Найти в Дзене
Типовая уникальность

Первый город на селе: Заря коммунизма

Так сложилось, что тема жилищного строительства в сельской местности поднимается куда реже, чем вопрос застройки городов. Это понятно: исследователи-горожане больше любят работать со знакомым и привычным, да и сохранность такой сельской архитектуры куда хуже, чем у домов городах: жители сёл и деревень так перестраивают свою собственность, что увидеть замысел архитектора не всегда возможно. Тем не менее, упуская архитектуру жилых домов для села, мы теряем некоторую – и довольно большую – часть истории советской архитектуры. Я решил написать серию из нескольких статей: в каждой из них речь пойдёт про подходы к застройке сельских населённых пунктов в разные периоды второй половины XX века. *** Отправной точкой трансформаций подходов стал приход модернизма в конце 50-х. В тот момент застройка городов резко пошла по новым принципам – а в сельском строительстве радикально пока ничего не поменялось: одни простенькие, строившиеся зачастую без всякого декора серии 1-2-этажных домов сменились др

Так сложилось, что тема жилищного строительства в сельской местности поднимается куда реже, чем вопрос застройки городов. Это понятно: исследователи-горожане больше любят работать со знакомым и привычным, да и сохранность такой сельской архитектуры куда хуже, чем у домов городах: жители сёл и деревень так перестраивают свою собственность, что увидеть замысел архитектора не всегда возможно. Тем не менее, упуская архитектуру жилых домов для села, мы теряем некоторую – и довольно большую – часть истории советской архитектуры.

Я решил написать серию из нескольких статей: в каждой из них речь пойдёт про подходы к застройке сельских населённых пунктов в разные периоды второй половины XX века.

***

Отправной точкой трансформаций подходов стал приход модернизма в конце 50-х. В тот момент застройка городов резко пошла по новым принципам – а в сельском строительстве радикально пока ничего не поменялось: одни простенькие, строившиеся зачастую без всякого декора серии 1-2-этажных домов сменились другими, ещё более экономичными.

А запрос не преобразование среды сёл и деревень был: облик деревни, не менявшийся принципиально с глубокой древности, тяготил всё больше. Характерно, что уже в первой половине 50-х в застройке усадьбы подмосковного совхоза «Белая Дача» (сейчас город Котельники) применили типовые проекты серии Сергеева, предназначавшиеся для застройки (ни много ни мало) столицы:

Рис. 1. Котельники, Микрорайон Белая Дача, 39. Автор фото: vangelis_conquest. Лицензия: CC-BY-SA. Ссылка: https://domofoto.melnix.ru/photos/897a5520-816b-4bad-bec4-33737a4875f7
Рис. 1. Котельники, Микрорайон Белая Дача, 39. Автор фото: vangelis_conquest. Лицензия: CC-BY-SA. Ссылка: https://domofoto.melnix.ru/photos/897a5520-816b-4bad-bec4-33737a4875f7

Сельские жители должны были иметь все те удобства, которые в это время становились доступными большинству жителей городов: «… лучше получить квартиру со всеми городскими удобствами, чем продолжать строить мазанки и ходить по воду за несколько дворов к общей водопроводной колонке» [1]. Деревенский быт с его частными домами и огородами в наступившее будущее – эпоху освоения космоса и строительства коммунизма – никак не вписывался.

И поэтому вместо длинной улицы, по обеим сторонам которой располагались дома, в сельское строительство приходит микрорайон со свободной расстановкой зданий; вместо 1-этажных домов с туалетом на улице – 4- и 5-этажки со всеми удобствами; вместо огородов – бульвары и площади.

Сейчас это кажется странным: частные дома, наличие канализации и благоустройство улиц никак не вступают в противоречие. Но в основе нового подхода – идея радикального переустройства, идея резкого повышения уровня жизни людей: в начале 60-х оно виделось в полном переходе к городскому образу жизни на селе.

Первым примером новой застройки стал городок при создававшемся совхозе «Заря коммунизма» в Подмосковье (теперь входит в село Растуново).

