника кущ, установленного Богом через Моисея и длившегося семь дней, были ветви красивых и широколиственных деревьев, пальмовые ветви и вербы речные (Лев. 23:34-44). Пальмовыми ветвями встречали и первосвященника Симона, освободившего Иерусалим от эллинского язычества (1 Макк. 13:51).

На Божественной Литургии Вход Господень в Иерусалим символизирует Великий вход, с которого начинается Литургия верных, и на котором верующие впервые видят сосуды с Дарами – хлебом и вином. Далее Святой Дух по молитве священника пресуществляет их в Тело и Кровь Христовы.

-4

Как евреи в древности выражали радость об избавлении от египетского рабства с помощью вербных прутьев с пушистыми соцветиями, так в знак радости об избавлении от греха это стали делать православные христиане. Полный чин освящения ваий совершают на всенощной, предшествующей праздничной Литургии.

Если человек никогда не интересовался Богом и Церковью, а жил в грехе, но в итоге взыскал Христа, избавившего его от мук, причиняемых страстями, то такие обычаи верующих как освящение верб, куличей, фруктов, ажиотаж вокруг Крещенской воды, и прочее, его, как правило, не сильно интересуют и после воцерковления. Такой верующий живет Причастием, потому что вышеназванные обычаи для спасения не обязательны.

Люди же, которые наполняют храмы в святые дни с особыми традициями, а потом не появляются там по воскресеньям, видимо, не особенно мучаются от грехов. Их мотивация связана с позитивными душевными ощущениями от изредка посещаемого храма, исполнения народной традиции, а благодать вербочки им нужна по каким-то утилитарно-мистическим соображениям, похожим на языческие. Даже если человек не является страшным грешником, но не интересуется Христом, спасение ему все равно требуется (Лк. 13:25-27).

-5

Ажиотажем вокруг вербочек пользуются священники, и в проповеди разъясняют "захожанам", что Церковь – не место, вносящее разнообразие в обыденность, а источник полноценной жизни. Благодаря этому среди нас есть и те, кто прежде воспринимал святые дни просто как народный обычай.