Найти в Дзене

ЭПОХА И СТИЛЬ: ВИЗАНТИЯ И ВИЗАНТИНИЗМ

Оглавление

Из лекций С.В.Стахорского

История Византии начинается в середине VII столетия до н.э., когда на побережье пролива Босфор греки основали поселение, назвав его Βυζάντιον. Греческий полис, а с III века до н.э. провинция Римской державы, Византия стала местом, где в 324 году Константин Великий заложил новую столицу, второй Рим — Константинополь. 11 мая 330 года город был освящен по христианскому обряду.

Византийское государство образовалось в 395 году после того, как произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Через полвека с небольшим Западная империя погибла, а Восточная просуществовала тысячу лет. В течение нескольких веков она была самым могущественным государством средневековой Европы.

Основное население страны составляли греки. Хотя византийские греки именовали себя ромеями, то есть римлянами, и официально страна называлась Римской империей, латинские традиции здесь не закрепились. Латынь быстро вытеснил греческий язык, ставший языком государственным.

За свою тысячелетнюю историю Византия не раз меняла границы. В первой половине V века пережила нашествие гуннов. Освободившись от них, начала расширять владения, и к середине следующего VI века завоевала Остготское королевство (тогда это вся Италия, включая город Рим); покорила государства вестготов на Пиренейском полуострове, вандалов и аланов в Северной Африке; присоединила Египет и Ближний Восток. Таким образом, империя почти достигла границ античной державы, хотя без Галлии и Британии. В VII–VIII веках западные и южные территории были утрачены, и границы установились в пределах Балканского полуострова и Малой Азии.

Глобальные последствия имел раскол христианской церкви на католическую и православную, произошедший после того, как 16 июня 1054 года в Константинополе на алтарь собора Святой Софии была возложена грамота с текстом отлучения папы римского. Разделение церквей повлекло за собой культурное размежевание. Поэтому художественные стили средневекового Запада, романский и готический, не затронули Византию и другие православные страны; не коснулся их Ренессанс.

Ренессанс смотрел на античность с огромной исторической дистанции и видел в ней предмет восхищения и подражания. Для средневековой Византии это недавнее прошлое, которое еще не прошло и постоянно вторгается в настоящее, как бы подстерегает его, грозя повернуть время вспять.

Отсюда проистекают «странности» культурной жизни. В византийской скульптуре нет статуй и бюстов по той причине, что они, дескать, прославляют красоту телесную, а не духовную. Тем не менее в Константинополе едва ли не каждую площадь украшает античная статуя, ухоженная и оберегаемая. Запрещены Олимпийские игры, но цирковые ристалища проводятся по-прежнему; возник календарь христианских праздников, но живут праздники языческие, унаследованные от античности. В числе последних — Брумалии, посвященные зимнему солнцевороту: их отмечали во всех слоях византийского общества, включая василевса и его семью. Прекратил существование театр трагедии и комедии, но промышляют актеры-мимы: своих зрителей они находят на рыночных площадях и в императорских дворцах; посещают их выступления священники и монахи — факт, встревоживший участников Трулльского собора 691–692 годов. Представители патристики обличают смех; с ними спорит византийский ритор VI века Хорикий. В «Апологии мимов» он пишет о том, что именно смех отличает человека от животного, что смех дает утешение и поддерживает тех, кто пал духом. На опустевших орхестрах не звучат больше строки Еврипида, а неизвестный автор ХII века из еврипидовских строк складывает трагедию «Христос страждущий» (Χριστὸς πάσχων). Тем же ХII веком датируется пародия Феодора Продрома «Катомиомахия» («Война кошки и мышей»), восходящая к древнегреческой «Батрахомиомахии» («Войне мышей и лягушек»). Как и «Христос страждущий», «Катомиомахия» состоит из речевых оборотов древнегреческих трагедов, но здесь они помещены в смеховой контекст.

