Что вы будете делать, если сломается телефон или телевизор? Вероятно, пойдете в официальный сервис, если еще действует гарантия, или в ближайший к дому, если она кончилась и вы хотите сэкономить. Но решение проблемы оказывается не таким уж простым.
Крупные компании ограничивают право людей на ремонт, принуждая пользоваться услугами официальных сервисных центров — они не продают критически важные детали независимым мастерским, не выпускают подробные инструкции по ремонту, используют софт для отслеживания неоригинальных деталей. В итоге пользователям приходится переплачивать за ремонт, а порой и вовсе покупать новую технику. В США с этим активно борются — в частности, этим занимается движение Right To Repair. Рассказываем, чего оно достигло.
Корпорации ограничивают наше «право на ремонт» многими способами, в том числе весьма неожиданными
Право на ремонт — это возможность владельцев чинить свои устройства без ограничений со стороны производителей. Звучит, как что-то очевидное, и, главное, доступное большинству людей. Но все несколько сложнее.
Например, некоторые производители электроники, автомобилей, сельскохозяйственной техники и медицинского оборудования ограничивают продажу комплектующих и инструментов для ремонта — и предоставляют их только официальным дилерам.
Кроме того, компании стараются ограничить использование деталей чужого производства. Так, Apple препятствует установке неоригинальных экранов и аккумуляторов в телефоны. Они автоматически определяют «неродную» деталь, после чего гаджет перестает нормально функционировать — например, отключаются True Tone и Face ID.
Другой способ контроля — отсутствие подробных инструкций по ремонту. Сложно представить, чтобы в коробке с айфоном нашлось руководство, как заменить ту или иную деталь. Полноценных инструкций давно уже нет даже в современных автомобилях.
Более замысловатый способ сделать технику неремонтируемой — изменить ее конструкцию. В погоне за компактностью современные компьютеры больше не состоят из отдельных, легко заменяемых элементов. Вместо этого большинство ключевых деталей спаяны в единую материнскую плату, которую придется менять целиком в случае поломки. И чтобы поменять одну маленькую неработающую деталь, придется платить за всю новую плату.
Разобрать некоторые современные устройства тоже непросто, например, Apple Watch — это практически цельная конструкция, соединенная при помощи клея. Починить ее самому, во-первых, сложно, а во-вторых, опасно — можно легко испортить весь гаджет.
Еще один способ ограничить право на ремонт — юридический. При обращении в неофициальный сервис пользователи зачастую автоматически теряют гарантию. Поэтому они вынуждены обслуживать технику у производителя по более высокой цене.
Программное обеспечение — такой же важный элемент устройств, как и железо, и производители этим пользуются. В США компании делают невозможной замену некоторых деталей без установки специального софта (иначе они просто не будут работать), но необходимое ПО производители не передают сторонним ремонтным сервисам, ссылаясь на закон об авторском праве, принятый еще в 1998 году.
Вот как это работает. Если в холодильнике General Electrics выйдет из строя ледогенератор, а владелец решит самостоятельно заменить сломанную деталь, ему мало будет лишь устранить поломку. Предстоит также перепрограммировать материнскую плату холодильника с помощью ПО производителя. Доступ к нему продается по подписке SmartHQ за 919 долларов в год, а еще 199 долларов стоит специальный кабель. В сумме ремонт обойдется дороже, чем новый холодильник.
В продолжение:
Зачем это компаниям
Как с этим борются в мире
Как обстоят дела с «правом на ремонт» в других странах