Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Запретная зона: что скрывают шахты Кентукки?

Кинопремьера, случившаяся несколько лет назад и получившая в российском прокате название «Хребет дьявола», вызвала путаницу из-за совпадения с названием знаменитого фильма Гильермо дель Торо 2001 года. Хотя, возможно, прокатчики намекали на лавкрафтовские мотивы, присутствующие в картине. Тем не менее, приписывать фильму исключительно жанр ужасов было бы неправильно. Он представляет собой скорее эклектичное сочетание криминальной драмы, готической атмосферы и элементов нуара, с лишь лёгким оттенком хоррора.

Вместо классических «монстров», фильм фокусируется на запутанном сюжете, последовательности загадок и тайн, которые раскрываются постепенно, создавая напряжение и интригу. Это делает его ближе к атмосферному детективу, нежели к стандартному фильму ужасов. Темп повествования замедленный, некоторые зрители могут посчитать его излишне медленным, но именно это неторопливое раскрытие сюжета, погружение в атмосферу таинственности – является, на мой взгляд, сильной стороной картины.

Картина рассказывает о группе молодых исследователей, обнаруживших на старых картах Кентукки (точнее, в его горной, заселенной шахтерами части, расположенной в Аппалачских горах ) «исчезнувший город». Город присутствовал на картах 70-ых годов, а затем бесследно исчез. Нет ни следов самого города, ни дорог, ведущих к нему. Единственная зацепка – рассказы о крупном пожаре в местных угольных шахтах, в результате которого погибло или пропало без вести большое количество людей.

Изыскатели, в основном молодые и энергичные люди, мотивированные желанием найти что-то уникальное и ценное, направляют свои усилия на поиски этих шахт, полагая, что в них находится антрацит исключительного качества – редкая и дорогая разновидность угля с высокой теплотворной способностью. Они верят в легенду о богатых месторождениях, скрытых глубоко под землей, и это обещает им огромную прибыль.

По мере их расследования, поисковики сталкиваются с местными жителями, которые отличаются осторожностью, а некоторые и явно враждебностью к «чужакам». В этих горных районах с их сложной историей, длительной изоляцией и традициями, посторонние встречают не всегда дружелюбный прием. В основе местного неприятия лежит не только нежелание нарушать устоявшийся уклад жизни, но и боязнь того, что появление исследователей может привлечь внимание к тайнам, которые местные жители предпочитают хранить.

Кадр из фильма «Хребет дьявола» (2021)
Кадр из фильма «Хребет дьявола» (2021)

Очевидно, что пропавший город хранит в себе не только богатства, но и мрачные секреты, связанные с несчастьями прошлого. Это приводит к тому, что поиски антрацита превращаются в настоящее расследование, в процессе которого исследователи натыкаются на ужасающие факты о прошлом этого региона. Они находят доказательства не только пожара в шахтах, но и скрываемых преступлений, заговоров, и даже мистических событий, которые добавляют сюжету несколько ужасающих ноток, хотя это не становится главным фокусом фильма.

Кадр из фильма «Хребет дьявола» (2021)
Кадр из фильма «Хребет дьявола» (2021)

Тайна исчезнувшего города становится всё более запутанной, привлекая внимание не только исследователей, но и местной полиции, представителей корпораций, заинтересованных в добыче угля, и даже тайных организаций. Фильм в своей основе —не столько история о поиске богатств, сколько триллер о заговорах, тёмных тайнах прошлого и человеческой жажде наживы. С каждым раскрытием новой загадки интрига усиливается, а угроза для исследователей растет.