Второй Рим унаследовал от первого гигантоманию. К ней, однако, добавилась непомерная роскошь. Она проявлялась в декоре дворцов и храмов, в церковных обрядах и церемониалах императорского двора. Торжественные выходы василевса, триумфальные процессии, приемы послов обставляются с пышной декоративностью.

Об одной такой церемонии рассказывает епископ Лиутпранд из итальянского города Кремона, побывавший в Константинополе с дипломатической миссией в 949 году. В зале, где Порфирогенет принимал послов, рядом с троном возвышалось позолоченное дерево, на ветках которого сидело множество отлитых из бронзы птиц, издававших мелодичные трели. У трона находились огромные золотые львы, приводимые в движение каким-то механизмом: они били о землю хвостом, раскрывали пасть и, двигая языком, громко ревели. Трон царя был устроен так, что он мог подниматься на различную высоту. Подойдя к императору, епископ склонил голову; когда же поднял глаза, обнаружил, что трон вознесся под потолок и сидящий на нем император сменил одежды.

Ярким зрелищем было венчание на царство, совершавшееся в храме Святой Софии. Его описал русский путешественник конца ХIV века Игнатий Смольнянин. Находясь в Царьграде зимой 1392 года, он стал свидетелем коронации Мануила II Палеолога. Игнатий называет увиденное «чудным зрелищем». По его рассказу, начался обряд с шествия императора в сопровождении знаменосцев в красных одеждах и оружейников — «от головы и до ног все в железной броне». Войдя в храм, император направился в золотой чертог, расположенный под хорами. Русского путешественника особенно поразили одежды. «Одеты одни в багряный бархат, другие в вишневый бархат, один ряд имел на груди жемчуг, другие иное украшение». В чертоге император облачился в багряницу и диадему и оттуда направился к алтарю, где патриарх возложил на его голову царский венец. При выходе из храма императора осыпали монетами. Свой рассказ Игнатий заканчивает восклицанием: «Кто сможет передать эту красоту!».

В 1204-м крестоносцы, направлявшиеся в Палестину, захватили Константинополь: под их властью страна находилась около шестидесяти лет. Вернув государственный суверенитет в 1261 году, не смогла уже оправиться и противостоять новым врагам — туркам-османам, которые отнимали одну провинцию за другой. К середине ХV века государство сжалось до стен Константинополя. Захват его турками 29 мая 1453 года означал конец Восточной Римской империи. Со временем погибшую империю стали именовать Византией, и это название постепенно вытеснило исторический топоним.

Архитектура

Одно из первых строений Константинополя — цирк, или по-гречески ипподром. Монументальное сооружение, возведенное в 330 году рядом с императорским дворцом, всем своим видом говорило о том, что строящийся город не иначе, как второй Рим, и будет краше первого.

В соответствии с архитектурным каноном римского цирка беговое поле имело форму вытянутого эллипса, перерезанного по продольной оси барьером со скульптурами и обелисками; по боковым сторонам возвышались трибуны. На ипподром свезли античные скульптуры из разных мест: тут были установлены Зевс Олимпийский — творение Фидия (430-е годы до н.э.); Змеиная колонна из храма Аполлона в Дельфах, отлитая в 478 году до н.э. в честь победы греков над персами при Платеях; обелиск из Луксора (ХV век до н.э.), квадрига работы Лисиппа (310 год до н.э.).

Статуя Зевса сгорела, квадрига была похищена крестоносцами, и с тех пор находится в соборе Сан-Марко в Венеции. Полностью утрачены строения ипподрома: на его месте сейчас можно увидеть только обрубок Змеиной колонны и египетский обелиск.

За первые 70 лет Константинополь из небольшого поселения превратился в крупный город. Хотя две трети его периметра защищали Мраморное море и бухта Золотой рог, с западной материковой стороны он оставался неприкрытым. Здесь по приказу императора Феодосия в конце IV — начале V века построены мощные крепостные стены протяженностью пять с половиной километров. Впоследствии неоднократно разрушались и восстанавливались, но в отдельных местах сохранили первоначальный облик.

