Найти в Дзене

Коты на полотнах Федотова: как художник победил проклятье

Недавно я публиковала статью о картине «Сватовство майора» Павла Федотова — точнее сразу про две картины. И внимательный зритель, разглядывая изображение, мог заметить на переднем плане кошку — абсолютно спокойную, умывающуюся, как будто не имеющую никакого отношения к окружающей его суете. И появление там хвостатой совсем не случайно. На первый взгляд — это просто милая бытовая деталь. Но у этого кота есть любопытная история. Вернее, не у самого кота, а у всей линии кошачьих образов в творчестве Федотова. Их присутствие связано не только с композицией и жанром. Вокруг федотовских котов — фольклорные легенды, мистические истории и немного юмора. Кошки появляются в работах Федотова не случайно и не один раз. Самый известный пример — «Сватовство майора». На переднем плане картины умывается серый кот с белыми лапками. Он совершенно не реагирует на суету, происходящую за его спиной — он вне страстей. Это молчаливый наблюдатель — символ независимости и домашнего спокойствия. Эта деталь прид
Оглавление

Недавно я публиковала статью о картине «Сватовство майора» Павла Федотова — точнее сразу про две картины. И внимательный зритель, разглядывая изображение, мог заметить на переднем плане кошку — абсолютно спокойную, умывающуюся, как будто не имеющую никакого отношения к окружающей его суете. И появление там хвостатой совсем не случайно.

На первый взгляд — это просто милая бытовая деталь. Но у этого кота есть любопытная история. Вернее, не у самого кота, а у всей линии кошачьих образов в творчестве Федотова. Их присутствие связано не только с композицией и жанром. Вокруг федотовских котов — фольклорные легенды, мистические истории и немного юмора.

Котики на картинах Федотова
Котики на картинах Федотова

Кошки в картинах Федотова

Кошки появляются в работах Федотова не случайно и не один раз. Самый известный пример — «Сватовство майора». На переднем плане картины умывается серый кот с белыми лапками. Он совершенно не реагирует на суету, происходящую за его спиной — он вне страстей. Это молчаливый наблюдатель — символ независимости и домашнего спокойствия. Эта деталь придаёт сцене нотку бытовой достоверности и символизирует независимого наблюдателя. А некоторые исследователи считают пушистого носителем особой иронии — в мире, где люди играют роли, только кот остаётся собой.

Кошка появляется и в другой картине — «Свежий кавалер» (1846): она изображена слева на стуле, потягивающаяся и выгибающая спину. Эта поза, грациозная и уверенная, противопоставлена внешнему виду главного героя, который едва пришёл в себя после бурного празднования и не успел привести себя в порядок. Но есть и другая трактовка: выгнутая спина кота, поднятый хвост, когти в обивке передают раздражение самого художника: он выражает недовольство пошлостью и нравственным падением главного героя картины.

И ещё несколько картин и рисунков Федотова с котиками:

  • «Офицер и денщик» (1851)
  • «Всё холера виновата» (1848)
  • «Утро чиновника, получившего первый крестик» (1844)
  • «Старость художника, женившегося без приданого» (1846)
  • «Кончина Фидельки» (1844)

Животные в жанровых сценах Федотова играют не только роль «атмосферы». Они — персонажи со своим характером. Они живут «в кадре» наравне с людьми. И очень часто — тонко подыгрывают сюжетной линии.

Легенда о проклятии и семи кошках

Существует легенда, что Павлу Федотову долго не удавалось рисовать кошек с натуры. Стоило ему начать делать наброски — животное убегало или пряталось, а уже готовые рисунки таинственным образом исчезали из мастерской. Художник пожаловался на странную череду неудач друзьям, и те пригласили к нему в мастерскую знающую старушку-кошатницу.

Она внимательно осмотрела работы и вынесла неожиданный вердикт: в детстве Федотов, вероятно, обидел кота, и теперь над ним висит проклятие. Чтобы избавиться от него, нужно нарисовать семь картин с кошками, с добрыми мыслями, оставить их в мастерской на семь дней, а затем раздать незнакомым людям.

По легенде, Федотов последовал её совету — и с тех пор кошки стали частью его живописного языка. Они органично вписались в жанровые сцены, став символами домашнего уюта, независимости и ироничного наблюдения за человеческой суетой.

Кошки как часть повседневности

Появление кошек в жанровых сценах Федотова не случайно. Он был художником, чутким к бытовым деталям, умелым наблюдателем повседневной жизни, и животные в его работах — это не условность, а часть реалистичной среды.

Кошки, как существа независимые, немного отстранённые и при этом тесно связанные с повседневной жизнью, идеально соответствовали федотовской интонации: лёгкой иронии, скрытой драме и комментарию к человеческому поведению. Они оживляют сцены, создают контраст с напряжённой мимикой и жестикуляцией героев — и при этом остаются на своём, спокойном и самодостаточном уровне.

По духу это родственно голландской живописи XVII века, где животные, в том числе кошки, часто использовались как элемент жанровой сцены — с символическим, но ненавязчивым подтекстом.