Независимо от их изначального происхождения и этнических корней правящего клана, татары в начале 13-го века были монгольским племенем. Они проживали в восточной части Монгольского плато на границе с чжурчжэнями, киданями и Китаем и мало контактировали с тюркскими кланами, жившими далеко на западе.
Дальнейшая их судьба не вполне ясна. Именно татары отправили на небо Есугея-багатура, отца будущего основателя Монгольской империи. Поэтому Тэмуджин много воевал с ними еще до того, как стал Чингисханом. А после окончательной победы в качестве кровной мести истребил всех татарских мужчин ростом выше тележного колеса.
Тем не менее, через несколько десятилетий они вновь появляются на страницах летописей. Сначала европейские и русские источники называют татарами воинов-основателей Золотой Орды, с боями дошедших аж до Германии. Затем их имя принимает все население этого кочевого государства, преимущественно тюркского происхождения.
Почему же тюрки Восточной Европы назвали себя татарами? И как разрешить противоречие, что Чингисхан собственноручно уничтожил мятежное племя?
Ну, начнем с того, что в условиях средневековья полностью стереть с лица земли целый народ попросту невозможно. Тем более, если это кочевники, которые не привязаны к определенной территории. Ни на одну войну не шли всем племенем, в стойбищах всегда оставались взрослые мужчины в большом количестве.
Поэтому примем за данность, что татар не уничтожили, а разгромили и лишили политической силы, включив на определенных правах в новый степной союз. Но как осознающий свое единство клан они и после этого сохранились. Кто-то остался дома и не пришел на войну, других защитил младший брат Чингисхана Джочи-Хасар, женатый на татарке, как и многие степные аристократы.
Монгольский историк Ургунге Онон высказал точку зрения, что татары остались, как данность. Но в понимании людей своего времени они были своеобразные «штрафники» – люди, перешедшие дорогу самому великому хану, которым требовалось смыть свою вину перед ним кровью.
Этот ученый полагал, что им пришлось идти в авангарде Западного похода. И вынужденно участвовать в самых горячих боях. Якобы, они стяжали такую невероятную славу, что все другие племена Золотой Орды впоследствии приняли их имя, поскольку это были герои.
Неудивительно, что монголов называли татарами русские и европейские авторы. Однако, в мусульманском мире и в христианских странах Кавказа их величали тем же именем. То есть, татары должны были поучаствовать в Западном походе в 1230-1240-х годах, а затем отправиться на Ближний Восток в 1250-х. Не слишком ли круто для племени, с которым разобрался сам Чингисхан?
Поэтому за основу следует принять совершенно иную версию. Китайские летописи дают нам примерное представление о том, что происходило в монгольских степях, когда прекратили свое существование Тюркский каганат и его наследники. Историки Поднебесной утверждали, что в 9-12-м столетиях там господствовал союз шивэй – это было их внешнее, а не собственное имя.
Сначала в этой племенной федерации доминировали татары. Но затем стал возвышаться род Борджигин, который называл монголами своих подданных. Однако, этнически это были одни и те же люди, различие отличалось в системе сюзеренитета и вассалитета, т.е., в политике. Поэтому ко времени создания того, что мы называем Монгольской империей, ее элита и простой люд могли считать себя татарами в широком смысле.
В книге «Мэн-да бэй-лу» («Полное описание монголо-татар»), самом первом труде, посвященном Монгольской империи, китайский путешественник в 1221-м году сообщает, что в державе Чингисхана живут черные татары, белые татары и дикие татары. Татарами называются и семья великого хана, и все его приближенные. А про монголов ему ничего не известно.
Автор заявил, что генерал Мухали, ответственный за завоевание чжурчжэньской империи Цзинь в Северном Китае, всегда говорил про себя и своих людей «мы, татары». Для него было бы странно это делать, учитывая, что люди их этого племени были непримиримыми врагами его повелителя.
Еще один китайский источник, книга «Хейда Шилуэ» представляет из себя отчет дипломатов, ездивших ко двору Угедэя в 1235-1236-х годах. Там было сказано, что действующий монгольский великий хан также величал свой народ не монголами, а татарами. И думаю, что ему было лучше знать.
Поэтому самая обоснованная теория состоит в том, что монголы первые 30-40 лет своей экспансии были склонны именовать себя татарами в память о древнем союзе, в котором они состояли. Именно поэтому их так называли завоеванные ими европейские и ближневосточные народы, которые не знают никаких монголов. Даже книга бенедиктинского монаха Плано Карпини, побывавшего в самом Каракоруме, начинается со слов: «История Монгалов, именуемых нами Татарами».
По мере покорения Поднебесной в Монгольской империи появилась собственная историография. И теперь уполномоченные своими государями книжники писали свои труды от лица самих татар. В то же самое время единство этой державы пошатнулось, а Золотая Орда вышла из подчинения.
Центральной власти понадобились новые термины для различения своих и чужих. Поэтому собственные подданные стали носить имя монголов, как группы племен, из среды которых вышел сам Чингисхан. Тогда как западные представители этого же народа сохранили свое прежнее имя.
Что касается тюркского населения Золотой Орды, то оно приняло название собственных завоевателей в качестве изъявления своей лояльности к ним. Так уже много раз было в истории тюрко-монгольских народов: все подданные гуннов назывались гуннами, все подданные тюрок – тюрками, все подданные османов – османами.