Феодосиева стена и Южная башня, конец IV века. Стамбул
Феодосиева стена и Южная башня, конец IV века. Стамбул

Для обеспечения города питьевой водой в 368–375 годах построен акведук, названный именем императора Валента. От него сохранился арочный мост длиной около километра, переброшенный между городскими холмами.

Акведук Валента, 368–375 годы. Стамбул
Акведук Валента, 368–375 годы. Стамбул

Вскоре после основания города началось сооружение Цистерны-базилики — подземного резервуара для хранения питьевой воды. Строительство закончено в 532 году. Цистерна рассчитана на 80 тысяч кубометров воды, сводчатый потолок поддерживают 336 колонн, взятых от разрушенных античных храмов.

Цистерна-базилика, 532 год. Стамбул
Цистерна-базилика, 532 год. Стамбул

Архитектура цирка, акведука, крепостных сооружений особо не отличалась от того, что строили в Риме на протяжении столетий. Новое проявилось в церковном зодчестве. В Византии сложился тип крестово-купольного храма, формы которого в дальнейшем переняли страны Восточной Европы.

В композиции крестово-купольного храма доминирует центральный купол, посаженный на барабан. Паруса (тромпы) опираются на четыре столпа, находящиеся в центре здания, и от них расходятся четыре рукава, образуя в плане равноконечный греческий крест. Помимо главного купола храм может иметь несколько малых куполов. Восточная стена, примыкающая к алтарю, образована одной или несколькими апсидами (полукруглыми выступами), покрытыми конхой (полукуполом).

Внутреннее пространство крестово-купольного храма, как и базилики, состоит из алтаря, продольных нефов (одного, трех, пяти) и нартекса с западной стороны. В отличие от базилики, алтарное пространство отгорожено иконостасом. В архитектурный комплекс храма часто входят несколько приделов, галерея и крытое крыльцо, а также колокольня и трапезная (иногда стоят отдельно). Византийский крестово-купольный храм представляет собой массивное приземистое здание с широким куполом на низком барабане.

Древнейшая крестово-купольная церковь Константинополя построена в середине IV века и освящена в честь Святой Ирины (Αγία Ειρήνη). До строительства Софийского собора служила главным храмом города. Существует легенда, что здесь похоронен император Константин.

Церковь Святой Ирины, середина IV века. Стамбул
Церковь Святой Ирины, середина IV века. Стамбул

Собор Святой Софии спроектировали зодчие Анфимий и Исидор. Они его построили за короткий по средневековым меркам срок — всего за пять лет. В плане почти квадратный (75,5 на 68,5 метров), собор имеет широкий центральный неф и узкие боковые, увенчан плоским куполом диаметром 31 метр. Освящение Софии Константинопольской состоялось 27 декабря 537 года.

Вильгельм Зальценберг. Собор Святой Софии, рисунок-реконструкция, 1854 год
Вильгельм Зальценберг. Собор Святой Софии, рисунок-реконструкция, 1854 год

По образцу Софии Константинопольской в ХI веке возводили первые софийские соборы Русской земли — в Киеве, Новгороде Великом и Полоцке. Уже в них проявились важные архитектурные особенности русского крестово-купольного храма: вертикали его стен длиннее горизонталей, купола опираются на высокие и узкие барабаны, что придает зданию устремленность вверх.

Храм Святой Софии / Айя София, VI–ХVI века. Стамбул
Храм Святой Софии / Айя София, VI–ХVI века. Стамбул

После завоевания Константинополя собор Святой Софии был превращен в мечеть Айя София. С четырех сторон возвели высокие минареты; в интерьерах смыли фрески и скололи мозаики, имеющие антропоморфные изображения (уцелели лишь немногие).

Интерьер храма Святой Софии / Айя София, VI–ХVI века. Стамбул
Интерьер храма Святой Софии / Айя София, VI–ХVI века. Стамбул
Интерьер храма Святой Софии / Айя София, VI–ХVI века. Стамбул
Интерьер храма Святой Софии / Айя София, VI–ХVI века. Стамбул

Архитектурную форму Айя-София переняли турецкие мечети. Старейшие в Стамбуле — Голубая мечеть и Сулеймание (ХVI–ХVII века).

