Как скромный любитель роз перевернул искусство, не вылезая из тени импрессионистов
Если бы Анри Фантен-Латур жил в наше время, его Instagram пестрел бы фотографиями букетов, эстетичными групповыми селфи с Мане и Ренуаром, а также загадочными сторис с намеками на коллекцию, которая заставила бы покраснеть даже леди Гага. Но в XIX веке ему пришлось довольствоваться холстами, литографиями и тайным собранием эротических снимков, которые сегодня хранятся в Музее Гренобля как арт-объекты. Кто же он — художник, чьи розы украсили обложку альбома New Order, а жизнь напоминает микс консерватизма, богемы и легкого безумия?
Консервативный бунтарь, или «Я не импрессионист, но мои друзья — да»
Фантен-Латур — редкий пример человека, который дружил с революционерами, но сам предпочитал не бунтовать. Пока Мане шокировал Париж «Олимпией», а Дега рисовал балерин, Анри копировал старых мастеров в Лувре и писал натюрморты, от которых скучали даже цветочницы. Его стиль? Тщательная проработка деталей, сдержанные тона и никаких «впечатлений» — только факты. «Он был как хипстер, который слушает винил, но носит костюм-тройку», — шутят искусствоведы.
Но не спешите записывать его в аутсайдеры. Именно Фантен-Латур создал знаменитые групповые портреты — «Посвящение Делакруа», «Мастерская в Батиньоль» и другие. Эти работы — что-то вроде поста в соцсетях с хештегом #SquadGoals. Художник буквально отмечал друзей: Мане в центре, Ренуар скромно сбоку, Золя в роли критика-фаната. «Мы объединяемся в группу и шумим, чтобы нас не забыли», — писал он. Ирония в том, что именно его «шумные» друзья вошли в историю, а он остался в тени — но с безупречными розами в руках.
Цветочный магнат: Как продать Франции Вагнера, а Англии — пионы
Пока французская публика морщилась от импрессионистов, англичане сходили с ума по натюрмортам Фантен-Латура. Его букеты покупали за бешеные деньги, а в Нидерландах за одну картину с розами выложили 2000 гульденов — сумма, на которую можно было купить небольшой дом. Секрет успеха? Простые вазы, сочные цвета и никакого пафоса. «Он был фуд-блогером XIX века, — смеется куратор Люксембургского музея. — Только вместо авокадо у него были пионы».
Но Фантен не ограничивался цветами. Он обожал Вагнера — после посещения «Кольца нибелунга» в Байройте создал литографии, вдохновленные музыкой. Представьте: тяжелый металл XIX века + нежные акварели. Это как если бы Бетховен писал саундтреки к диснеевским мультфильмам.
Тайная комната: 1400 фото, о которых не узнала бы его мама
Фантен-Латур коллекционировал не только славу, но и эротические фотографии. Его архив из 1400 снимков — это целый музей страсти, где, вероятно, находились работы для «вдохновения». «Он понимал, что цветы — это хорошо, но человеческое тело — вечно», — иронизируют исследователи. Возможно, именно эта коллекция помогала ему оставаться в контакте с бунтарским духом эпохи, который он так старательно избегал в живописи.
Наследие: От Батиньоля до New Order
Сегодня Фантен-Латур — герой парадоксов. Его розы украшают обложку альбома «Power, Corruption & Lies» группы New Order, а групповые портреты цитируют как мемы о творческих тусовках. Он доказал, что можно быть консерватором и новатором одновременно: писать цветы, которые трогают душу, дружить с гениями, не теряя себя, и коллекционировать запретное, оставаясь джентльменом.
Как писал Марсель Пруст, «руки многих молодых женщин не смогли бы сделать то, что я вижу здесь». Возможно, это лучший комплимент для художника, который превратил скромные натюрморты в символы вечности. В конце концов, розы увядают, но искусство Фантен-Латура — никогда.