Предполагалось, что сельскохозяйственный городок «отразит черты нового сельского населённого пункта и прогрессивной технологии сельскохозяйственного производства, станет образцом планировки, застройки и благоустройства вновь сооружаемых и реконструируемых сёл» [2] – словом, Заря коммунизма мыслилось как образцово-показательное село.

И поэтому проектированием городка занимались сразу много организаций: Мосблпроект, Институт экспериментального проектирования и Институт градостроительства Академии, НИИсельстрой, Росгипросельстрой, Росгипросовхозстрой и Проектный институт № 5 Министерства строительства РСФСР. Но главную работу выполняли архитекторы И. Исмаилов, Ф. Бершадский из Мособлпроекта.

Они выбрали свободный от застройки участок: городок ни в коем случае не мыслился как продолжение существовавшего села Растуново.

Рис. 2. Проект застройки (1961 год). Левая часть (2-я очередь), расположенная за стадионом, не была реализована.
Рис. 2. Проект застройки (1961 год). Левая часть (2-я очередь), расположенная за стадионом, не была реализована.

С одной стороны от центральной площади с домом культуры, административными зданиями и сквером расположилась производственная зона, а с другой архитекторы провели широкий бульвар, по обеим сторонам которого разместили многоквартирные дома.

Рис. 3. Бульвар в 1969 году. Автор фото: В. Первенцев. https://pastvu.com/p/1440178
Рис. 3. Бульвар в 1969 году. Автор фото: В. Первенцев. https://pastvu.com/p/1440178
Рис. 4. Современный вид бульвара
Рис. 4. Современный вид бульвара

Для строительства была выбрана серия панельных, разумеется, домов 1-467, первые проекты которой у тому времени опробовали в разных городах Московской области, но которая только начинала свой путь к массовому строительству по всей стране. Если во многих сёлах из-за недостатка техники приходилось строить 2-3-этажные дома, то в показательном посёлке для всех домов была выбрана видевшаяся оптимальной высота – 4 этажа.

Архитекторы объединили дома в несколько групп вокруг широких благоустроенных дворов. Увы, на месте этот замысел не считывается: все расстояния между домами кажутся одинаковыми, и поэтому застройка выглядит очень скучной: просто ряд стоящих друг за другом по одной линии домов.

Предполагалось окрасить торцы каждого дома вместе с ограждениями балконов и входами в подъезды в свой цвет – однако эта идея, судя по цветной фотографии 1969 года, осталась без воплощения.

Дворы с третьей стороны должны были замыкать дома, поставленные параллельно бульвару:

Рис. 5
Рис. 5
Рис. 5А. Во дворах, что характерно, плескательные бассейны. Изображение опубликовано в журнале в низком качестве
Рис. 5А. Во дворах, что характерно, плескательные бассейны. Изображение опубликовано в журнале в низком качестве

Но их построили только с одной стороны от бульвара, причём в более поздние годы уже по проекту 121 серии. На другой стороне так и осталась широкая незастроенная полоса.

Рис. 6. Городок в процессе строительства (1964 год). Автор фото: Л. Поликашин. https://riamediabank.ru/media/5951198.html
Рис. 6. Городок в процессе строительства (1964 год). Автор фото: Л. Поликашин. https://riamediabank.ru/media/5951198.html

И получилась типично-монотонная застройка, которая целиком сформирована стоящими в линию домами одной этажности и одного проекта – 1-467-3:

Рис. 7. Строительство домов
Рис. 7. Строительство домов
Рис. 8. Улица Заря, 8. Дом с широкими окнами лестничных клеток, как в более поздних проектах 1-467А
Рис. 8. Улица Заря, 8. Дом с широкими окнами лестничных клеток, как в более поздних проектах 1-467А
Рис. 9. Улица Заря, 2. Дом со стеклоблоками. Как видно, жители считают окна в торцах лишними
Рис. 9. Улица Заря, 2. Дом со стеклоблоками. Как видно, жители считают окна в торцах лишними

Этим дома – типичные представители первого поколения с 4-квартирной секцией и веснинским приёмом:

Рис. 10. Фасад и план проекта 1-467-3
Рис. 10. Фасад и план проекта 1-467-3

Один из домов – выходящий на центральную площадь – при внешней похожести на остальные кардинально отличается от остальных: он спроектирован не с 4-х, а 3-квартирной секцией: такое же решение будет в разработанных годом позже проектах 1-467А, которые строились во многих городах страны (хотя планировки сделают иными).