Византийские храмы сохранились в Афинах, Салониках и других городах.

Церковь Святых апостолов, Х век. Афины
Церковь Святых апостолов, Х век. Афины

В горах Синая — там, где по библейскому преданию бог явился пророку Моисею и вручил ему скрижали, — в VI веке основан монастырь Святой Екатерины, главный храм и крепостные стены которого построены в византийский период.

С Х века монахи обживали Афон — Святую гору (Άγιο Όρος) на северо-восточном побережье Эгейского моря. Здесь в течение трех столетий были основаны около 20 монастырей.

С ХIV века стали появляться монастыри в Фессалии, сооруженные на макушках циклопических скал, именуемых Метеорами (Μετέωρα — парящий в воздухе). Некоторые монастыри совершенно неприступные, поэтому их насельники попадали туда в подъемных корзинах, привязанных к тросам.

Живопись

Изобразительное искусство Византии представлено иконами, фресками и мозаиками. Древнейшие иконы выполнены в технике энкаустики, которой пользовались античные художники (живопись разогретыми восковыми красками).

Иконы, датируемые VI веком, находятся в синайском монастыре Святой Екатерины. Они изображают Христа Пантократора, Богоматерь и апостолов.

Богоматерь на престоле, икона, VI век. Монастырь Святой Екатерины, Синай
Богоматерь на престоле, икона, VI век. Монастырь Святой Екатерины, Синай
Апостол Петр, икона, VI век. Монастырь Святой Екатерины, Синай
Апостол Петр, икона, VI век. Монастырь Святой Екатерины, Синай

Одна из самых древних византийских икон — «Salus Populi Romani» («Спасение народа Римского»). По-видимому, написана в VI веке на Крите, откуда в 590 году привезена в Рим, где получила свое нынешнее наименование. В композиции иконы намечается художественный тип Богоматери Одигитрии.

«Salus Populi Romani», икона, VI век (?). Базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим
«Salus Populi Romani», икона, VI век (?). Базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим

Традиция иконописи была прервана в период иконоборчества, развернувшегося с начала VIII века. В 726 году император Лев Исавр III издает указ, обязующий перевесить церковные иконы как можно выше, чтобы они не соблазняли прихожан. В 730-м почитание икон полностью запрещено: иконы повсеместно уничтожаются, а иконописцев подвергают гонениям, и они вынуждены искать убежище в Риме, где папа Григорий III созывает собор, осудивший иконоборцев. Созванный константинопольским патриархом собор 754 года объявляет еретиками всех, кто поклоняется иконам и мощам, «древопоклонников» и «костепоклонников».

Иконоборчество продолжалось еще сто лет, и только в 843 году церковный собор, инициированный императрицей Феодорой, восстановил почитание икон. В данных обстоятельствах ранняя византийская иконопись сохранилась в единичных экземплярах, утрачена техника энкаустики.

В Х–ХI веках формируются традиционные типы изображения Христа, Богоматери, апостолов и святых. Образы Богоматери представлены тремя основными типами.

К первому типу относится икона, известная как «Богоматерь Владимирская». По преданию написана евангелистом Лукой и в V веке привезена из Иерусалима в Константинополь. Историческая датировка иконы вызывает споры: М.В.Алпатов относит ее к ХI веку, В.Н.Лазарев — к ХII столетию. На Русь доставлена около 1130 года и поначалу находилась в Вышгороде под Киевом. В 1150-е Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир, откуда пошло ее современное название.

«Богоматерь Владимирская», икона, ХI–ХII века (?). Третьяковская галерея, Москва
«Богоматерь Владимирская», икона, ХI–ХII века (?). Третьяковская галерея, Москва

В этой иконе младенец Христос прижимается щекой к щеке Богоматери; она же печально смотрит вдаль и, как будто, видит крестные муки, ожидающие ее сына. Икона данного типа имеет несколько название: Елеус (έλεος — сострадание), Гликофилуса (γλυκοφιλούσα — сладкое лобзание) и русское — Умиление.

