(Спойлер: зато научил писать обнаженку так, что даже Лувр покраснел)
Если бы TikTok существовал в XIX веке, Альфредо Валенсуэла Пуэльма наверняка стал бы звездой с хэштегом #СамыйНевыносимыйГенийЧили. Художник, который бросил медицину ради искусства, сбежал из Вальпараисо в Париж и умер в нищете, успев при этом войти в пантеон Великих чилийских мастеров — это готовый сценарий для арт-драмы от Netflix. Но мы расскажем его историю без слезливых саундтреков. Только факты, легкая ирония и вопрос: как совмещать лекции по анатомии с копированием Веласкеса и не сойти с ума?
Глава 1: «Медик, который предпочел анатомию краскам»
В 12 лет обычные дети мечтают о велосипедах. Альфредо же записался в Академию живописи Сантьяго, параллельно штудируя учебники по медицине. Видимо, уже тогда он решил: «Если не смогу нарисовать идеальное тело, хотя бы буду знать, как оно устроено изнутри». Его учителя, Эрнест Кирхбах и Хуан Мочи, быстро поняли: этот парень — нестандартный пациент. Вместо того чтобы зубрить латынь, он выискивал в учебниках по хирургии вдохновение для портретов. Говорят, его ранние эскизы напоминали смесь анатомического атласа и эскизов к будущему чилийскому «Рождению Венеры».
Но настоящий квест начался в 1881 году, когда правительство Чили, разглядев в Альфредо потенциал (или просто решив избавиться от странного парня, рисующего обнаженку на полях конспектов), отправило его в Париж. Стипендия, мастерская Бенжамена Констана, Сорбонна… Звучит как типичный сценарий «бедный художник едет покорять Европу», если бы не одно «но»: Альфредо не бедствовал. Он методично изучал Мане в Лувре, копировал испанских мастеров и, кажется, перенял у них не только технику, но и страсть к драме.
Глава 2: «Париж, я люблю тебя. Но ты сводишь меня с ума»
Париж конца XIX века — это как лента Instagram, где каждый второй — гений, а каждый первый — богемный нарцисс. Пуэльма, впрочем, не поддался на провокации. Вместо того чтобы пить абсент с Моне, он увлекся… арабскими мотивами. Спасибо учителю Констану, который, видимо, внушил ему: «Альфредо, ориентализм — это новый черный». Так появились работы, где чилийский реализм сливался с восточной экзотикой. Представьте: ковры, кальяны, томные взгляды — и всё это в исполнении парня из Вальпараисо, который до этого рисовал в основном горы и рыбацкие лодки.
Между тем, Париж не отпускал. В 1887-м Альфредо снова выбил стипендию (видимо, чилийское правительство решило: «Лучше пусть рисует обнаженных одалисок в Париже, чем критикует нас дома») и продолжил учебу у Жана Поля Лорана. К этому моменту он уже собирал награды на родине, а его «Жемчужина торговца» стала чем-то вроде чилийской «Девушки с жемчужной сережкой» — только с более жарким подтекстом.
Глава 3: «Театр, выставки и депрессия: арт-директор с привкусом трагедии»
Вернувшись в Чили, Альфредо не стал почивать на лаврах. Вместо этого он устроился арт-директором театра «Ла Виктория» — этакий чилийский Стив Джобс от искусства. Организовывал выставки, ставил спектакли и, кажется, пытался доказать, что Вальпараисо может быть не менее крутым, чем Монмартр. Но, как часто бывает с гениями, внутренние демоны взяли верх.
К 1907 году он снова бежал в Париж — на этот раз навсегда. Депрессия, нищета, психические расстройства… Его смерть в 53 года звучит как типичный финал романтического героя. Но даже тут Альфредо умудрился поставить точку с изяществом: его останки вернули в Чили и торжественно захоронили в Национальном музее изящных искусств. Предсмертное селфи? Нет, посмертный перформанс.
Эпилог: Почему Пуэльма — это чилийский Бэнкси XIX века?
Он не оставил манифестов, не основал школу, но его ученики — например, Альфредо Хелсби — стали легендами. Он смешивал реализм с ориентализмом, как современные художники миксуют стили в цифровом искусстве. Его «Жемчужина торговца» до сих пор вызывает споры: это шедевр или эротический мем XIX века?
А еще он доказал: можно быть иконой национального искусства, даже если ты полжизни провел в Париже, страдая от тоски по родине (или наоборот). Альфредо Валенсуэла Пуэльма — не просто мастер. Он reminder: гении не обязаны быть счастливыми. Но их картины — обязаны вызывать эмоции. Даже если это смесь восхищения и вопроса: «Чувак, ты точно медицину бросил?»
P.S. Если вдруг окажетесь в Сантьяго, загляните в музей. Говорят, призрак Альфредо до сих пор бродит среди картин, ворча: «Где моя стипендия? Я бы и сейчас в Париж махнул!»