Рис. 11. Улица Заря, 12. Дворовой фасад
Рис. 11. Улица Заря, 12. Дворовой фасад
Рис. 12. План дома с тремя квартирами на лестничной площадке
Рис. 12. План дома с тремя квартирами на лестничной площадке

А в первом этаже этого дома запроектировали комбинат бытового обслуживания с мастерскими по ремонту обуви и одежды, химчисткой, парикмахерской, магазином хозяйственных товаров.

Рис. 13. Улица Заря, 12. Главный фасад
Рис. 13. Улица Заря, 12. Главный фасад

Интересно, что в типовые проекты 1-467А такое решение не попало: по стране строили дома с магазинами, пристроенными к торцам, а первый этаж самого дома занимали квартиры.

По другую сторону сквера был построен дом для малосемейных – впервые в сельском строительстве.

Рис. 14. Дом гостиничного типа в 1969 году. Автор фото: В. Первенцев. https://riamediabank.ru/media/709137.html
Рис. 14. Дом гостиничного типа в 1969 году. Автор фото: В. Первенцев. https://riamediabank.ru/media/709137.html

Он решён привычным для начала 60-х образом: два корпуса, соединённые посередине магазином и столовой – планировалось вместе с отказом от личных огородов улучшение снабжения сельского населения.

Каждый корпус пересекает коридор, по сторонам которого квартиры гостиничного типа. Квартиры, рассчитанные на одного человека совсем крохотные, с кухонной нишей в прихожей. А квартиры на двух человек – с полноценной кухней площадью 5,64 м2. Кажется, что это мало. Но, для сравнения, в то время в строившихся в Москве домах для семейных пар без детей предполагались в лучшем случае квартиры с кухней 3 м2 (проекты II-32-130, 1-510-130), либо комнаты в коммунальных квартирах.

Рис. 15. План и фасад дома для малосемейных
Рис. 15. План и фасад дома для малосемейных
Рис. 16. Улица Заря, 60
Рис. 16. Улица Заря, 60
Рис. 17
Рис. 17
Рис. 18. Магазин в вставке посередине
Рис. 18. Магазин в вставке посередине

Другим новшеством экспериментального строительства стало применение одних и тех же изделий как для жилых, так и для общественных зданий.

Из изделий серии 1-467 построены детские сады, школа, административные здания:

Рис. 19. Детский сад. Фото 1974 г. Автор: Г. Кмит. https://riamediabank.ru/media/590776.html
Рис. 19. Детский сад. Фото 1974 г. Автор: Г. Кмит. https://riamediabank.ru/media/590776.html
Рис. 20. Мирная улица, 4. Как я понимаю, теперь в здании детского сада обычные квартиры.
Рис. 20. Мирная улица, 4. Как я понимаю, теперь в здании детского сада обычные квартиры.
Рис. 20А. Фасад и план детского сада
Рис. 20А. Фасад и план детского сада
Рис. 21. Мирная улица, 1. Школа серии 2-10Ж (с каркасом серии ИИ-10Ж-1, а наружными стенами серии 1-467 / 2-467). Разросшиеся ёлки не дают возможность нормально сфотографировать здание
Рис. 21. Мирная улица, 1. Школа серии 2-10Ж (с каркасом серии ИИ-10Ж-1, а наружными стенами серии 1-467 / 2-467). Разросшиеся ёлки не дают возможность нормально сфотографировать здание
Рис. 21А. Фасад и план школы
Рис. 21А. Фасад и план школы
Рис. 22. Улица Заря, 26. Контора совхоза
Рис. 22. Улица Заря, 26. Контора совхоза
Рис. 23. Улица Заря, 18. Другое административное здание
Рис. 23. Улица Заря, 18. Другое административное здание

Однако сейчас складывается ощущение, что триумф метода комплексных серий обернулся боком: все здания в городке (кроме дома культуры) собраны из одних и тех же панелей, и поэтому кажутся одинаковыми.

