Осознавая роль кино как "важнейшего из искусств" Михаил Горбачё, ещё будучи вторым секретарем ЦК КПСС и примеряясь к будущей должности генсека, он в 1984 году лично спасает от судьбы быть положенным на "полку"мрачный фильм Ролана Быкова "Чучело" о пионерах-антигероях с фашистскими замашками. Фильм который явился предтечей перестроечной чернухи.
В том же 1984-м году выходит предперестроечная кинокартина «Парад планет» режиссёра Вадима Абдрашитова; с антисоветским душком, но талантливо снятый "Мой друг Иван Лапшин" Алексея Германа; махровая антисоветчина "Покаяние" Тенгиза Абуладзе и другие работы от диссиденствующих деятелей исскуства. Показательна судьба фильма "Покаяние": он был запрещён к показу, но в конце 1986 - начале 1987 года, он уже в прокате по всему СССР, в том же году он уже получает Гран-при на Каннском кинофестивале, а в следующем - награждён премией «Ника» в шести номинациях, в том числе как лучший фильм.
Сразу после избрания генсеком Горбачёв заявил (текст ему писал его серый кардинал Александр Яковлев) "о единстве и нераздельности мира", отбросив традиционную советскую парадигму о дуализме/расколе мира. Другими словами про-западная номенклатурная партия (коллективный Горбачёв) обозначила курс на однополярный мир, подразумевая отказ от традиционной борьбы социалистического мира с миром капиталистическим, что не могло не означать отказ от суверенитета. Хотя в то время мало кто понял что речь идёт о ликвидации социализма. Население страны доверчиво, по-детски радовалось молодому и весёлому генсеку, открывавшему рот без страха потерять вставную челюсть.
Ради смены киноэлит на нужные Горбачёву были заранее не допущены на съезд Союза кинематографистов СССР патриотически настроенные деятели. Для этой цели нарушили регламент. И ударили по советскому кино... неким Божовичем В.И. Этот широко известный лишь в очень узких кругах критик и киновед сыграл роль Аннушки, разлившей подсолнечное масло.
8 апреля 1986 года на секции отделений Союза кинематографистов СССР выдвигались кандидаты на съезд. И вдруг Божович, как утверждал один из свидетелей "глядя на куратора невинными глазами", предложил добавить в уже сформированные списки для голосования другие кандидатуры, помимо тех, кого обычно избирали. Думаю что всем очевидно - какой-то Божович не смог бы сделать выборы на съезд альтернативными, если бы за ним не стоял бы кто-то повыше.
Идею Божовича тут же с энтузиазмом поддержали другие участники московской секции Союза иноматографистов. Партийное руководство секции было настолько обескуражено что от неожиданности не нашло что сказать. Решили голосовать не списком, а тайным голосованием. В результате на съезд не избрали многих выдающихся кинематографистов - ректора ВГИКа Виталия Ждана, сценариста и директора института киноискусства Владимира Баскакова, главредов журналов «Искусство кино» Юрия Черепанова и «Советский экран» Даля Орлова.
На заседании секции кинорежиссёров также голосовали не списком, а тайным голосованием. Там делегатами не были избраны глава Союза кинематографистов Лев Кулиджанов, Станислав Ростоцкий, Сергей Бондарчук, Юрий Озеров, Евгений Матвеев. Они всё равно присутствовали на съезде, но права голосовать уже не имели.
13-15 мая 1986 года в Кремлёвском дворце съездов прошел V съезд Союза кинематографистов. К этому времени уже как год с лишним генсеком ЦК КПСС стал М.С. Горбачёв, уже более двух недель как громыхнула чернобыльская авария и уже был запущен первый этап плана для уничтожения СССР под названием Perestroyka. Съезд в истории кино получил название истерический и контрреволюционный или "исторический" и "революционный" в зависимости от политической точки зрения.