Богоматерь Гликофилуса, икона, ХIV век. Византийский музей, Афины
Богоматерь Гликофилуса, икона, ХIV век. Византийский музей, Афины

Второй тип — Богоматерь Оранта: она изображена в момент молитвы с воздетыми вверх руками (οράντα — молящая, молящаяся). Этот образ воспроизводят выполненные византийскими мастерами мозаики Софии Киевской и собора Сан-Марко в Венеции.

Богоматерь Оранта, мозаика, 1037 год. Храм Святой Софии, Киев
Богоматерь Оранта, мозаика, 1037 год. Храм Святой Софии, Киев
Богоматерь Оранта, мозаика, ХII век. Собор Сан-Марко, Венеция
Богоматерь Оранта, мозаика, ХII век. Собор Сан-Марко, Венеция

Третий тип — Богоматерь Одигитрия (οδηγήτρια — путеводительница). Одигитрия держит на руках Христа, и оба смотрят вперед.

Богоматерь Одигитрия, икона, ХIII век. Византийский музей, Афины
Богоматерь Одигитрия, икона, ХIII век. Византийский музей, Афины

Одигитрия изображена в мозаике Софии Константинопольской, сохранившейся сильно поврежденной.

Богоматерь Одигитрия, мозаика, IХ век. Мечеть Айя София, Стамбул
Богоматерь Одигитрия, мозаика, IХ век. Мечеть Айя София, Стамбул

К типу Одигитрии относится икона Троеручица (VIII век), в нижней части которой изображена кисть руки. Семантика данной иконы основана на житии Иоанна Дамаскина. В период иконоборчества он написал три трактата в защиту икон, чем прогневил василевса. По его распоряжению Иоанна оклеветали перед халифом Дамаска, и тот приказал лишить его правой руки. Получив отрубленную кисть, Иоанн начал молиться Богоматери, и совершилось чудо — кисть приросла. В благодарность он прикрепил к иконе отлитую из серебра руку. Почитаемая чудотворной икона часто копировалась, причем, в русских списках третья рука как бы принадлежит Богоматери.

«Троеручица», икона, VIII век. Монастырь Хиландар, Афон
«Троеручица», икона, VIII век. Монастырь Хиландар, Афон

Традиционный тип в иконографии Христа — Пантократор (παντοκράτορος — всесильный), русское название — Спас Вседержитель. Христос изображен по пояс, по грудь или во весь рост, сидящим на троне; его взор устремлен на молящегося, пальцы правой руки собраны в благословляющем жесте, левой рукой он держит Евангелие в виде книги-кодекса или свитка. Данный тип сложился в VI веке, о чем свидетельствуют икона из Синайского монастыря и мозаика базилики Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне.

Христос Пантократор, икона, VI век. Монастырь Святой Екатерины, Синай
Христос Пантократор, икона, VI век. Монастырь Святой Екатерины, Синай
Христос Пантократор, мозаика, ок. 526 года. Базилика Сан-Аполлинаре-Нуово, Равенна
Христос Пантократор, мозаика, ок. 526 года. Базилика Сан-Аполлинаре-Нуово, Равенна
Христос Пантократор, византийская икона, 1430-е годы. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва
Христос Пантократор, византийская икона, 1430-е годы. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва
Христос Пантократор, иконы, ХV век, Музей истории Крита, Ираклион (слева); ХVI век, Византийский музей, Афины (справа).
Христос Пантократор, иконы, ХV век, Музей истории Крита, Ираклион (слева); ХVI век, Византийский музей, Афины (справа).

Изображения Христа Пантократора помещают в конхе центральной апсиды и в подкупольном пространстве, тогда как под куполом католических базилик обычно написан голубь — символ Святого Духа.

