Здравствуйте, уважаемые читатели, подписчики и посетители нашего канала!
Мы продолжаем наши разговоры о славянской азбуке. В прошлый мы говорили о том, когда в принципе возникла славянская письменность и пришли к выводу, что какие-то разновидности письма применялись славянами до Кирилла и Мефодия. Солунские братья лишь приспособили существующий алфавит, использовавшийся в Византии и Западной Европе, для славянского языка. Ознакомиться с этой статьей можно по ссылке:
Мы также отметили, в конце X в. у славян существовало две полноценных азбуки. Первая получила наименование "кириллица", вторую же принято называть "глаголицей". Кириллица - тот самый алфавит, которым мы с вами пользуемся до сих пор. Глаголица, в целом, сходна с ней по составу букв и их расположению, однако существенно отличается графически. Какую же азбуку создали Кирилл и Мефодий? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. Кириллица названа по имени одного из братьев. Следовательно, именно ее и создали Константин Философ (в монашестве - Кирилл) и Мефодий. Однако в действительности ситуация не столь проста и однозначна. Само слово "кириллица" применительно к тому алфавиту, который мы используем в настоящее время, стало использоваться относительно поздно (не ранее XV в.). Таким образом, аргументация "от наименования" в данном случае не работает. Так что же появилось раньше? Кириллица или глаголица? Попытаемся разобраться в этом вопросе ниже.
Глаголическая теория Павла Йозефа Шафарика
Начать наш разговор следует с того, что до середины XIX в. в научных кругах по вопросу о первоначальном славянском алфавите никаких дискуссий не велось. Абсолютно все были убеждены, что Кириллом и Мефодием была создана кириллица. О существовании глаголицы знали, но считали, что эта система письма появилась сравнительно поздно. Ситуация стала меняться, когда началось систематическое изучение древнейших глаголических рукописей. Тогда-то и удалось установить, что они не только не уступают в древности кириллическим манускриптам, но даже превосходят их в этом отношении. Древнейшие из них по языковым особенностям относятся к X-XI вв.
В этой ситуации встал вопрос о пересмотре существующих в науке взглядах. Ревизия представлений была выполнена Павлом Йозефом Шафариком - одним из наиболее квалифицированных славистов своего времени. Именно он сформулировал концепцию, которую можно назвать глаголической теорией.
По мнению Шафарика, Константин-Кирилл и Мефодий создали не кириллицу, а глаголицу. В целом, данная точка зрения прижилась в историографии. В настоящее время глаголическую теорию разделяет подавляющее большинство исследователей. Любопытно, что аргументы в пользу создания Кириллом и Мефодием глаголицы со времен Шафарика почти не менялись. Изложим их ниже:
1. Рукописи, выполненные глаголицей, в целом, древнее кириллических.
2. Язык наиболее ранних глаголических памятников имеет чешско-моравские особенности. Как известно, Кирилл и Мефодий работали именно в Великой Моравии. Перевод богослужения на славянский язык осуществлялся в землях этого государства.
3. В "Сказании о письменах" черноризца Храбра отмечается, что Константин Философ изобрел азбуку из 38 букв. Данное число лучше подходит к глаголице, чем к кириллице.
4. Существуют глаголические палимпсесты - рукописи, в которых кириллический текст написан поверх глаголического. Обратные примеры не зафиксированы (как выразился один мой знакомый лингвист: глаголица выглядывает из-под кириллицы, а не наоборот).
5. Форма глаголических графем свидетельствует об индивидуальном творчестве ее составителей.
6. В приписке к рукописи Толковых пророков 1047 г. ее переписчик по имени Упырь Лихой утверждал, что переписал книгу "ис куриловице". Его рукопись была написана кириллицей. Зачем это было уточнять? Предполагается, что в его распоряжении был глаголический манускрипт, который он перевел на кириллические буквы. В этом случае приходится также допустить, что в XI в. кириллицей называли именно глаголицу, современный же алфавит не имел названия.
Историю славянского алфавита сторонники теории П.Й. Шафарика изображают следующим образом. Сначала Константин-Кирилл и Мефодий создали глаголицу. Потом их ученики под давлением Рима, считавшего недопустимым богослужение не на латыни и греческом, были вынуждены покинуть Моравию и перебрались в Болгарию. Там они создали кириллицу. Долгое время обе азбуки применялись параллельно. Полное вытеснение глаголицы произошло к XII в. Она сохранилась лишь в Хорватии, где прожила до начала XX в.