На этом съезде звучало много критики в адрес корифеев советского кино и работы Союза кинематографистов, который обвиняли в цензуре, в том что «на полку» кладут лучшие фильмы, а снимают лишь идейную халтуру, в государственно-партийной монополии в кинематографе. Переходили на повышенные тона, топали и стучали. После вылившегося на него потока обвинений Сергея Бондарчука увезли на скорой. Потребовалась медицинская помощь ещё нескольким человек. Кто-то из старых актёров советского кино (например Пуговкин) плакал, не понимая за что с ними, особенно с Бондарчуком, так поступают. Съезд переизбрал всё правление Союза кинематографистов, сменив его на "диссидентсвующих". В него вошли Алексей Баталов, Ролан Быков, Вадим Абдрашитов, Глеб Панфилов, Сергей Соловьёв, Иосиф Хейфиц, Григорий Чухрай, Карен Шахназаров, Вячеслав Тихонов... Никого из старого правления избрано не было. Лишь Никита Михалков попытался заступиться за Сергея Бондарчука, назвав его не избрание "мальчишеством", но против решений самого съезда не возражал. Делегатам впервые показали фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние". Элема Климова избрали возглавить Союз кинематографистов, хотя его кандидатура на этот пост была заранее определена секретарём ЦК КПСС А.Н. Яковлевым. Бунт диссиденствующих кинодеятелей состоялся. Режиссёр Владимир Меньшов позднее назовёт этот бунт "всего лишь перераспределением портфелей". Хотя на самом деле это была контрреволюция. Всего лишь ещё один этап в процессе уничтожения страны.
На самом деле избрание Климова не было "демократическим". Его поставил Яковлев на эту должность из-за того что его отец был партийным бонза - ещё при Хрущове он работал в ЦК партии, а затем в комитете партийного контроля и занимался реабилитацией жертв "сталинской тирании". Через отца Яковлев был знаком с его сыном Элемом.
Элему Климову, родившемуся в 1933 году в Сталинграде, родители дали имя в честь Энгельса, Ленина и Маркса. Режиссёр 6 игровых фильмов, среди которых наибольшую известность получили "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён", "Агония", "Прощание" и "Иди и смотри". Помню какое тяжелое, но глубокое впечатление на меня в моём детстве (в котором не было возрастных ограничений на просмотр драматического кино) произвели фильмы "Иди и смотри" и "Прощание". Не уверена что меня правильно воспитывали😄...
Как это иногда бывает, биографию талантливого режиссера испортила политика. На должности первого секретаря правления Союза кинематографистов СССР Элем Климов пробыл не долго. Уже через пол года он ушел в творческий отпуск для съемок новой кинокартины. Но несмотря на наступление таких желанных времен коммерческих отношений и неограниченной свободы для всего антисоветского он так до конца жизни ничего больше и не снял.
Власть в Союзе Кинематографистов фактически захватил лютый антисоветчик Андрей Смирнов. Режиссер "Белорусского вокзала" (пожалуй единственной значимой и достойной кинокартины в его карьере) до сих пор отличается злобной русофобией и искренней ненавистью к России - как советской, так и современной. Впоследствии он осудил возвращение к советской музыке Александрова в гимне России, выступал в качестве помощника Анатолия Чубайса, протестовал против присоединения Крыма, поддерживал Украину с 2014 года, в 2020 году он поддерживал протестные акции в Белоруссии, а с 2022 года протестует против СВО. В том же году Смирнов в своём обращении к США попросил НAТO "усмирить" Россию и принять Россию в НАТО (можно подумать её там ждут). В том же году он снял очередной омерзительный по градусу антисоветчины чернушный фильм в духе перестройки "За нас с вами". Разумеется за это в России его ценят, он обласкан и любим российской либеральной элитой. У него большое количество премий и наград в России и за рубежом, председательство в каких-то жюри.
А тогда, после пятого съезда кинематографистов он вместе с Климовым целенаправленно уничтожал советский кинематограф, для чего они способствовали созданию и продвижению чернухи и разврата. Кроме того, они подтолкнули киностудии страны к переходу на хозрасчёт и "самоокупаемость". Выжили не только лишь все.
В 1988 года Климов окончательно уходит с должности первого секретаря правления Союза кинематографистов СССР, а Смирнов уже официально занимает его место до 1990 года...
С 1965 года существовал при Центральном комитете КПСС отдел культуры, занимающийся основными вопросами культурной политики. Горбачев в январе 1986 года назначает на должность этого главы отдела Ю.П. Воронова, сняв с этой должности В.Ф.Шауро, возглавлявшего отдел культуры 20 лет.