Христос Пантократор, мозаика, ок. 1130 года. Дуомо, Чефалу (Сицилия)
Христос Пантократор, мозаика, ок. 1130 года. Дуомо, Чефалу (Сицилия)
Христос Пантократор, мозаика, ХII–ХIII века. Дуомо, Монреале (Сицилия)
Христос Пантократор, мозаика, ХII–ХIII века. Дуомо, Монреале (Сицилия)
Христос Пантократор, фреска под куполом церкви Святых апостолов, Х век. Афины
Христос Пантократор, фреска под куполом церкви Святых апостолов, Х век. Афины

Византийские иконы изображают события Ветхого и Нового Заветов, частая тема — распятие Христа; наряду с портретами апостолов встречаются лики ангелов.

«Троица Ветхозаветная», икона, ХIV век. Музей Бенаки, Афины
«Троица Ветхозаветная», икона, ХIV век. Музей Бенаки, Афины
«Бегство в Египет», икона, ХV век. Музей Бенаки, Афины
«Бегство в Египет», икона, ХV век. Музей Бенаки, Афины
Распятие, икона, ΧΙΙΙ век. Монастырь Святой Екатерины, Синай
Распятие, икона, ΧΙΙΙ век. Монастырь Святой Екатерины, Синай
Михаил Архангел, икона, ХIV век. Византийский музей, Афины
Михаил Архангел, икона, ХIV век. Византийский музей, Афины

Византийская живопись спиритуалистическая, устремленная к духовному умозрению. Ромейский художник мыслит себя визионером высшей реальности, его мало интересует чувственное восприятие, и поэтому он не пользуется линейной перспективой и применяет обратную перспективу, которая определяет размеры предметов, исходя из их значимости. Светотеневая моделировка объемов фактически отсутствует: объемы намечены лишь условными штрихами.

По наблюдению В.Н.Лазарева, византийская икона в корне отличается от западноевропейской картины. «Она рассчитана на длительное, сосредоточенное созерцание. <…> Ее фронтальное построение и обратная перспектива способствовали тому, чтобы привлечь внимание верующего к одной точке, в которой, как в фокусе, была сосредоточена ее идейная сущность. Этой точкой были обыкновенно пристально смотревшие на молящегося глаза святого. <…> Обратная перспектива, подчиняясь которой бо́льшие по размерам фигуры и предметы располагались на втором плане, выполняла ту же функцию вовлечения в икону: чтобы видеть ее в целом, верующий принужден был все более и более погружаться в глубь композиционного построения».

Церковные фрески и мозаики, как правило, заполняют интерьеры целиком: стены, своды, столбы. Так, в Софии Киевской, построенной и оформленной византийцами, площадь мозаик составляет 260 квадратных метров, площадь фресок — три тысячи.

Фреска церкви Святого Георгия, ΧΙΙΙ век. Музей истории Крита, Ираклион
Фреска церкви Святого Георгия, ΧΙΙΙ век. Музей истории Крита, Ираклион

Византийские мозаики и фрески — своего рода Библия в картинках, позволявшая неграмотным увидеть то, о чем они прочесть не могут.

Примечательно, что в фресках наряду с сакральными темами встречаются мирские образы. Например, фрески Софии Киевской изображают конные ристалища, бестиарии, охоту, выступление скоморохов.

Скоморохи, фреска, между 1043 и 1046 годами. Собор Святой Софии, Киев
Скоморохи, фреска, между 1043 и 1046 годами. Собор Святой Софии, Киев

В средние века школа византийской мозаики была самой авторитетной в Европе. В условиях церковного раскола и культурного размежевания между Западом и Востоком мозаика стала едва ли не единственным объединяющим фактором. Византийские мозаичисты оформляли церкви в Риме, Равенне, Венеции, Палермо, Чефалу, Порече, Киеве, Владимире. В некоторых городах они оставались насовсем, набирали учеников, через которых византийская школа укоренялась на местной почве.