Из них выделяется только дом культуры:

Рис. 24. Центральная площадь. Справа – улица Заря, 33. Дом культуры. Автор фото: Amber_Cheetah. Ссылка: https://wikimapia.org/3617779/ru/%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4-%D0%97%D0%B0%D1%80%D1%8F-%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F
Рис. 24. Центральная площадь. Справа – улица Заря, 33. Дом культуры. Автор фото: Amber_Cheetah. Ссылка: https://wikimapia.org/3617779/ru/%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4-%D0%97%D0%B0%D1%80%D1%8F-%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F

На переднем плане памятник Ленину, который, как ни странно, должен был единолично придавать городку «социалистический характер» (судя по тому, что во всех публикациях о Заре коммунизма непременно подчёркивалось наличие этого памятника).

***

Сельское строительство 60-х и 70-х велось по схожим принципам. Показательных примеров такого подхода множество. Я приведу только один: посёлок Киевский в Московской области, строившийся для железнодорожников. На пересечении Киевского направления и Большого кольца Московской железной дороги в 70-е вырос типичный спальный микрорайон, похожий на любой в каждом крупном городе, с 5- и 9-этажными домами, дополненными в 2010-е 16-этажками.

Рис. 25. Центр посёлка
Рис. 25. Центр посёлка
Рис. 27. Граница посёлка
Рис. 27. Граница посёлка

По задумке проектировщиков Мосгипротранса, свободна планировка должна была сохранить внутри посёлка как можно больше деревьев. Однако в конечном итоге угадать идею архитекторов невозможно.

***

Преимущества такой застройки, как они виделись в 60-х, к 80-м постепенно стали объектом критики. Излишняя урбанизация сельского быта на центральных усадьбах стала восприниматься не преимуществом, а ошибкой. Отказ от приусадебного хозяйства, сокращение количества скота и птицы в личном пользовании граждан стали называть не шагом вперёд, к коммунистическими будущему, а недостатком.

В Заре коммунизма примером нового подхода стало строительства индивидуальных 4-5-комнатных домов. Однако новое строительство не было включено в ткань посёлка. И хотя частные дома разместились рядом с центром (на месте нереализованной 2-й очереди), но всё же отдельно, обособлено от панельных пятиэтажек.

А застройка главной части Зари коммунизма продолжалась по заложенной в 1961 году схеме: торцами к бульвару в 80-х построили ещё несколько домов – теперь уже 121 серии

Рис. 28. улица Заря, 7Б
Рис. 28. улица Заря, 7Б

… и замкнули бульвар тремя привезёнными из Москвы домами серии II-49, которые стеной отгородили многоквартирную застройку от старой сельской – модернистская среда продолжила противопоставлять себя старому селу.

Рис. 29. улица Заря, 6
Рис. 29. улица Заря, 6

В недавнее время были построены ещё два многоквартирных дома, продолживших сложившуюся традицию свободной постановки.

Рис. 30. Мирная улица, 10
Рис. 30. Мирная улица, 10

***

Ко второй половине 60-х – а тем более в 70-е годы – подходы начинают немного меняться. Об этом будет одна из следующих статей.

_______

Ссылки на цитаты:

[1] Волчек П. Новые типы жилых зданий для строительства в сельской местности // ЭП. 1960. № 3. С. 8.

[2] В Госстрое РСФСР // НСР. 1960. № 1. С. 41.

___________

Сергей Волков

ВК: https://vk.com/soviet_housing