Альтернативные точки зрения
Внимательный читатель, должно быть, уже заметил, что доводы П.Й. Шафарика и его эпигонов не являются неопровержимыми. В частности, не возможно определить, насколько глаголические рукописи древнее кириллических. Формулировка "ис куриловице" может быть истолкована как "из источника" ("курелъкъ" - образец). Существование палимпсестов и вовсе свидетельствует не о большей древности глаголицы, а о том, что на определенном этапе она стала выходить из употребления (что, в общем-то, факт общеизвестный). Общая слабость аргументации "общепризнанной" теории привела к возникновению самых различных трактовок вопроса о первоначальном славянском алфавите. И нет, в данном случае речь идет вовсе не о эзотерических концепциях, а о вполне обоснованных теориях, которые публиковались в научных изданиях. В частности, еще в третьей четверти XX в. высказывались мнения о первичности кириллицы. Такого мнения придерживался известный советский специалист по истории письма В.А. Истрин. Наиболее значимый его аргумент сводится к тому, что в "Сказании о письменах" черноризца Храбра разделении букв в азбуке, созданной Кириллом и Мефодием, на две категории: "по чину греческих письмен" и "по славянской речи". По мнению В.А. Истрина, среди глаголических букв нет таких, которые похожи на греческие. Для кириллицы же, основанной на греческом алфавите, утверждение Храбра справедливо. При этом исследователь допускал, что до создания алфавита солунскими братьями существовала протокириллица, которая и легла в его основу. Г.М. Прохоров высказывал мнение о том, что глаголица возникла задолго до Кирилла и Мефодия и была создана в VII в. на основе восточных алфавитов. Позже солунские братья создали кириллицу, приспособив греческий алфавит для записи славянского языка. Довольно любопытную концепцию развития славянской письменности предложил болгарский исследователь Е. Георгиев. По его мнению, Константин и Мефодий создали глаголицу. Кириллица же начала складываться самостоятельно, до миссии солунских братьев на основе греческого алфавита как стихийное использование его букв. Впоследствии она была доработана на основе глаголицы и превратилась в полноценный алфавит. Следует отметить также точку зрения Н.Н. Дурново, который считал, что кириллица и глаголица - это фактически не два разных алфавита, а два разных типа одной системы письма. Данное мнение подтверждается тем, что строй кириллицы и глаголицы, в целом, сходен. Они близки по составу букв и совпадают по их последовательности.
Что же было раньше?
Как видите, недостатка в гипотезах, в том числе - достаточно смелых, в науке нет. Данных мало, а интерпретаций имеющихся сведений - великое множество. И вопреки мнению сторонников глаголической теории Шафарика вопрос о том, что же именно создали Кирилл и Мефодий, до сих пор не закрыт. Однако читатель наверняка ждет, что автор выскажет свою точку зрения по проблеме. Что же, извольте. Я ее выскажу. Хотя источники содержат недостаточные и противоречивые данные, нам абсолютно точно известны следующие факты:
1. Кирилл и Мефодий создали какую-то славянскую азбуку.
2. Солунские братья владели греческим, еврейским и сирийским письмом.
2. В основу азбуки они положили греческий алфавит, дополнив его литерами для обозначения звуков, которых нет в греческом языке, но есть в славянском. В этом плане кириллица и глаголица совпадают.
3. Обе азбуки сходны по составу, но отличаются по графике начертаний.
Допустим, что Кирилл и Мефодий создали глаголицу. Действительно сам ее состав и христианский символизм свидетельствуют о том, что глаголица является реализацией некоего концептуального авторского замысла и складывалась не стихийно. В частности, в литературе неоднократно отмечалось, что в основе глаголических литер лежат три фигуры: крест, круг и треугольник. Первая символизирует распятие, вторая - Бога-отца, а третья - Троицу.
Однако Кирилл и Мефодий не могли создать азбуку с абсолютно оригинальной графикой с нуля. Прежде, чем начать обдумывать концептуальный замысел нового алфавита, они должны были записать звуки славянского языка в определенной последовательности. Лучше всего для такой черновой записи подходили те символы, которые братьям были известны, т.е. прежде всего греческие и еврейские. Иными словами, прежде, чем создать оригинальную графически и концептуально завершенную глаголицу, Кирилл и Мефодий должны были сформировать черновой алфавит, сходный с кириллицей. В пользу данного утверждения свидетельствует то обстоятельство, что в кириллической системе письма присутствуют символы, восходящие к еврейскому алфавиту (ш, щ, ц и др.). Первоначально это были две формы записи одного алфавита. Кириллица была удобна для обучения славянской грамоте моравского духовенства, которое уже владело латинскими письменами. Именно поэтому Кирилл и Мефодий, создав глаголицу, не стали отказываться и от грецизированного варианта записи звуков. Впоследствии судьбы глаголицы и кириллицы окончательно разошлись и они превратились в абсолютно самостоятельные графические системы. Но это уже совсем другая история.
А вы что думаете по этому поводу? С удовольствием прочитаю ваши мнения в комментариях. И если вас интересует тематика, связанная с историей письма и книжной культуры, подписывайтесь на наш канал. Здесь вы найдете много интересного.