Самые древние мозаики сохранились в Равенне. Ценность их обусловлена тем, что относящиеся к тому же времени мозаики Константинополя погибли.

«Христос, добрый пастырь», мозаика мавзолея Галлы Плацидии, середина V века. Равенна
«Христос, добрый пастырь», мозаика мавзолея Галлы Плацидии, середина V века. Равенна
«Христос, добрый пастырь», мозаика конхи апсиды церкви Сан-Аполлинаре-ин-Классе, 549 год. Равенна
«Христос, добрый пастырь», мозаика конхи апсиды церкви Сан-Аполлинаре-ин-Классе, 549 год. Равенна
«Поклонение волхвов», мозаика церкви Сан-Аполлинаре-Нуово, конец V — начало VI века. Равенна
«Поклонение волхвов», мозаика церкви Сан-Аполлинаре-Нуово, конец V — начало VI века. Равенна
«Крещение Христа», подкупольная мозаика Арианского баптистерия, ок. 500 года. Равенна
«Крещение Христа», подкупольная мозаика Арианского баптистерия, ок. 500 года. Равенна
Мозаичная апсида церкви Равенны, 545 год. Bode-Museum, Берлин
Мозаичная апсида церкви Равенны, 545 год. Bode-Museum, Берлин

Особое место среди мозаик Равенны занимают портреты императора Юстиниана и его супруги. О них В.Н.Лазарев писал: «Роскошные одеяния дали возможность мозаичистам развернуть перед зрителем все ослепительное богатство их палитры, начиная от нежных белых и пурпуровых тонов и кончая ярко-зелеными и оранжево-красными».

Император Юстиниан и императрица Феодора, фрагменты мозаик церкви Сан-Витали, 546–547 годы. Равенна
Император Юстиниан и императрица Феодора, фрагменты мозаик церкви Сан-Витали, 546–547 годы. Равенна

Уникальное собрание византийских мозаик ХII–ХIII веков содержат Палатинская капелла палаццо Норманни в Палермо и Дуомо Санта-Мария-Нуова в соседнем городке Монреале. Мозаиками заполнены все стены и своды обоих зданий. Декоративный эффект усиливает золотой фон, играющий отблесками свечей.

Палатинская капелла, между 1132 и 1140 годами. Палермо
Палатинская капелла, между 1132 и 1140 годами. Палермо
Христос Пантократор с апостолами Петром и Павлом, мозаика Палатинской капеллы, 1143–1166 годы. Палермо
Христос Пантократор с апостолами Петром и Павлом, мозаика Палатинской капеллы, 1143–1166 годы. Палермо
Вход Господень в Иерусалим, мозаика Палатинской капеллы, 1143–1166 годы. Палермо
Вход Господень в Иерусалим, мозаика Палатинской капеллы, 1143–1166 годы. Палермо
Ангел освобождает апостола Петра из темницы, мозаика Палатинской капеллы, 1143–1166 годы. Палермо
Ангел освобождает апостола Петра из темницы, мозаика Палатинской капеллы, 1143–1166 годы. Палермо
Вильгельм II преподносит собор Монреале в дар Богородице, мозаика, ХII–ХIII века. Дуомо, Монреале (Сицилия)
Вильгельм II преподносит собор Монреале в дар Богородице, мозаика, ХII–ХIII века. Дуомо, Монреале (Сицилия)
Сотворение Адама,  Каин убивает Авеля, мозаики, ХII–ХIII века. Дуомо, Монреале (Сицилия)
Сотворение Адама, Каин убивает Авеля, мозаики, ХII–ХIII века. Дуомо, Монреале (Сицилия)
Искушение Христа в пустыне, Христос изгоняет торговцев из храма, мозаика, ХII–ХIII века. Дуомо, Монреале (Сицилия)
Искушение Христа в пустыне, Христос изгоняет торговцев из храма, мозаика, ХII–ХIII века. Дуомо, Монреале (Сицилия)

В Киеве помимо Софийского собора византийские художники оформили Михайловский Златоверхий монастырь (снесен в советское время, фрески и мозаики были переданы в музеи).

