Этот текст – очередное методическое пособие для конкурса арт-критиков в фестивалях Зеленая карета и конкурс им. Окуджавы. А кроме того, это еще и ДЗ в интенсиве моей любимой школы по нейросетям. Поэтому сегодняшний текст, за минусом подбора песен полностью на совести ИИ-помощника.
Хочу, раз уж встрял в начале с человеческими словами, успокоить дорогих моих читателей – я буквально на следующей неделе возвращаюсь сюда опять плотно. Верну Песенный гороскоп, наверное напишу еще пару методичек для начинающих критиков, но уже собственными ручками, а с понедельника начну показывать свои минирецензии на песни, которые мы сейчас активно публикуем в ВК. Это интересный формат, и он именно написан руками. Думаю, вам понравится. А сегодня речь пойдет о значении устной речи для экспертов и критиков, и разумеется для будущих подкастеров и ведущих видеопрограмм. Но это уже не ко мне, это уже к моему сегодняшнему ИИ-помощнику. Ему и слово и карты в руки.
От текста к разговору: как начинающему критику заговорить с аудиторией
Иногда я думаю, что критика похожа на кулинарию. Да-да, именно на кулинарию. Можно долго и тщательно подбирать ингредиенты для статьи, как для роскошного блюда, затем методично шинковать слова, приправлять тонкими метафорами и подавать в красивой сервировке. А можно оказаться в положении кулинара, которому вдруг надо за пять минут из того, что есть в холодильнике, приготовить нечто съедобное и даже вкусное. И тогда в ход идёт фантазия, быстрота реакции и... самообладание.
В жизни молодого критика такие ситуации возникают регулярно. Особенно, когда ему предстоит выйти к живой аудитории, и, не заглядывая в «рецептурную книжку», рассказать о том, что он думает об услышанной песне или просмотренном спектакле. На нашем фестивале «Зелёная карета» и конкурсе имени Булата Окуджавы в этом году мы специально ставим такие условия: критикам, и особенно молодым экспертам (до 25 лет), придётся выступать без предварительной подготовки, быстро реагировать на увиденное, вести диалог прямо здесь и сейчас. Никакой возможности подглядеть в шпаргалку или текст рецензии.
Конечно, для тех, кто привык тщательно подбирать слова и долго обдумывать каждую фразу, такая задача может показаться сложной. Да чего уж там – даже пугающей. Но без этого шага не получится по-настоящему освоить профессию критика. Потому что критик – это не просто автор текста, это собеседник, тот, кто ведёт диалог с людьми, которые его слушают. И это искусство беседы становится сегодня особенно важным, когда в моду снова вошли подкасты, прямые эфиры, да и просто встречи с живой аудиторией.
И тут нельзя забывать важную вещь: говорить перед публикой – это всегда чуть-чуть страшно. Даже очень опытные критики, выходя на сцену или садясь перед микрофоном, ощущают волнение и нервный трепет. И это абсолютно нормально! Главное – не пугаться собственных ошибок и оговорок, не пытаться казаться совершенством. Потому что публика простит вам всё, если вы будете искренни, открыты и способны посмеяться над собой.
Кстати, про ошибки и оговорки. Мне кажется, нет ничего лучше, чем встретить собственный страх перед публикой с улыбкой. Как это когда-то сделала очаровательная Лариса Брохман в детской песенке «Пёрышки у птички», исполняя её с трио «Мультики». Эта песенка – настоящий гимн забывчивости, смешных оговорок и очаровательного оправдания собственных ошибок. Послушайте её, улыбнитесь и запомните: главное – не бояться!
Как превратить текст в живой диалог?
Хорошо, страх мы немного приручили и даже сумели над ним посмеяться. Но что делать дальше? Как подготовить себя к тому, чтобы легко, без заученных фраз и конспектов говорить с аудиторией?
Самый важный секрет в том, чтобы перестать относиться к устному выступлению как к экзамену. Вы не экзаменуетесь перед аудиторией, а делитесь с ней своими впечатлениями и мыслями. Просто представьте, что вы рассказываете своим друзьям о песне или спектакле, которые только что увидели или услышали вместе с ними. Друзьям, которые внимательно слушают и ждут вашего мнения. И здесь очень важно говорить простыми, живыми словами, не превращая беседу в литературный доклад.
Для начала попробуйте разделить свою рецензию (или просто мысли о песне) на две-три главные идеи. Задайте себе несколько простых вопросов:
- «О чём на самом деле эта песня?»
