Кинопремьера, случившаяся несколько лет назад и получившая в российском прокате название «Хребет дьявола», вызвала путаницу из-за совпадения с названием знаменитого фильма Гильермо дель Торо 2001 года. Хотя, возможно, прокатчики намекали на лавкрафтовские мотивы, присутствующие в картине. Тем не менее, приписывать фильму исключительно жанр ужасов было бы неправильно. Он представляет собой скорее эклектичное сочетание криминальной драмы, готической атмосферы и элементов нуара, с лишь лёгким оттенком хоррора.
Вместо классических «монстров», фильм фокусируется на запутанном сюжете, последовательности загадок и тайн, которые раскрываются постепенно, создавая напряжение и интригу. Это делает его ближе к атмосферному детективу, нежели к стандартному фильму ужасов. Темп повествования замедленный, некоторые зрители могут посчитать его излишне медленным, но именно это неторопливое раскрытие сюжета, погружение в атмосферу таинственности – является, на мой взгляд, сильной стороной картины.
Картина рассказывает о группе молодых исследователей, обнаруживших на старых картах Кентукки (точнее, в его горной, заселенной шахтерами части, расположенной в Аппалачских горах ) «исчезнувший город». Город присутствовал на картах 70-ых годов, а затем бесследно исчез. Нет ни следов самого города, ни дорог, ведущих к нему. Единственная зацепка – рассказы о крупном пожаре в местных угольных шахтах, в результате которого погибло или пропало без вести большое количество людей.
Изыскатели, в основном молодые и энергичные люди, мотивированные желанием найти что-то уникальное и ценное, направляют свои усилия на поиски этих шахт, полагая, что в них находится антрацит исключительного качества – редкая и дорогая разновидность угля с высокой теплотворной способностью. Они верят в легенду о богатых месторождениях, скрытых глубоко под землей, и это обещает им огромную прибыль.
По мере их расследования, поисковики сталкиваются с местными жителями, которые отличаются осторожностью, а некоторые и явно враждебностью к «чужакам». В этих горных районах с их сложной историей, длительной изоляцией и традициями, посторонние встречают не всегда дружелюбный прием. В основе местного неприятия лежит не только нежелание нарушать устоявшийся уклад жизни, но и боязнь того, что появление исследователей может привлечь внимание к тайнам, которые местные жители предпочитают хранить.
Очевидно, что пропавший город хранит в себе не только богатства, но и мрачные секреты, связанные с несчастьями прошлого. Это приводит к тому, что поиски антрацита превращаются в настоящее расследование, в процессе которого исследователи натыкаются на ужасающие факты о прошлом этого региона. Они находят доказательства не только пожара в шахтах, но и скрываемых преступлений, заговоров, и даже мистических событий, которые добавляют сюжету несколько ужасающих ноток, хотя это не становится главным фокусом фильма.
Тайна исчезнувшего города становится всё более запутанной, привлекая внимание не только исследователей, но и местной полиции, представителей корпораций, заинтересованных в добыче угля, и даже тайных организаций. Фильм в своей основе —не столько история о поиске богатств, сколько триллер о заговорах, тёмных тайнах прошлого и человеческой жажде наживы. С каждым раскрытием новой загадки интрига усиливается, а угроза для исследователей растет.