Кризис в угольной отрасли продолжает усугубляться. Как следует из антикризисной программы Минэнерго по поддержке угольной промышленности, с которой ознакомилось издание "Ведомости", на грани банкротства находятся 27 угольных компаний, на них приходится в совокупности добыча 40 млн тонн угля в год (почти 10% от общего объема) и 15% его экспорта.
Просто обращаем внимание: это ожидания не каких-то независимых аналитиков, даже не правительственных аналитиков из ЦМАКП (которые тоже не раз делали доклады на эту тему), а именно курирующего отрасль министерства, которое знакомо с ситуацией лучше, чем кто-либо другой. И, собственно, разработало программу "по спасению" отрасли, но на нее, как это всегда бывает, нужны большие деньги, которых пока никто не выделял.
Итак, 27 компаний уже сейчас на грани банкротства. Еще 62 компании, как пишет ведомство, "в сложной ситуации", находятся не просто в убытках, а в убытках свыше среднего показателя по отрасли (сейчас убыточной является вся отрасль). На эти 62 компании приходится в совокупности 126 млн тонн добычи в год или почти 30% от объема добычи 2024 года.
То есть, в совокупности 40% добычи угля под сильной или очень сильной угрозой банкротства. Остальные в большей части просто в убытках, но еще не на грани.
Как сообщает Минэнерго, в Кемеровской области - основном угледобывающем регионе страны, доля убыточных компаний составила 57,3% (это оказывает крайне негативное влияние на бюджет всего региона, ведь налог на прибыль компаний - основной источник его пополнения), в Хакасии — 50% (аналогично). В этих регионах добычу уже полностью остановили 9 и 2 предприятия соответственно. Многие компании снижают производственные планы и консервируют участки производства.
В 2024 году угольная отрасль в целом получила 129 миллиардов рублей убытков, тогда как годом ранее прибыль составляла 357 миллиардов. Можно также вспомнить, что даже в 2022 году отрасль получила прибыль 783 млрд рублей.
Причинами этих убытков, как я писал ранее, стала не только негативная конъюнктура на рынке угля и убыточность экспорта в Китай ("разворот на Восток" тут не принес ничего, кроме серьезных финансовых потерь), но и чрезмерное налогообложение отрасли в 2023 году дополнительными налогами и пошлинами, а также повышение тарифов госмонополий на перевозки угля - желание выжать из нее больше денег в бюджет со стороны государства.
Теперь, вполне вероятно, если есть намерение спасти отрасль, придется, наоборот, вкладывать туда из бюджета еще больше, чем ранее удалось выжать. Выгодно ли это? Вопрос во Вселенную.
Сейчас Минэнерго предлагает разными способами обратно снижать (или хотя бы не повышать) тарифы РЖД на перевозку угля, предоставлять угольным компаниям индексации и скидки в разных случаях.
Чтобы спасти только 27 компаний, которые без этого наверняка обанкротятся, по подсчетам ведомства, потребуется выделить из бюджета 178 млрд рублей. Это больше, чем все вместе взятые дополнительные налоги, полученные от отрасли в 2022-2023 годах (не включая рост тарифов РЖД).
Если спасать не будут (Минфин скажет, что в бюджете нет денег, есть более приоритетные расходы) - отрасль уже скоро сократится на 27 компаний, 9% добычи и 15% экспорта (в 2024 году добыча уже сократилась на 8%). Ну а массовые банкротства компаний потянут за собой проблемы у их кредиторов, поставщиков и т.д. А цена на этот вид топлива на внутреннем рынке очень сильно подскочит (как это уже происходит с газом после потери выгодного экспорта).
Конкретно сейчас падение показателей угольной отрасли продолжается. За первые две декады марта поставки российского энергетического угля в Китай рухнули почти в два раза (на 49 процентов) по сравнению с тем же периодом годом ранее.
А ряд компаний вообще остановили экспорт в Китай коксующегося угля, потому что из-за падения цен в совокупности с сильным ростом себестоимости добычи он начал приносить большие убытки.
Убытки угольных компаний усилились в прошлом году, когда "дружественный" Китай ввел импортные пошлины на российский уголь. Глава правительства Кузбасса недавно призывал власти просить Китай о помощи, о "спасении российской угольной отрасли" - отмене этих пошлин.
А зачем им это? У них и своего угля хватает. Российский, как и нефть, и газ, там готовы покупать только очень дешево, с большими дисконтами, теперь еще и пошлинами.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.