Найти в Дзене

Как строить конструктивный диалог между начальником и подчиненным с помощью психотрюков

В конфликте между руководителем и подчиненным у каждого своя правда. Босс — самодур или сотрудник — хам? Но часто виноваты оба. Разбираемся на примере, как это бывает и что нужно делать, чтобы общение было продуктивным, без перехода на личности. Друзья, представьте ситуацию. Я начальник, вызываю к себе ведущего специалиста компании Ксению, и между нами происходит такой диалог: — Ксения, к вечеру надо доделать отчет. Я попрошу вас задержаться сегодня на работе. Договорились? — У нас что, крепостное право не отменили? — Вы как с руководителем разговариваете? Ничего не перепутали? — Вы мне ставите ультиматум? Вас даже не интересует, смогу ли я… У меня, вообще-то, семья. — Напомню, что я здесь руководитель, и я плачу вам зарплату! — (ехидно) Я очень рада. — Вы почему хамите? — А что вы без меня делать будете? — Не пропадем! Мне кажется, тебе уже пора найти другую работу. — Да пожалуйста! — Ну, так иди отсюда! Что произошло? Конфликт, взорвались оба. Вроде бы я дал обычное задание. Это даже

В конфликте между руководителем и подчиненным у каждого своя правда. Босс — самодур или сотрудник — хам? Но часто виноваты оба. Разбираемся на примере, как это бывает и что нужно делать, чтобы общение было продуктивным, без перехода на личности.

Разговор на эмоциях никогда не будет конструктивным. Фото © Игорь Рызов
Разговор на эмоциях никогда не будет конструктивным. Фото © Игорь Рызов

Друзья, представьте ситуацию. Я начальник, вызываю к себе ведущего специалиста компании Ксению, и между нами происходит такой диалог:

— Ксения, к вечеру надо доделать отчет. Я попрошу вас задержаться сегодня на работе. Договорились?

— У нас что, крепостное право не отменили?

— Вы как с руководителем разговариваете? Ничего не перепутали?

— Вы мне ставите ультиматум? Вас даже не интересует, смогу ли я… У меня, вообще-то, семья.

— Напомню, что я здесь руководитель, и я плачу вам зарплату!

— (ехидно) Я очень рада.

— Вы почему хамите?

— А что вы без меня делать будете?

— Не пропадем! Мне кажется, тебе уже пора найти другую работу.

— Да пожалуйста!

— Ну, так иди отсюда!

Что произошло? Конфликт, взорвались оба. Вроде бы я дал обычное задание. Это даже звучало как просьба. Но получил замечание про крепостное право.

Конечно, я начал закипать, напомнил, кто здесь платит деньги, и даже перешел на «ты». А сотрудница испытала давление, ее эмоциональная реакция — гнев: начальник даже не поинтересовался, есть ли у нее возможность остаться после работы.

Друзья, 90% руководителей именно так и поступают. И мне часто задают вопрос, как разговаривать с такими подчиненными.

Мог ли начальник добиться своего без конфликта?

Давайте разберемся. Сотрудница хорошо работала, были нормальные отношения, и вдруг она сопротивляется вроде бы простой просьбе. Почему? Руководитель должен понять причину.

Посмотрим, куда можно было направить диалог:

— Ксения, к вечеру надо доделать отчет. Я попрошу вас задержаться сегодня на работе. Договорились?

— У нас что, крепостное право не отменили?

И в этом моменте задача руководителя определить: она не может или не хочет? Вот как может продолжиться диалог:

— Ксения, мне показалось, или вы против того, чтобы остаться?

— Да, я против.

— В чем причина?

— Сегодня в 7 часов вечера у ребенка концерт в школе. Я обещала ему прийти вовремя.

Нельзя рассчитывать на лояльность сотрудника, если пренебрегать его интересами. Фото © Игорь Рызов
Нельзя рассчитывать на лояльность сотрудника, если пренебрегать его интересами. Фото © Игорь Рызов

Итак, друзья, смотрите, что происходит. Это очень классный психотрюк, который называется «Мне показалось…». Я так и спрашиваю: «Мне показалось или вы сопротивляетесь?».

И сотрудница раскрыла истинную причину: для нее интересы семьи важнее. Она дала обещание ребенку и не может его нарушить.

У руководителя в этой ситуации три задачи:

  1. Принять причину сотрудника: семья важнее.
  2. Сделать так, чтобы отчет был написан.
  3. Показать, что нельзя разговаривать с ним в хамском тоне.

Вот продолжение конструктивного диалога:

— Ксения, я понимаю, что интересы семьи на первом месте, и вы ребенку обещали. Но, как ответственный работник, вы знаете, насколько важен для нас отчет.

— Отчет важен, да. Но что мне делать, я ребенку пообещала…

— Конечно, вам надо идти к нему. И я как отец вам это говорю. Но давайте подумаем вместе, как сделать, чтобы и к ребенку попасть, и отчет доделать. Вы сможете помочь, понимая важность этого вопроса?

— Хорошо, надо подумать, как это сделать.

— Да, и еще один момент. Я понимаю, что вы в эмоциях бросили фразу про крепостное право. Давайте договоримся, если вы что-то не можете или есть противоречия, вы мне прямо об этом скажете.

— Да, хорошо.

— Спасибо большое за понимание.

Друзья, здесь я применяю психотрюк «Погружение в роль». Я погрузил Ксению в роль ответственного сотрудника. И уже продолжаю разговор в других обстоятельствах.

Нет навязывания: иди и делай во что бы то ни стало. А сотрудник уже будет думать, как и в школу попасть и отчет сдать. То есть я делегировал. И, поверьте, отчет будет сделан в такой ситуации.

Друзья, это лишь малая, но очень важная часть того, с чем нам всем приходится сталкиваться каждый день. И продуктивность общения зависит от того, как мы умеем вести переговоры. Этому можно научиться.

Я приглашаю вас на свой бесплатный мастер-класс «Психотрюки: как влиять, убеждать и побеждать в любой ситуации». Вы узнаете переговорные приемы и сможете применять их на практике дома и на работе.

Регистрируйтесь и забирайте в подарок три главы моей книги «Психотрюки. 69 приемов в общении, которым не учат в школе».