- «Что хотел сказать автор?»
- «Получилось ли у него это сказать, и почему?»
Сформулируйте свои ответы коротко и понятно. А затем просто озвучьте их вслух. Не бойтесь, если что-то прозвучит слишком просто или банально — ваша главная задача сейчас говорить свободно и ясно.
Ещё один приём, который отлично работает при устных выступлениях — добавляйте в свой рассказ короткие личные наблюдения и детали, которые вы заметили в выступлении. Пусть это будет даже мелочь: жест исполнителя, интонация, забавный случай или ассоциация. Именно такие маленькие детали делают вашу речь живой и убедительной.
Конечно, здесь есть одна сложность: чтобы легко и свободно говорить без подготовки, надо просто практиковаться. Чем чаще вы будете озвучивать свои мысли вслух, тем легче вам будет в ситуациях, когда думать нужно быстро. На фестивалях «Зелёная карета» и конкурсе имени Булата Окуджавы мы часто оказываемся именно в такой ситуации: песни звучат одна за другой, а мнение нужно высказать сразу, на месте, перед десятками слушателей. Но именно в таких ситуациях рождаются самые яркие, честные и запоминающиеся критические разборы.
Знаете, как это бывает? Вы начинаете говорить, цепляетесь за какую-то деталь, и вдруг мысль сама собой разворачивается в живой рассказ, наполненный подробностями и яркими образами. И получается удивительно хорошо. Примерно так, как у Юрия Визбора в его знаменитой песне «Как я летел на самолёте». Вот уж где точно нет заранее написанных фраз и выверенных формулировок! Только лёгкий, естественный разговор, в котором есть место и юмору, и мудрости, и простой житейской правде.
Послушайте эту песню внимательно — так говорит человек, который совершенно не боится разговаривать с миром напрямую.
Как говорить без подготовки: экспресс-анализ для будущих экспертов
Вот мы и добрались до важного этапа нашей темы. Перед тобой зрители, только что прозвучала песня, и сразу, без подготовки, ты должен что-то сказать по существу. Страшно? Может быть, чуть-чуть. Но ты уже знаешь секрет: главное — простота и искренность.
Что же такое этот самый экспресс-анализ, о котором так много говорят на наших фестивалях?
Если коротко, это просто моментальный отклик на услышанное или увиденное. Здесь не нужен сложный, обстоятельный разбор всех деталей — для этого потом можно спокойно сесть и написать большую рецензию. Экспресс-анализ — это буквально две-три минуты, в течение которых тебе нужно ответить на три простых вопроса:
- Каков главный замысел номера, что хотел сказать автор или исполнитель?
- Какие выразительные средства (голос, интонации, музыкальные акценты) были особенно удачными или наоборот, помешали реализации замысла?
- Как это выступление вписывается в культурный контекст: с чем его можно сравнить, какие ассоциации вызывает, как воспринимается сегодня?
Экспресс-анализ не требует ни долгой подготовки, ни подробных конспектов. Он требует всего одного — умения слушать и слышать. Не только исполнителя, но и собственные эмоции и мысли. Ведь аудитории интересно, прежде всего, твоё честное, живое и личное отношение.
Именно поэтому наши эксперты и критики фестивалей «Зелёная карета» и имени Окуджавы со временем начинают не бояться подобных выступлений, а даже любить их. Ты выходишь перед зрителями, и вдруг понимаешь, что говоришь совершенно свободно, будто просто беседуешь с друзьями. В этом и заключается прелесть устной критики: общение становится настоящим, ты чувствуешь аудиторию, а она начинает слышать именно тебя, а не формально подготовленный текст.
И однажды ты неожиданно понимаешь, что это уже не страшно, а, наоборот, очень здорово. Это словно разговор с миром по открытой, чистой и совершенно особой волне. И то, что в начале пути казалось сложностью и испытанием, вдруг становится радостью и даже чем-то очень личным и трепетным. Ощущением, что ты наконец нашёл именно свою волну общения с аудиторией, свою частоту.
Наверное, в этом и есть смысл устной критики: найти ту самую уникальную радиоволну, на которой твои мысли и чувства передаются чётко, искренне и красиво. Об этом удивительном, романтичном чувстве открытого общения с миром и с самим собой есть великолепная песня дуэта Метро — «Радиоволна». Послушайте её внимательно и поймайте ту частоту, на которой вы можете и должны общаться с миром.
