Найти в Дзене
Мои разные дети

Как аутист догонял школьную программу по "Английскому языку" (2 класс)

В школе, куда перевелся сын, за две четверти успели пройти 19 тем по "Английскому языку". В прошлой его школе — ни одной даже не начинали. Поэтому на уроках "Английского языка" первые недели он ничего не понимал, просто отсиживал положенное время, вел записи под диктовку. Темы и домашние задания по этому предмету во втором классе очень простые. Но ребенку десяти лет с РАС, ЗПР и ОНР-3 без помощи взрослого не справиться. Сына сильно тревожили: Сына поразило, что одноклассники слабее его по другим предметам, но по этому предмету все делают и понимают легко, в отличие от него. При этом уроки на тот момент вел не основной педагог, а какой-то стажер или практикант без большого опыта преподавания. И одноклассники справлялись! А сын нет. Это был удар по его самооценке. Ему казалось, что слова, которые даются под запись с переводом знакомы всем в классе, кроме него. Казалось, что он один-единственный неспособный к предмету ученик, что все это видят, слышат, понимают. Все эти переживания псих

В школе, куда перевелся сын, за две четверти успели пройти 19 тем по "Английскому языку". В прошлой его школе — ни одной даже не начинали.

Поэтому на уроках "Английского языка" первые недели он ничего не понимал, просто отсиживал положенное время, вел записи под диктовку.

Первые записи сына в тетради, 15 января 2025 года. Фото моё
Первые записи сына в тетради, 15 января 2025 года. Фото моё

Темы и домашние задания по этому предмету во втором классе очень простые. Но ребенку десяти лет с РАС, ЗПР и ОНР-3 без помощи взрослого не справиться.

Сына сильно тревожили:

  • сам факт полугодового отставания от других детей по одному предмету,
  • риск получить "двойку" (оценки только ввели и начинать сразу с плохих никто не хочет),
  • новизна предмета,
  • не понимание происходящего на школьных уроках,
  • незнание того, что надо на контрольной работе,
  • что занятия проводила не та самая учительница, которая натаскала одноклассников на английский язык, а ее менее опытный коллега.

Сына поразило, что одноклассники слабее его по другим предметам, но по этому предмету все делают и понимают легко, в отличие от него. При этом уроки на тот момент вел не основной педагог, а какой-то стажер или практикант без большого опыта преподавания. И одноклассники справлялись! А сын нет. Это был удар по его самооценке.

Ему казалось, что слова, которые даются под запись с переводом знакомы всем в классе, кроме него. Казалось, что он один-единственный неспособный к предмету ученик, что все это видят, слышат, понимают.

Все эти переживания психически настолько его изматывали, что в некоторые дни он не в состоянии был делать домашние задания письменно.

Классную работу делал, записывал слова с переводом значений, чертил таблички на уроке полностью сам (очень этим гордился). А дома не мог заставить себя сесть и начать писать по-английски. Даже просто переписать с учебника не мог.

Очень сложно было переломить эту ситуацию.

Пример домашней работы сына с РАС, 25 февраля 2025 года. Фото моё
Пример домашней работы сына с РАС, 25 февраля 2025 года. Фото моё

Языковая студия. Сначала мы обратились к специалистам в центр изучения иностранного языка. В Нижнем Новгороде такие центры есть, называются по-разному: "центр", "школа", "клуб", "языковая студия", "компания", "курсы"...И названия пафосные, чаще всего, даже не на русском языке.

Называть точное название организации не буду, потому что мы столкнулись с системной проблемой, которую можно встретить и на "языковых курсах" для взрослых. Это слабая клиентоориентированность.

Основная клиентура детских языковых студий — это девочки детсадовского возраста и старше. А у аутистов, согласно одной научной теории, "экстремально мужской мозг" (эмпатия ниже среднего уровня, склонность к анализу, наоборот, выше среднего).

Поэтому муж не питал иллюзий, что сын с РАС сможет долго посещать такую организацию. Но надеялся, что даже кратковременное пребывание поможет ему быстрее разобраться со школьной программой.

Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек
И зелёных лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики!
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных
И сластей всевозможных.
Вот из этого сделаны девочки!
Английский народный стишок в переводе С. Я. Маршака

Как раз рядом с домом есть одна языковая студия с хорошими отзывами в интернете. Занятия английского и для детсадовцев (группа), и для школьников (индивидуально, в паре, группа). Мы выбрали индивидуальные занятия, самый дорогой вариант.

Сын ходил на занятия с декабря прошлого года, раз в неделю. Отходил примерно пять занятий, и на этом наши деловые отношения завершились.

Первое, пробное занятие прошло хорошо. Но относительно педагога у мужа сразу зародились сомнения: 1) движения ее тела сигнализировали о неуверенности, слабохарактерности; 2) она отказалась пустить нашего папу на первое, пробное занятие.

Отказ пустить родителя на пробное занятие обычно свидетельствует либо о неуверенности педагога, либо о чрезмерной самоуверенности. Это наблюдение взято из жизни. В нашем родном городе у нас было много знакомых учителей английского языка, репетиторов и педагогов языковых клубов.