Любопытно то, что белорус Шауро был настоящим патриотом Советской России и конфликтовал с русским по национальности русофобом Яковлевым задолго до всех этих событий. В 1972 году антисоветчик и антикоммунист Яковлев будучи главой идеологического отдела ЦК КПСС раскритиковал в "Литературной газете" русский национализм с позиций марксизма-ленинизма (антисоветчиком и антикоммунистом Яковлев позднее сам себя называл вспоминая то время). На заседании Политбюро Шауро обрушился с критикой на Яковлева. Политбюро поддержало Шауро. Яковлева сослали послом в Канаду, (да, мне тоже жаль что на Колыму), а уже откуда его вытащил Горбачёв.
Воронов был старым приятелем Горбачёва ещё по комсомолу. Когда Горбачев работал в комсомоле Воронов возглавлял Комсомольскую Правду (с 1959 по 65 года). Из-за интриг его отправили в ГДР, где он работал спецкором "Правды" до 1984 года. В 1984 году Горбачёв, понимая что на будущем посту генсека ему потребуются свои люди, вернул его из ГДР, поспособствовал его вхождению в состав секретариата правления Союза писателей и одновременно продвинул его на должность редактора журнала "Звезда".
В том же 1986 году председателем Госкино СССР стал А.И.Камшалов, сменив на этом посту Ф.Т. Ермаша. Очень много сделавший для отечественного кино Ермаш ушёл по собственному желанию, будучи не согласным с политикой перестройки. А властный и авторитетный Камшалов стал идеологом перестроечной чернухи и разврата вплоть до самой гибели СССР.
Перестановки в партийной элите в связи с приходом "новой метлы" могли бы показаться традиционной для такой ситуации сменой одних функционеров на других. Однако, вместо замены одних на других точно таких же, пришла подготовленная горбачёвская новая элита - "прорабы перестройки", которые по своим взглядам уже давно не являлись ни коммунистами, ни социалистами. Большая часть из них всё осознавала и желала урвать свой индивидуальный кусок в новом капиталистическом мире.
На самом деле необходимость разумных изменений и реформ назрела к середине 80-х годов как в целом в стране, так и в кинематографе. Но реформы, если бы они не руководились из западных стран, а проводились бы суверенными и патриотичными политиками и чиновниками, думающим в первую очередь о благе государства, а не исключительно о своём собственном, привели бы страну к совсем другому, положительному результату. А эти "прорабы перестройки" матери, пожаловавшейся на головную боль, в качестве лекарства отрубили голову.
V съезд кинематографистов СССР сменил руководство союза, фактически покончил с партийной цензурой в кино, снял с полки десятки фильмов и объявил переход проката на рыночные рельсы. В то же время он подверг репрессиям великих режиссеров советского кино и начал эпоху сведения счетов с прошлым советского общества. Лавина чернушных кинолент эпохи перестройки, соревновавшихся в пробивании морального дна, не была отражением не контролируемого процесса, а была эта лавина преднамеренно выпестована посаженными тандемом Горбачёв-Яковлев на соответствующие должности чиновниками. Их целью было разрушение идеалистических представлений о героическом прошлом великой страны. Перестроечное кино потонуло в поливании грязью своей истории, подростковой жесткости, насилии, отказе от нравственных основ, конфликте поколений, безнравственности, распущенности, алкоголизме, наркомании и прочей чернухе и извращениях.
В то же время патриотическое кино подвергалось настоящей травле. Например фильм "Лермонтов" Николая Бурляева сначала затравили на всё том же V съезде кинематографистов, а затем добивали на специально собранном заседании членов обновлённого Союза кинематографистов, прошедшем 29 мая 1986 года. Затравили за то, что русский поэт показан как одухотворённый и страдающий за Россию человек. К счастью пол года назад (в октябре 2024 года) фильм отреставрировали в качестве 4К и он был выпущен в общероссийский прокат, причём в режиссерской версии.
Огромный механизм советского кинематографа ещё функционировал какое-то время по инерции, но шедевральных кинолент становилось с каждым годом всё меньше, а чернушных - всё больше. Конечно в советском кинематографе также было не мало проходных и бездарных работ. Тем не менее каждый год в СССР до перестройки снималось хотя бы несколько шедевров. В настоящее время один просто хороший фильм радует нас намного реже.
Последствия той перестроечной политики всё ещё в наше время можно разглядеть в ущемлении патриотического кино. Как говорит Захар Прилепин о не желающем освещать тему СВО российском кинематографе (по его словам 99% случаев из 100) - он "закрылся в домике". Как по мне он в этом иноагентском домике с весны 1986 года и добровольно он из этого домика не вылезет. Нужно больше воли сверху.