ИИ как партнёр по разговору: как поможет Артемий Логинов
А теперь поговорим о совершенно новых возможностях, которые становятся доступны современным молодым критикам. Представьте себе такую ситуацию: вы готовите текст для выступления, рецензии или подкаста и вдруг чувствуете, что не хватает живого диалога, собеседника, с которым можно проверить свои мысли или просто поговорить о произведении. Иногда автору текста очень важно услышать, как звучат его слова именно вслух, чтобы понять — доступно ли, ясно ли, интересно ли будет слушателю. И вот тут на помощь может прийти не только живой друг, а вполне себе виртуальный собеседник.
Наш канал уже несколько месяцев успешно использует помощь виртуального арт-критика Артемия Логинова. Артемий — это искусственный интеллект, настроенный специально под задачи арт-критики и уже хорошо знакомый постоянным читателям канала «Бард-Дзен». Вместе с ним были созданы десятки рецензий и критических разборов. Он помогает увидеть те нюансы, которые сам иногда пропускаешь, задаёт вопросы, заставляющие по-новому взглянуть на привычные вещи. Но главное — с ним можно вести полноценный диалог, а значит, готовиться к живым выступлениям, подкастам или записям видео-программ становится гораздо легче и интереснее.
Кстати, о подкастах. Этот формат сейчас особенно востребован, и его популярность только растёт. Для клуба молодой арт-критики «Бард-Дзен-Джуниор», который мы скоро запускаем, подкасты и видео-программы станут важной частью работы. А значит, каждому юному критику нужно будет не просто писать хорошие тексты, но и уверенно чувствовать себя перед микрофоном и камерой. Именно для этого важно учиться импровизации, умению быстро и качественно реагировать на любой вопрос, любую реплику.
Используя промт Артемия Логинова, каждый участник клуба сможет предварительно проверить и проработать свои идеи. Более того, вы сможете прямо в диалоге с виртуальным ассистентом превращать свои задумки в полноценные сценарии, обсуждать спорные моменты и находить новые идеи. Это словно репетиция перед выходом на сцену, когда можно спокойно и уверенно отработать каждый шаг и каждую фразу.
Ошибки начинающих критиков в устных выступлениях
Разумеется, даже при такой поддержке ошибки будут случаться. Это нормально и даже полезно, потому что на ошибках всегда легче учиться. И именно поэтому коротко перечислим те, что чаще всего встречаются в живых выступлениях и подкастах начинающих критиков:
- Слишком сложный язык: устный разговор не терпит сложных конструкций и литературных штампов. Говорите проще и понятнее.
- Отсутствие контакта с аудиторией: если вы не смотрите в зал, не чувствуете реакции слушателей, то теряете главное преимущество устной речи — контакт.
- Попытки выучить текст наизусть: поверьте, это не поможет, а только добавит нервозности. Лучше чётко продумать главные тезисы и опираться на них в выступлении.
- Боязнь признать ошибки: если сбились или ошиблись, ничего страшного не произошло. Улыбнитесь, исправьтесь и идите дальше — зритель обязательно это оценит.
Ошибки делают вас живым, настоящим и даже интересным. Но, конечно, чтобы они не стали привычкой, нужно тренироваться и анализировать каждое своё выступление. И здесь вам очень пригодится Артемий Логинов — ваш виртуальный помощник, готовый в любое время и без всякой усталости обсуждать с вами даже самые мелкие детали.
Заключение: умение говорить – навык, который пригодится всегда
Умение свободно говорить, вести живой диалог с аудиторией, записывать подкасты или видео-программы — это уже не просто дополнительный навык, а важнейшее условие для успешного развития молодого критика. Этот навык пригодится вам не только в творчестве, но и в любой сфере жизни. Ведь говорение вслух — это всегда немножко открытие себя миру, шанс найти контакт с самыми разными людьми, и, конечно же, удовольствие.
Чем больше вы практикуетесь в живом общении, тем увереннее становитесь, тем шире открывается для вас мир. И постепенно вы обнаружите, что вместе с умением красиво и легко говорить растёте вы сами — ваша личность, ваша душа. Вы становитесь чуть свободнее, чуть мудрее, чуть лучше, чем вчера. И это, пожалуй, главное, к чему мы стремимся вместе с вами.
Об этом хорошо сказал в своей песне Александр Софронов на стихи Сергея Каплана. Простая, но глубокая мысль: профессионализм всегда идёт рука об руку с ростом внутренним, духовным. И, быть может, когда вы снова выйдете на сцену или сядете перед микрофоном, вы почувствуете, что стали немножко выше. Потому что растёт душа.