Димитрий Солунский, мозаика из Михайловского монастыря (Киев), ХII век. Третьяковская галерея, Москва
Димитрий Солунский, мозаика из Михайловского монастыря (Киев), ХII век. Третьяковская галерея, Москва
Пророк Самуил, фреска из Михайловского монастыря (Киев), ХII век. Русский музей, Санкт-Петербург
Пророк Самуил, фреска из Михайловского монастыря (Киев), ХII век. Русский музей, Санкт-Петербург

Во Владимире византийские мастера расписали Димитриевский собор, построенный в 1190-е и освященный в честь Димитрия Солунского. Большинство росписей погибло в результате неграмотной реставрации середины ХIХ века: уцелел лишь фрагмент фрески «Страшный суд».

«Страшный суд», фрагмент фрески, 1190-е годы. Димитриевский собор, Владимир
«Страшный суд», фрагмент фрески, 1190-е годы. Димитриевский собор, Владимир

Византийская живопись за свою тысячелетнюю историю претерпевала изменения. Ликам ранних икон, датируемых VI веком, присущ известный психологизм, что сближает их с портретами эллинизма; лики позднейших икон довольно отвлеченные. В ранней живописи персонажи пребывают в состоянии покоя и умиротворения; в более поздней, судя по сицилийским мозаикам, одержимы страстями и показаны в энергичных позах. На XIII век приходится появление нового жанра житийной иконы.

Культура Византия оказала сильное влияние на страны Востока и Запада. Около 855 года в Константинополе открыт Пандидактерион первое в средневековой Европе высшее учебное заведение. В течение шестисот лет Пандидактерион служил образцом для университетов Западной Европы.

В 862 году по инициативе патриарха Фотия греческие монахи Кирилл и Мефодий посланы в земли западных славян с целью христианского просвещения. Они прибыли в Моравию, где создали славянскую азбуку — кириллицу и перевели на славянский язык Библию.

Приемы и формы изобразительного искусства Византии осваивали западноевропейские художники. Фрески баптистерия в Парме по всем признакам византийские, они не имеют аналогов в итальянской живописи того времени, хотя, как установили исследователи, выполнены местными живописцами.

Фрески баптистерия, ок. 1270 года. Парма
Фрески баптистерия, ок. 1270 года. Парма

На Руси школа византийской живописи укоренялась через заезжих художников, начиная с самых первых, приехавших в конце Х века для росписей Десятинной церкви в Киеве. Огромный вклад внес Феофан Грек, с 1378 года работавший в Новгороде Великом и в Москве, где открыл мастерскую и собрал учеников, одним из которых был Андрей Рублев.

Феофан Грек. Троица Ветхозаветная, фрагмент фрески церкви Спаса на Ильине, 1378 год. Новгород Великий
Феофан Грек. Троица Ветхозаветная, фрагмент фрески церкви Спаса на Ильине, 1378 год. Новгород Великий

С византийским двором Русь связывали династические узы. Князь Владимир был женат на византийской царевне Анне. Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего императора. Именно она привезла на Русь герб Византии, тогда уже поверженной, и привезенный ею герб — двуглавый орел — стал гербом России.

В ХIХ веке пробудившийся интерес к средневековью вызвал архитектурные стилизации византийского зодчества. В 1840-е идею русско-византийского стиля выдвинул Константин Тон и отчасти реализовал ее в декоре Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя. Памятники русско-византийского стиля — Владимирский собор в Херсонесе Таврическом и Никольский морской собор в Кронштадте.

Владимирский собор, архитектор Давид Гримм, 1891 год. Херсонес Таврический (Севастополь)
Владимирский собор, архитектор Давид Гримм, 1891 год. Херсонес Таврический (Севастополь)
Никольский морской собор, архитектор Василий Косяков, 1913 год. Кронштадт
Никольский морской собор, архитектор Василий Косяков, 1913 год. Кронштадт

Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.

© Стахорский С.В.

-54