При личном общении с педагогами и администратором я не скрывала, что ребенок учится по программе 8.2, медленнее соображает, нужны повторы, был прямой запрос: догнать школьную программу. В подробности, конечно, не вдавалась, лекции про аутизм не читала: сын все ближе к норме в поведении. Он был замотивирован ходить самостоятельно, изучать новый для него язык, делать домашние задания. Жалоб на его поведение не было до самого последнего занятия.

Обратная связь была со студией только через администратора и чат в мессенджере, либо мне надо было лично подходить и "ловить" педагога после занятия, чтобы узнать что-то по своей инициативе. Это было не всегда возможно, так как со мной постоянно был грудничок, а у других детей — другие занятия и секции в это же время. Со стороны педагогов инициатив пообщаться с мамой или папой не было.

Когда началась учебная четверть в школе, сын быстро выяснил, что занятия в языковой студии ничем не облегчают ему понимание происходящего на школьных уроках. А вот мама, печатающая хотя бы фразы для диалогов, помогает хотя бы не выглядеть совсем невежественным.

С поставленной задачей — ликвидировать отставание от программы — педагог не справилась. Даже алфавит с сыном не прошла за месяц. Вместо этого ребенка, игнорируя повторяемый им и мной запрос, учили писать английские слова на доске и читать вслух английские тексты. Систему, логику в занятиях сын не усмотрел. На английские тексты смотрел как на минное поле и нервничал, так как не понимал как их читать.

Закончилась такая педагогика закономерно: скандалом. Сын уже подросток и решил разобраться с педагогом сам, не привлекая меня или папу. Он отказался заниматься, когда ему дали опять читать текст на английском и прокричал педагогу, что его учат не тому, что надо и все такое прочее. Кричал то, что раньше ей пытался обычным голосом говорить. Стены тонкие, кабинеты маленькие, администратор услышала его крики и вызвала меня по телефону.

Когда я прибежала, то увидела, что все люди и вещи целы. Сын не то, что из кабинета, даже из-за стола не вышел, слезы утирает, дрожит, сидит весь в оппозиции. А педагог...стоит у кабинета в растерянности. В общем, хорошее знание иностранного языка не означает хорошую общую педагогическую подготовку, умение выстраивать продуктивную коммуникацию и слышать ученика.

За уровень общей профессиональной педагогической подготовки педагога было просто стыдно. Я фактически бесплатно провела перед ней мастер-класс как общаться с мальчиком-подростком, как вести равноправный диалог, как быстро успокаивать, как договариваться, как разрешать многосторонний конфликт. Это все из области обычной школьной методики преподавания, вузовской дидактики, общей и возрастной психологии про обычных школьников, а не из какой-то новой, дорогой, зарубежной психологической разработки как работать с аутистами.
Времени от урока оставалась еще половина, но настаивать на продолжении занятия я не стала.

Извинения я, конечно, и педагогу, и администратору принесла, атмосферу разрядила, несостоявшееся занятие оплатила. Сына согласились принять снова при условии сопровождения кем-то из родителей на урок.

Дома я пояснила сыну во что семье обошлась его своевольная "инициатива": занятие срывает он, а платит и извиняется мама. Объяснила как его поведение с учетом его существенного превосходства в росте и ширине плеч могло выглядеть со стороны.

Дома, на семейном совете было решено прекратить занятия в студии, так как:

  • текущий педагог вообще никак не сверяется со школьным учебником, школьной программой, а гонит по своей программе;
  • другой педагог (был опыт пары занятий с педагогом на замену) не мог вести в удобное нам время;
  • слабые обратная связь и клиентоориентированность не вызывают доверия к организации.

Сын сказал, что я, не учившая английский в школе, справилась бы не хуже, и это было бы бесплатно. По итогу мы с мужем оба взялись за домашнее обучение сына английскому языку.

Домашнее обучение. Я нашла канал формата "сам себе репетитор":

  • без незнакомых тётенек с писклявым голосом,
  • без дежурной улыбки и английских приветствий, пугающих уже по тому, что они нуждаются в переводе.

Сын смотрел видеоуроки, где были сгруппированы буквы и звуки по степени сложности. Разбиралась каждая буква английского алфавита и варианты ее прочтения (произношения) с примерами слов, практикой чтения и переводом слов.

Весь алфавит с правилами и примерами прочтения уложился в десять видеофайлов (в среднем 6-10 минут каждый). День за днем я ему включала по одному-два файла. За несколько недель у сына появилось представление об алфавите и правилах чтения. Он перестал бояться читать.

На уроки в школе я печатала сыну фразы по теме с вариантом произношения и переводом.

Мои первые шпаргалки для сына на уроки английского языка. Фото моё
Мои первые шпаргалки для сына на уроки английского языка. Фото моё

Домашку по английскому взял на себя папа, так как он владеет этим языком в достаточной степени, чтобы участвовать в устных деловых переговорах на нем. Английские детские песенки дома замедлять пришлось в 4 (!) раза, чтобы сын мог осмысленно следить за содержанием.

Так, постепенно, сын и втянулся в занятия. К концу четверти вышла с больничного учительница, которая натаскивала класс на английский язык. От первых ее уроков сын был в восторге. Третью четверть закрыл на "4" по этому предмету.

Итог третьей четверти второго класа. Фото моё
Итог третьей четверти второго класа. Фото моё

Но когда занятия по английскому языку опять пропадают, он снова начинает копить страх перед этим предметом. Тогда папа, занимаясь с ним дома, выводит его на эмоциональную разрядку в виде смеха.